Size: a a a

Кристина Потупчик

2016 September 17
Кристина Потупчик
Владимир Динец, «Песни драконов»

Зоолог Владимир Динец вполне может претендовать на славу русского Джеральда Даррелла — получив образование кибернетика, он пренебрег цифрами ради детской увлеченности животными и путешествиями. За полярным кругом он выяснил, как выживают тундряные куропатки, в качестве зимнего курорта выбравшие покрытую вечной мерзлотой Землю Франца-Иосифа. В Китае Динец первым исследовал один из самых труднодоступных участков долины Меконга, в Южной Америке — писал книгу о тонкостях путешествий автостопом, в Непале — консультировал местное правительство по краснокнижным вопросам, в Штатах — изучал проблему чумы на Великих Равнинах, на Борнео — первым из ученых сфотографировал калимантанскую кошку, в горах Афганистана первым же нашел редчайшую шерстистую летягу в ее естественной среде обитания.

В 2005 году Динец решил-таки защитить диссертацию, и, не изменяя своим привычкам, выбил стипендию соискателя, позволившую ему шесть лет колесить по миру в качестве не то Эрота, не то толмача, причем объектом интересов ученого выступили животные, которых сложно заподозрить в любвеобилии или болтливости — крокодилы. Именно этот период его жизни описан в книге «Песни драконов». Динеца и раньше сложно было заподозрить в стереотипности мышления, однако в ходе близкого знакомства с крокодилами, аллигаторами и кайманами, он умудрился произвести локальный переворот в исследованиях коммуникации животных. Динец первым обнаружил и описал «танцы» аллигаторов, являющиеся их языком общения, а также систематизировал и расшифровал большинство сигналов. Как будто этого было мало, в копилке открытий натуралиста — еще и способность крокодилов использовать приманку во время охоты на птиц, уникальная для рептилий.

Однако книгу невозможно упрекнуть в излишней высоколобости. Полевая зоология — занятие не из легких, и приключений ученый описывает не меньше, чем какой-нибудь Джек Лондон — кораблекрушение, перестрелка с дорожными бандитами, нападение тигрицы, тибетская тюрьма, сражение со снежным барсом за еду. «Каяк сильно качнулся, и я проснулся по-настоящему. Черный медведь пил воду с берега, сопя и фыркая. В воздухе пахло рассветом, но звезды еще не погасли. Вокруг меня на поверхности воды неподвижно лежали аллигаторы. Шла моя третья неделя в болотах на побережье Мексиканского залива».

Но главными персонажами книги выступают, конечно, встреченные им животные. Автор с одинаковым восторгом описывает и открытого всего двадцать лет назад вьетнамского бычка саолу, похожего на огромную шишку панголина, каймановых черепах, способных утянуть под воду ребенка, панцирных щук размером с лодку и черногривых львов пустыни Калахари — настоящих царей природы.
источник
Кристина Потупчик
Как и многих других натуралистов, помимо непосредственной сферы интересов, Динеца больше всего беспокоит угроза бесследного исчезновения редких видов. В «Песнях драконов» он описывает, как встретил в Африке парня с убитой лесной антилопой. Новый знакомец сообщил, что регулярно охотится в заповеднике, но его основная работа — быть гидом в агентстве экологического туризма «Друзья леса».

Наибольшей угрозе подвергаются животные, недостаточно живописные для массовой благотворительности — и крокодилы, увы, в их числе. До Динеца даже в академической среде мало кто всерьез интересовался поведением этих хищных родственников динозавров. Изучать их повадки сложно, ведь крокодилы, по большей части, неподвижно залипают в воде, о чем знают туристы, посещавшие крокодильи фермы в Азии — сытую рептилию сложно растормошить, даже предложив добавку.

Но Динец выяснил, что крокодилы в дикой природе не только двигаются, но даже поют и танцуют. А еще они заботятся о потомстве, охотятся, едят фрукты, ревут инфразвуком и выясняют вопросы превосходства над крокодилами-соперниками. О том, что поведение крокодилов не так уж сильно отличается от нашего, не понаслышке знают африканцы. Некоторые племена даже заводят прудики с ручными крокодилами, подкармливают их, купаются, играют и загорают, положив на крокодилов головы. Однако автор в интересах обеих сторон предостерегает: «Даже самая страшная история про крокодилов может оказаться правдой. Известно немало случаев, когда шхуны, объезжавшие острова Меланезии для сбора копры, опрокидывались в прибое, и никому из команды не удавалось доплыть до берега. Миклухо-Маклай приводит рассказ местных жителей о свайной деревне на северо-востоке Новой Гвинеи, которую во время сильной грозы затопило до уровня полов хижин; крокодилы стали вламываться в дома и разорвали на куски всех обитателей».

Кстати, самая большая из ныне живущих рептилий — гребнистый крокодил, или соляник, -  достигает семи метров в длину и весит больше тонны. Это самый «морской» из известных нам крокодилов, его встречали в океане в полутора тысячах километров от суши. Гребнистые крокодилы много путешествуют, и их главное приспособление к дальним странствиям — облегченный панцирь, из-за этого его шкура считается самой ценной из всех крокодиловых, и люди уже не одно поколение усердно истребляют этих гигантов ради вычурных сумочек и ботинок. Кто знает, может, открытие Динецом способности хищных рептилий «разговаривать» смягчит сердца любителей уродливой галантереи?
источник
2016 September 18
Кристина Потупчик
Невероятные истории про тайны следствия случаются не только в криминальных романах и сериалах-процедуралах. Написала не про книжки, а про жизнь — остросюжетный триллер о загадочном убийстве московского профессора с мировым именем, история адвоката, увлекающегося символикой ведийских славян, и готовый сценарий адвокатской победы юриста, на досуге играющего в театре.

http://echo.msk.ru/blog/potupchik/1840464-echo/
источник
2016 September 22
Кристина Потупчик
источник
Кристина Потупчик
Ынсун Ким, «Побег из северной Кореи. На пути к свободе»

История мучений северокорейских беженцев была написана их непосредственной участницей и чем-то напоминает дневник Анны Франк со счастливым концом — главная героиня вместо печи попадает в Америку. На примере своей семьи Ынсун Ким, в 11 лет бежавшая из Северной Кореи, рассказывает о страданиях тысяч людей, раздавленных тамошней диктатурой. По ее словам, книга написана от имени всех граждан самого закрытого в мире государства с армией и трудовой партией во главе, чтобы миллионы угнетенных жителей Северной Кореи наконец-то обрели голос.

Рутина публичных казней, исправительные лагеря, абсурдные законы, узколобая тирания и безумная жестокость династии Ким — достаточное количество аргументов для бегства. Из-за культа личности и полной изоляции от остального мира Северная Корея стала черной дырой для 22 миллионов людей. Однако Ынсун, ее мама и сестра решились на побег вовсе не по политическим соображениям, а спасаясь от голода, который уже унес к тому моменту жизни отца, бабушки и дедушки Ынсун.

Восстанавливая воспоминания детства, Ынсун описывает атмосферу Северной Кореи в конце 90-х: на похоронах вождя надо было плакать, а если не заплачешь, о тебе плохо подумают; на одноклассников необходимо стучать, а учителю приносить взятки или работать в его огороде. Однажды одноклассница донесла на Ынсун за то, что та сомневалась в рациональности сбора кукурузы, раз уж ее все равно не дадут съесть. Но подобное индивидуалистическое поведение в Северной Корее неприемлемо. В наказание девочке пришлось выступить с публичной самокритикой, которая является обязательной процедурой везде — от школ до заводов, где в конце дня рабочие должны при всех повиниться в совершенных «ошибках». Еще одна распространенная практика унижения — избиение учителями своих учеников с помощью указки. Автор признается, что в детстве не видела в этом ничего крамольного. Однако самым, пожалуй, важным воспитательным инструментом для подрастающего поколения были публичные казни, когда смертников расстреливали из зенитных орудий. У школьников были особые привилегии, им отводились самые лучшие места на этом педагогическом спектакле. Все лучшее — детям!

Вся Северная Корея разделена на участки, за которыми наблюдают инминбаны (главы кварталов). В их обязанности входит контроль каждого жителя и своевременные донесения на нарушителей заведенного порядка. Большая часть государственных зданий названа в честь дат их посещения руководством страны, в школе, наравне с математикой и корейским языком, изучают жизнеописания государственных лидеров. Уровень абсурда в стране доходит до того, что даже желтые цветы считаются под запретом, ведь желтый — цвет американских врагов, которых северокорейцы представляют себе смутно и поголовно считают блондинами.

Интернет в Северной Корее, фактически, отсутствует - состоит из пары десятков одобренных государством сайтов. Иностранное телевидение недоступно, телефонные звонки и почта из-за рубежа могут привести в трудовой лагерь, и у большинства людей почти нет шанса осознать происходящий абсурд. Но многие все равно бегут из страны, гонимые голодом из-за почти отсутствующей экономики.

На момент написания книги из Северной Кореи удалось сбежать примерно 20 тысячам человек. Те же, чьи попытки провалились, попали или в рабство в Китай, или назад, в трудовой лагерь, что в принципе одно и то же. «Династия Ким настолько преуспела в изоляции своего царства, что весь мир, кажется, забыл о судьбе моих раздавленных соотечественников, - пишет автор. - Если это мое свидетельство может способствовать всеобщему осознанию нашей беды и обоснованно привлечет внимание остального мира к беззаконию и трагическому анахронизму северокорейского режима, значит, оно было написано не зря».
источник
Кристина Потупчик
А вот немного дополнительного материала для закрепления впечатления:

https://youtu.be/kecjbDwCXW8
Американского туриста приговорили к 15 годам каторги в Северной Корее за то, что он сорвал проправительственный плакат со стены отеля. Парень еще легко отделался, так как обвинители требовали смертной казни.

https://theidealist.ru/northkoreameth/  
Перевод текста Гардиан про то, как рабочих в Северной Корее кормят амфетаминами, чтобы они лучше и быстрее работали

Ну а если вдруг вы решите на себе проверить гостеприимство и правосудие Северной Кореи, то вот ссылочка на туристический тур. Добро пожаловать!  
http://www.otkrytie.ru/korea-s.htm
https://lenta.ru/articles/2015/03/02/korea/
http://www.orientaltravel.ru/north_korea/tours
YouTube
КНДР: туристу из США «дали» 15 лет каторги за сорванный плакат (новости)
http://ntdtv.ru/ КНДР: туристу из США «дали» 15 лет каторги за сорванный плакат. Власти США призывают Северную Корею помиловать и немедленно освободить американского студента, которого ранее приговорили к 15 годам каторги.

Отто Уормбиер – 21-летний студент Виргинского университета. В КНДР он приехал в январе как турист на пять дней. Когда молодой человек уже собирался вылетать обратно, его задержали в аэропорту. Его обвинили в том, что он сорвал политический плакат в зоне для персонала в международном отеле в Пхеньяне.

Суд состоялся 16 марта. Кадры предоставлены Центральным телеграфным агентством Кореи.

[свидетель]:
«Когда я вышел из офиса, там никого не было в то время. Поэтому я подумал, что кто-то намеренно снял плакат. Я вызвал охрану, чтобы она нашла плакат, а потом я сообщил в ведомство».

На суде Уормбиер признался, что, сорвав плакат, совершил тяжкое преступление против КНДР, следуя враждебной политике США и со стремлением подорвать основы единства Северной Кореи.

Обвинение просило для Уормбиера пожизненного…
источник
2016 September 25
Кристина Потупчик
Возрадуйтесь, граммар-наци! В appstore появились стикеры для переписки в imessage, которые можно использовать, чтобы указать собеседнику на орфографическую ошибку в его сообщении. Называются стикеры соответствующе - "Пиши правильно!" https://itunes.apple.com/ru/app/pisi-pravil-no/id1156263954?l=en&mt=8
источник
2016 September 26
Кристина Потупчик
Не про книги, но про искусство - обсудили в "Коммерсанте" скандальную выставку Джока Стерджеса, Антон Цветков критикует, я, наоборот, защищаю, почитайте для понимания ситуации http://kommersant.ru/doc/3100128
источник
2016 September 30
Кристина Потупчик
источник
Кристина Потупчик
Виктор Пелевин «Лампа Мафусаила, или крайняя битва чекистов с масонами».   Прочитала несколько рецензий и отзывов на нового Пелевина — поругивают, что «он уже не тот», без огонька пишет. Пару лет назад Пелевин действительно стал терять актуальность — ньюсмейкеры выдавали такие новости, что Виктор Олегович не поспевал. Однако новая книга на удивление бодрая: там и православные гадалки, и чекисты, выдающие на чай золотыми слитками, и русский гей-экзистенциализм, и контакт с масонским эгрегором, и путешествующие во времени ФСБшники, и прочие приключения сознания, возвращающие нас во времена «Generation П».  Пелевин отталкивается от человеческой телеологии, стремления наделить целесообразностью все происходящее. У русских это свойство всегда было чуточку гипертрофированным, фундамент наших отношений с миром — это не просто уверенность, что у всего есть цель, но что цель эта очень подозрительная. И автор вновь из «разумного замысла» делает пародию на отечественную конспирологию, метамодель закулисных механизмов российской действительности. Пелевинская документалистика содержит все приметы современности: нападения с зеленкой, «абажуры из человеческой кожи», рефлекторно шьющие экстремизм чиновники, дендробисексуализм и бугаи, поджидающие у подъезда «с букетом». Многие читатели наверняка узнают себя, так что ругать книгу бесполезно — все равно, что плевать в зеркало.   Так, один из главных героев, Кримпай (несложно догадаться, какое недавнее геополитическое событие заставит его сменить имя) — неудачливый банковский трейдер, после разорения подрабатывает кем-то вроде Кургиняна, за небольшой прайс поругивая тлетворный Запад и всячески поддерживая обывателей в уверенности, что завидущие заграничные глазки так и зыркают из тамошнего мрака на нашу духовность. Перспектив в кургиняновском модусе у Кримпая не просматривается. «В России не рекомендуется непрошено подвывать утюгу, кидая камни в либеральную витрину Отчизны, на которую тратит последнюю выручку Газпром – но можно без всяких проблем годами состоять в непримиримой фронде, откуда набирают кадры для министерства финансов. Властям ведь не нужны неуправляемые друзья. Властям нужны управляемые враги – чтобы ниша была плотно занята и случайных идиотов в ней не заводилось».   В самом деле, мало кто из нынешней либеральной тусовки не получал «кремлевских денег» с выгодой для обеих сторон. Но здесь уместно вновь процитировать Пелевина: «Я не хочу сказать, конечно, что все эти люди куплены с потрохами. Вовсе нет. Мир гораздо жестче. Платить начинают только тем, кто сам пробился в топ – а к этому моменту всякий мыслитель хорошо понимает, о чем мыслить, а о чем нет».   «Этим и определяются все «оценки и суждения», которые производит современная информационная индустрия – неподкупные свободные СМИ, российский официоз, монетизированные блогеры, журналисты-надомники, телевизионные культуртрегеры и прочая. Создаваемый таким образом инфопродукт – это не целенаправленная стрела лжи, посланная в ваш мозг, а побочный эффект чужого выживания, бьющий вам в рожу вонючий выхлоп автомобиля, который даже не пытается вас переехать, а просто умно и осторожно катит по своим делам. Вы всего лишь стали на несколько секунд частью дороги», - деконструирует Пелевин российский дискурс. Но заканчивая книгу, сложно все-таки не задать себе вопрос, какой резон читателю вставать на пути пелевинской труповозки.
источник
2016 October 03
Кристина Потупчик
Новая подборка интересных телеграм-каналов. Первые части смотрите здесь https://telegram.me/krispotupchik/89, здесь https://telegram.me/krispotupchik/182, здесь https://telegram.me/krispotupchik/147, здесь https://telegram.me/krispotupchik/148 и здесь https://telegram.me/krispotupchik/51

https://telegram.me/writerstuff —  если вы писатель, сценарист или зарабатываете писаниной, обратите внимание на этот канал с подборкой лучших книг о том, как научиться делать это хорошо. Осторожно, в основном по-английски.

https://telegram.me/mirf_ru — канал сайта «Мир фантастики». Для олдфагов и просто фанатов сай-фая, фэнтези и прочей выдумки в книгах и кино.

https://telegram.me/admarginem — чувак из издательства «Ad marginem» собирает все самое интересное из мира независимых издательств, континентальной философии, эстетики андерграунда и других малопопулярных, но занимательных штук.

https://telegram.me/glazslov — интересно о русском языке, бытовая лингвистика, прикладная орфография, день рождения буквы Ё и причуды языкознания.

https://telegram.me/poebistika — лучшие стикеры для телеграмма.

https://telegram.me/sturmdrang — всем фанатам «немецкого мира», уйма занимательного про Германию, Австрию, их историю и жизнь.

https://telegram.me/russianbudapest — короткие записочки про то, что происходит в Венгрии и вокруг Венгрии.

https://telegram.me/nplusone — канал сайта «N+1» о науке и технологиях

https://telegram.me/donttouchmyface — для девочек, хороший канал про косметику и уход за лицом вообще.

https://telegram.me/deadwhitemales — философия и социология, Бадью борется с покемонами, Бурдье фотографирует Алжир, Бренер критикует художников.

https://telegram.me/a_young_doctors_notebook — записки юного врача, о современном российском врачебном образовании и медицине в целом.

https://telegram.me/moskvafishki — интересные факты из истории Москвы, причем с иллюстрациями, наверняка будет интересно тем, кто любит гулять по столице.

https://telegram.me/marketologmanager — отличный канал с подборкой книг не только по бизнесу, но и по саморазвитию вообще (в том числе годный нон-фикшн), а главное — сразу со ссылками для скачивания.

https://telegram.me/forgeeks — хорошо оформленные и приятные для чтения новости мира технологий. Даже если вы ничем сложнее текстового редактора на компьютере не пользуетесь, все равно будет интересно почитать, к примеру, про импортозамещение классического вордовского шрифта Times New Roman, недавно предпринятое нашими кулибиными.
источник
2016 October 11
Кристина Потупчик
источник
Кристина Потупчик
Джулиан Барнс, «Шум времени»

70 лет исполнилось в этом году Джулиану Барнсу, 110 лет прошло со дня рождения Шостаковича — и писатель, известный своей любовью к русской литературе, учивший в юности русский язык и даже бывавший в СССР, отметил эти круглые даты новым, удивительно изящным романом-биографией знаменитого композитора.

Талант Барнса-документалиста бесспорен — автор не заслоняет героя, и Шостаковича в романе гораздо больше, чем самого писателя. Барнс не оспаривает травлю композитора, не оправдывает его сталинские премии, не обвиняет в «холопском соучастии», а принимает Шостаковича as is  —  «трусом он был, трусом и остался. А посему крутился, как угорь на сковородке. А посему остатки смелости вложил в свою музыку, а трусость, полной мерой — в свою жизнь».

Композитора то хвалили, то ругали, то запрещали, то разрешали. Власть всегда была его мучителем — Шостакович жил, не зная,  откуда и за что ждать очередной удар или премию, жил в покорном ожидании вердикта. Он  попадал под выговоры «носителей высших ценностей», осуждался народом, клеймился позором в газете «Правда», где даже «его существование как таковое подвергалось редакционному неодобрению».

После первого разгрома за «отход от генеральной линии советского искусства» Шостаковичу назначили наставника по идеологии, под руководством которого тот должен был «сочинять понятную, реалистичную музыку для народа». Но забота советской власти об «идеологическом состоянии души» не подтолкнула композитора ни к эмиграции, ни к самоубийству. Шостакович Барнса —  пусть робкий, отчасти даже малодушный человек «с чесноком на резинке у рукава», обладает удивительной витальностью. Он научился выживать, предав, может быть, себя, но не предав свое творчество.

«Когда говорить правду стало невозможно, пришлось ее маскировать. Здесь маской правды сделалась ирония... Ирония позволяет передразнивать язык Власти, зачитывать бессмысленные речи, написанные  для тебя чужой рукой, глубоко сожалеть об отсутствии сталинского портрета над твоим столом, когда за неплотно прикрытой дверью жена еле удерживается от крамольного хохота. Ты приветствуешь назначение нового министра культуры, заявляя, что эта весть будет горячо встречена передовой музыкальной общественностью, которая всегда возлагала самые  большие надежды на эту кандидатуру. Для своей Пятой симфонии ты сочиняешь финал, похожий на шутовскую ухмылку трупа, а потом с каменной физиономией  выслушиваешь отклик Власти: «Вот видите, сразу ясно, что человек умер счастливым, уверенным в непременной победе правого дела Революции». А сам отчасти даже веришь, что, владея иронией, сумеешь остаться в живых».

Но власть не спускала с него глаз. Шостакович должен был стать образцово-показательной  фигурой, воплощением  советских идеалов. Его заставляли публично признавать свои ошибки и просить за них прощения, его голосом клеймили Стравинского и Прокофьева. Он соглашался с запретами на исполнение произведений Шенберга, подписывал письма осуждавшие Сахарова и Солженицына, с равнодушной обреченностью соглашаясь оболгать того, кого велят, даже самого себя. Шостакович в глубине души надеялся, что никто не поверит, что он и в самом деле согласен с тем, что подписывал, что говорил и с чем соглашался. Однако люди верили. Постепенно отворачивались от него даже друзья и коллеги-музыканты. Увы, предать себя для Шостаковича было единственной возможностью спасти свою музыку.

«Что можно противопоставить шуму времени? Только ту музыку, которая у нас внутри, музыку нашего бытия, которая у некоторых преобразуется в настоящую музыку. Которая, при условии, что она сильна, подлинна и чиста, десятилетия спустя преобразуется в шепот истории. За это он и держался».
источник
Кристина Потупчик
Саундтрек рецензии https://www.youtube.com/watch?v=LX1fiE0U1qA
источник
2016 October 13
Кристина Потупчик
Ааааааааааааа Боб Дилан получил Нобелевскую премию по литературе!!!
источник
2016 October 17
Кристина Потупчик
Дала интервью дружественному каналу @clickordie про цензуру в интернете и том, как зарабатывают блогеры; энджой http://click-or-die.ru/2016/10/kristina/
источник
2016 October 21
Кристина Потупчик
источник
Кристина Потупчик
Карл Циммер, «Паразит: Царь природы»

Паразитизм — пожалуй, самая распространенная среди животных категория экологических отношений. Количество видов, которые имеют минимум одну паразитическую стадию в жизненном цикле, достигает, по некоторым оценкам, половины от общего количества известных видов живых существ. Без знаний о паразитах невозможно рассуждать не только о медицине, но и об экологии, экономике, сельском хозяйстве, иммунологии — даже беременность можно рассматривать как существование паразитического эмбриона в теле матери.

Научный журналист Карл Циммер написал о многообразии паразитов захватывающее и подробное исследование, которое будет интересно всем, вне зависимости от уровня подготовки и брезгливости. Ткните пальцем в любое живое существо — и можете быть уверены, что указываете на дом, источник пищи или временное пристанище хотя бы одного паразита, хотя на практике их вокруг (и внутри) нас гораздо больше. В Мексике, например, есть попугай, у которого только на перьях может жить до 30 видов клещей. Существуют паразиты, облюбовавшие в качестве места проживания глаз гренландской акулы. Сегодня ученым известно примерно 4 000 видов млекопитающих, зато одних только видов ленточных червей около 5 000, а паразитических ос — примерно 200 000 видов. Мало того, у паразитов тоже бывают паразиты, а у тех — свои паразиты.

Паразитические формы жизни — это высокоорганизованные, прекрасно адаптированные существа, которые могут колонизировать самые агрессивные среды обитания, обходить  защитные механизмы организма, способны откладывать по миллиону яиц в день, поселяться даже в зародышах или в высококислотной среде желудка. Паразиты могут перестраивать части тела хозяина, влиять на психику, брать под контроль сознание, изменять органы и их функции, могут кастрировать и могут, например, съесть ваше лицо. От них нет спасения — вакцины побеждают оспу, полиомиелит, но бессильны перед паразитами, которые легко адаптируются к все новым и новым лекарствам.

Циммер называет паразитов биологическими инноваторами, и с этим сложно спорить. Он рассматривает гипотезы возможности того, что паразиты стимулировали и направляли эволюцию человеческого мозга, а люди и животные занимаются сексом, потому что именно половой способ размножения лучше помогает хозяину противостоять непрошеным гостям и побеждать в эволюционной гонке, как, например, это происходит с нигерийской улиткой. Каждая особь улитки — гермафродит с мужскими и женскими половыми железами, при помощи которых она может оплодотворять собственные яйца. Половой способ размножения очень энергозатратен, и, казалось бы, что может быть проще и удобнее, чем простое оплодотворение своих яиц. Однако у потомства, произведенного половым путем, ДНК перемешивается сильнее, и в следующих поколениях наблюдается больше вариантов противостояния ежегодной атаке червей-сосальщиков, наносящих большой урон популяции.

Несмотря на то, что большинство людей воспринимает высокоорганизованность жизненных механизмов как свидетельство эволюционного превосходства, паразиты научились быть успешными, практически олицетворяя собой дегенерацию. Циммер приводит в пример маленького паразитического рачка саккулину, который находит краба, ввинчивается внутрь панциря и  быстро теряет хвост, ноги, рот, упрощается и вместо всего этого отращивает усики, пронизывающие все тело краба, через которые рачок всасывает питательные  вещества. Саккулина дегенерирует практически до растительного состояния.

Однако было бы ошибкой считать, что паразиты — это тупиковая ветвь развития, торжество упадка и деградации. За миллионы лет эволюции они выработали множество технологий выживания и биологических механизмов, разгадка которых еще только предстоит ученым. Именно паразитические существа, утверждает Циммер, работают «настройщиками» экологического баланса, численности популяций многих видов. Поэтому знакомство с их многообразием — меньшее, что мы можем сделать, для того чтобы понять, в насколько сложном мире мы живем.
источник
Кристина Потупчик
источник
Кристина Потупчик
Космонавт Нил Армстронг —  клевый: "Я всегда был и останусь инженером-«ботаником», неразлучным с карандашами и логарифмической линейкой, рожденным под вторым законом термодинамики, закаленным в справочниках, влюбленным в параллелограмм сил, преобразованным по Лапласу и живущим по законам нелинейной гидродинамики".
источник