Опыт боевых действий АА в Афганистане показал, что выполнение полётов в условиях горной местности сильно отличается от полётов в условиях равнины. И до момента понимания того, что к полётам в горах надо готовить экипажи специально, армейцы потеряли очень много вертолётов. Поэтому был создан центр по подготовке экипажей вертолётов к полётам в горной местности. Спустя какое-то время были наработаны методики, упражнения КБП, разработаны специальные программы подготовки экипажей. Особенностями выполнения полётов в горах является разреженный воздух высокогорья (в былые времена слабые движки вертолётов едва-едва позволяли выполнять задачи по заходам на высокогорные площадки), полёт по ущельям на предельно малой высоте (сильно ограничивающий выполнение маневрирования вертолёта), неустойчивые сильные ветра, которые никогда не дуют постоянно в одном направлении, а также сильные восходящие и нисходящие потоки, которые «швыряют» машину как игрушку по ущелью.
Для поддержания боевой готовности экипажей в горных условиях в КБП был внесён целый раздел по горам. Сборы с армейцами по этой программе проводятся несколько раз в год в разных местах. Основной задачей программы является обучение лётчика выполнению посадок в горах и правильному подбору площадок для посадки с воздуха, но летают и на пилотаж, маршрут и на боевое применение. По маршрутам летают старым дедовским палец-карта-секундомер. Радио в горах не работает, поэтому надо раз в час подниматься на высоту для контрольной связи. Заблудиться можно как два пальца об асфальт, везде горы, всё одинаковое. Ну и по "ProNebo", канешн.
Целями для боевого применения особо не заморачиваются, закрывают район, выкладывают креста на склоне и лупят по нему из чего попало.
Почти все лётчики очень любят данную командировку за вкусный местный шашлык, манты, плов и вкусный местный коньяк. А если ещё попасть в командировку «в сезон», когда горы постоянно «закрыты», командировка становится настоящим отпуском.
Каждый раз, улетая в горы, восьмёрку забивали старыми ненужными покрышками, которые лётчики ходят накануне и клянчат на шиномонтажках. Отгадайте, зачем они нужны? 😏