Обычно в рубрике #книги я рассказываю про нон-фикшн, но в этот раз — исключение, художественная литература. Однако с политическим оттенком. Книга
«Покров-17» сравнительно молодого российского писателя Александра Пелевина (не путать с Виктором). Считается романом, но, скорее, все-таки большая повесть. Очень динамичная, очень кинематографичная (думаю, писалась сразу в расчете на сценарий), читается на одном дыхании.
Действие основного сюжета происходит осенью 1993 года. В Москве — конфликт Ельцина и Верховного Совета, Россия на грани гражданской войны, а в Калужской области писатель и журналист Андрей Тихонов пытается разгадать тайну закрытого города «Покров-17», который охраняют лучше, чем любой «ядерный» город. Запретная зона вокруг «Покрова-17» охватывает десятки километров, туда могут проехать только военные грузовики, что происходит внутри — никто толком не понимает. А происходит, естественно, нечто жуткое и даже мистическое. Параллельный сюжет разворачивается в тех же местах зимой 1941 года — советские солдаты участвуют в тяжелых боях за село Недельное. Но события эти вроде как вымышленные, это фрагменты книги самого Тихонова, вышедшей несколько лет назад. Вот только выясняется, что связи между вымыслом и реальностью больше, чем казалось на первый взгляд.
Книга получилась увлекательная, бодрая, местами страшная, и в целом ее хочется похвалить — если не «русский Стивен Кинг», то какой-нибудь «русский Дин Кунц». Да, возникают некоторые вопросы к миру произведения. Да, герои немножко статичные. Но если воспринимать текст именно как повесть, от которой не ждешь развития персонажей и глубокой проработки натуры, то вполне читаемо.
Однако политические взгляды у меня с автором расходятся диаметрально. Он очень левый, поддерживает ДНР/ЛНР и, конечно, ярый антиельцинист. Политические события 1993 года описана в книге с таким надрывом, что можно было бы подумать, что автор лично в них участвовал. Но, заглянув в его биографию, мы вспомним, что в 1993 году Александру Пелевину было пять лет, так что эмоции, скорее всего, не собственные, а заимствованные. А поэтому кажутся слегка комичными. Да и ностальгия по СССР, отчетливо звучащая в книге, меня отталкивала. И все же «Покров-17» — ни в коем случае не агитка, а художественное произведение, в котором автор, конечно, имеет полное право отразить свои политические и исторические взгляды.
Кстати, «Покров-17» мы будем обсуждать на
следующей встрече нашего екатеринбургского книжного клуба 2 марта, если кто захочет — присоединяйтесь. Еще даже успеете прочитать, книга небольшая.