Вновь развернулся спор о том, идти ли на голосование по поправкам, если вы против их принятия и против «обнуления» (предположу, 90-95% читателей этого канала — против).
Позиции и аргументы неплохо
изложены в этой публикации TJournal: Алексей Навальный и Евгений Ройзман призывают не ходить на голосование, потому что все уже решено, поправки уже действуют, нет смысла, результат нарисуют любой, опасно для здоровья, не хочется давать власти лишний повод для демонстрации картинки массового голосования.
Максим Кац и Екатерина Шульман, напротив, считают, что лучше сходить и проголосовать против. Ибо опросы показывают, что против поправок высказывается довольно много людей (32%), фальсифицировать проще при отсутствии избирателей на участках, а массовость голосования на самом деле слабо влияет на легитимность.
Что мне лично не нравится — то, что дискуссия о стратегии противников «обнуления» зачастую из содержательной превращается в лично-политическую: сторонники бойкота обвиняют сторонников голосования против в подыгрывании Кремлю и наоборот. А уж КПРФ с «Яблоком», которые агитируют против поправок, только ленивый не запишет в агенты АП (репутация!).
До пандемии я лично был однозначным сторонником стратегии «Идти и голосовать против». Но в нынешних условиях засомневался, прежде всего из-за коллективных эпидемиологических рисков. Легче всего было бы проголосовать «против» на условных «Госуслугах», вот только электронное голосование пройдет лишь в Москве и Нижегородской области (его организацию и честность сейчас не обсуждаем).
И все же, почитав и послушав сторонников разных точек зрения, склоняюсь к тому, что идти и голосовать «против» все же лучше, чем сидеть дома. Агитировать за это никого не собираюсь. Но для себя понимаю: если через десять-двадцать лет получится оглянуться назад, хотелось бы помнить, что сказал «Нет», а не промолчал.