Олег Ивик. «О брачной и внебрачной жизни»
Нам ещё только предстоит узнать, какую роль сыграл 2020 год в социологии брака и каков его вклад в мировое эротическое бессознательное. Огромное количество людей, которые думали, что знали друг друга, вдруг оказались заперты вместе в четырех стенах, где и были вынуждены проверять достоверность своих знаний. Со времени сексуальной революции институту брака не выпадали такие испытания, как в прошлом году. Может, этот институт и правда пора уже похоронить, но прежде чем это случится, имеет смысл познакомиться с историей этого феномена поосновательней.
Хорошо, что у нас для этих целей есть такой проект, как «Новое литературное обозрение» и Олег Ивик (под этим псевдонимом пишут Ольга Колобова и Валерий Иванов), пути которых недавно пересеклись, благодаря чему появилась книга «О брачной и внебрачной жизни». На данный момент это, видимо, наиболее основательное введение в мировую историю брака на русском языке.
Книга Ивика включает в себя более-менее краткое описание культуры брака от древних цивилизаций Египта и Индии и до современной европейской и российской традиций.
Несмотря на то, что «О брачной и внебрачной жизни» лишена пропагандистского пафоса, который обычно свойственен просветительским или масштабным культурологическим проектам, некоторые наблюдения открывают большой простор для размышлений. Например, довольно заметно, что права мужа и жены – вещь если и эволюционирующая к равноправию, то делающая это крайне нелинейно. Древнеегипетская женщина пользовалась довольно обширными правами на владение имуществом или развода, до которых викторианским жёнам спустя и сотни лет было очень далеко.
Нелинейность традиционных ценностей, кстати, соседствует с таковой же у ценностей нетрадиционных. Ясно, что Ивик пишет о гомосексуальных практиках в Греции (их всегда приводят в едкий пример в спорах с борцами с гомосексуальностью), но вместе с этим он рассматривает историю таких же практик в Риме (не запрещается, но порицается), Японии (не запрещается и иногда даже чуть поощряется) и Индии (исторически, вообще особого дела нет – но если уж случилось, то можно посидеть на диете). Ищущим аргументов в спорах есть о чём почитать.
Практически везде были озабочены тем, чтобы каждая женщина была пристроена. Для этих целей в Вавилоне, например, устраивали аукционы невест. Сперва продавали самых красивых и деньги, вырученные за них, начисляли в наследство, которое закрепляли за самыми страшненькими или калеками. Лишь бы только на них женились. А в Индии часто, если у невесты была сестра-некудышка (страшная или калека), жениху приходилось брать ее в довесок второй женой.
Много интересных фактов в книге есть и из ритуальной проституции. Например: каждая вавилонянка обязана была раз в жизни отдежурить в храме Афродиты. Это когда ты приходишь туда и ждешь, когда какой-нибудь забредший путник тебя оприходует. И ты не имеешь права покинуть пост до тех пор, пока это не случится. Многие девушки высиживали так буквально годами.
Почему японцы не занимаются сексом, Даоцисты не кончают, а индусские вдовы самосжигаются? Как был устроен китайский императорский гарем? Почему евреям нельзя жениться на девственницах в шаббат, зачем лезгины избивают невесту, а австралийцы женят 9 летних мальчиков на старухах? На каждый из этих, а заодно и на множество других похожих вопросов в книге и можно найти развёрнутый ответ.
Так что, если хотите с пользой потратить оставшееся до конца праздников время и ждёте нового локдауна, стоит ознакомиться. От многих фактов, правда, встают волосы дыбом. Хорошо, если только на голове.