Все-таки кажется, что история с попыткой уничтожить работу Покраса Лампаса на Уралмаше не обошлось без неких сил, считающих себя защитниками православия. Во-первых, предложенные объяснения произошедшего выглядят малоубедительно (глава района накануне пишет в Facebook, что работа ему нравится, а потом приказывает закатать ее в асфальт — ну да, ну да). Во-вторых, интересна была
реакция одного околоправославного (кажется) анонимного канала, который стал клеймить художника как сатаниста. И вот, в-третьих, теперь директор Музея святости Екатеринбургский епархии Оксана Иванова
выступила, обращаясь к мэру и губернатору:
«Очень хочется сказать как-то так: Дорогие Евгений Владимирович и Александр Геннадьевич! Закрасьте вы этот "Супрематический крест". Автор уже получил свою славу, работа около трех недель украшает уралмашевский асфальт, все сми про нее рассказали и показали. Если это граффити вам так нравится, художник может сделать картину по мотивам, и можно купить ее за большие деньги в фонды ЕМИИ. Но попирать ногами крест, хоть и в виде граффити, верующим очень смутительно. Как минимум, в таком важном вопросе надо было провести опрос среди жителей района, по результатам которого меньшинство должно подчиниться большинству. Вы жителей окрестных улиц спросили, им это граффити надо? По результатам опроса выходящих из расположенного через дорогу храма, 100% жителей района против этого художества».
В качестве аргумента Иванова приводит 73-е правило Шестого Вселенского Собора: «Посему и мыслью, и словом, и чувством поклонение ему принося, повелеваем: изображение креста, начертываемыя некоторыми на земли, совсем изглаждать, дабы знамение победы нашей не было оскарбляемо попиранием ходящих».
Мне представляется (инсайда нет, чисто интуитивно), что влиятельные православные люди на своем уровне попросили главу района закатать крест, он стал это делать, но поднялся скандал, уровнем выше (мэр и губернатор) все остановили, и теперь, раз не получилось уничтожить работу кавалеристским наскоком, началась аргументация.
В принципе, аргументация — это неплохо. Если у православных верующих есть аргументы, почему бы их не выслушать. Хотя лучше было бы с них и начать, а не закатывать работу асфальтом. Проблема еще в том, что если читать правила Вселенских Соборов и по ним пытаться установить даже не церковную, а просто городскую жизнь (как, видимо, хотелось бы некоторым представителям православной общественности), то может получиться много интересного. Шестой Вселенский Собор, чтобы вы понимали, прошел в 680-681 году в Константинополе. И с тех пор жизнь немного изменилась. Поэтому не все правила этого собора применимы в современной жизни, особенно вне стен храмов.
В частности,
правила этого собора запрещают дружить с иудеями или пользоваться услугами врачей-иудеев, также запрещено мыться с иудеями в банях (Правило 11), запрещено «делаться смехотворцами» или исполнять пляски, а также вообще устраивать любые зрелища (Правило 51), проводить шумные праздники на первый день месяца (так как это эллинский обычай; Правило 62); употреблять в пищу еду с кровью (Правило 67); носить необщепринятую одежду (Правило 71); сочетаться браком православным и неправославным (Правило 72); мыться в бане с женщинами (Правило 77); правила предписывают отлучать от Церкви тех, кто трижды пропустил воскресную службу (Правило 80); запрещены, разумеется, аборты (Правило 91); постыдные изображения (включающие в себя и живопись с любовными сценами; Правило 100).
Надо сказать, что в основном эти правила (некоторые их которых разумны и даже гуманистичны) описывают желаемую жизнь священников и прихожан, и немногие их них выходят за пределы собственно дел церковных, наказанием же обычно служит отлучение от Церкви. То есть, насколько я понимаю, Церковь не настаивает на исполнении этих правил всеми. Само Правило 73, как следует из его текста, было принято, чтобы пресечь практику рисовать кресты прямо на полу некоторых храмов.