Крупных ритейлеров принято ненавидеть за то, что они уничтожают малый бизнес, способствуют закрытию небольших магазинов, диктуют свои условия производителям продукции.
Все это так. Но одновременно — как изменилась повседневная бытовая жизнь русской провинции с приходом туда, скажем, «Пятерочки».
99% деревенских магазинов, как вы знаете, — это сельпо. Они работают по загадочному графику, торгуют хозяйственным мылом и дешевой водкой, там очень узкий ассортимент и, понятно, не принимают банковские карты. Поход в деревенский магазин — это обычно путешествие с непредсказуемым концом: что принесет с собой гонец, тому и будут рады его домочадцы. Не до жиру, быть бы живу.
И вот, в деревне открывается «Пятерочка». Появляется убогий, в общем-то, серый ангар, который при всей унылости своих форм все равно — самое опрятное и аккуратное здание на километры вокруг. Внутри работают кондиционеры, играет музыка, а на полках — привычный ассортимент любого городского магазина. Три вида винограда, семь видов зубной пасты, кефир любой жирности, грузинская минеральная вода, мороженое «Мёвэнпик». Конечно, принимают карты, или Apple Pay, или что там у вас.
Мне всегда хотелось, чтобы в русском захолустье жизнь по своим бытовым характеристикам была чуть больше похожа на жизнь в обычном городе. Чтобы житель поселка не был обречен на зубную пасту «Зубной бальзам». Чтобы где угодно можно было купить зерновой кофе, свежий журнал и зарядку для телефона. И в таком случае российская провинция станет чуть более сносной. Мне правда кажется, что доступ к широкому ассортименту товаров способствует некоторому возвышению человеческого достоинства. Нет ничего более унизительного, чем монополия туалетной бумаги «52 метра».
В общем, слава «Пятерочке» и всем прочим сетям, что несут в российскую глухомань цивилизацию. Да, наверное, у этой экспансии много негативных сторон, но я как потребитель эгоистично радуюсь плодам глобализации. И закрывающиеся сельпо мне совсем не жалко.
P.S. Мы арендовали дом на лето, и по выходным я постигаю радости загородной жизни.