Маурицио Вироли «Свобода слуг»
Знаменитый итальянский политический философ, профессор Принстона Маурицио Вироли разбирает на примере Италии теорию о том, что народ может быть несвободным даже при действующей демократии — если исходить из того, что свобода является отсутствием физических, психологических или юридических помех для действий по своей воле и в рамках своих целей.
Несмотря на то, что Италия демократическая страна, многие итальянцы не могут жить в безопасности, пользоваться качественным школьным образованием, медицинской помощью, социальным обеспечением, «не задумываясь о том, что доступ к общественным почестям и карьерам регулируется железной логикой личных связей и что обширные территории страны контролируются организованной преступностью». Это вызвано плохим управлением, коррупцией или неравенством, когда тот, у кого есть права, отказывается ограничить их нормами/законами, и превращает права в ничто для всех остальных. Таким образом, автор приходит к выводу, что свобода возможна благодаря силе законов, которым подчиняются все в равной степени.
Рассматривая существующие типы власти, Вироли вводит собственное понятие «огромной власти», т.е. власти достаточно сильной, чтобы избегать действия на себя законов. Автор считает, что в Италии господствует именно такая власть, так как «Берлускони располагает личным богатством, которое не снилось никакому демократическому политическому деятелю; он контролирует партию, которую сам создал и которая состоит из людей, преданных не идеалу, а лично ему; он управляет системой массовой коммуникации, которой никогда не было в распоряжении ни у кого из глав государства». А тот, у кого есть огромная власть, может легко навязать свой интерес остальным, завоевать согласие народа, подменяя реальную демократию идеей «народного согласия».
Такая власть одним лишь фактом своего существования разрушает свободу граждан. В подобных условиях, даже при номинальной демократии, естественным путем начинает формироваться двор элит и придворная система (о чем Норберт Элиас написал целую книгу, обзор на которую я выкладывала тут
https://telegram.me/krispotupchik/106). Поскольку основа существования двора - это услужение, то «огромная власть» порождает у подчиняющегося ей близкий к рабскому менталитет. Граждане обрастают характерными особенностями слуг - страх, раболепие, зависимость. Придворные рефлексы порой доводят их до нелепой сервильности. Так, муниципальный советник из Рима счел себя обязанным предложить назвать улицу или площадь в честь матери Берлускони в знак признательности «простой женщине, которая своей самоотверженностью помогла написать страницу нашей истории». В подобной политической реальности восхищение правителем превращается в поклонение, а преданность - в слепое благоговение. «Эти чувства недостаточно переживать внутри себя, они должны быть продемонстрированы властелину и другим придворным. Самая подходящая форма для этого - поэзия». И правда, как еще лучше прославить витальную силу господина, обновляющую жизнь своим сиянием, как не сочинить ему гимн? И для меня было новостью существование в Италии народного гимна «Хорошо, что Сильвио есть».
Придворная жизнь благоприятствует невежеству, обскурантизму, безделью, извращает справедливость в распределении рангов и наград, изгоняя компетенции и помогая лояльным одерживать победу над достойными. Еще один признак укрепления придворной системы - это распространение коррупции. «Образ жизни придворного требует огромных затрат на поддержание роскоши. Придворные и придворные придворных все больше нуждаются в деньгах и, чтобы добыть их, должны нарушать законы. Их жизнью правит тщеславие, а не разум". Демонстративное потребление становится основным инструментом социального самоутверждения.