Size: a a a

Летаем Без Страха

2019 December 17
Летаем Без Страха
источник
Летаем Без Страха
Давайте поговорим о сыре?

Представьте себе целую головку отличного швейцарского сыра. Такого, знаете, с дырочками.  Ну так вот: дырочки в нем есть, а насквозь сыр не просматривается, верно?
Почему? Потому что в каждом следующем слое этого сыра дырочки если и есть, то они находятся не в том же самом месте, где находятся в предыдущем слое. То есть каждый следующий слой «прикрывает»  возможные дырки в предыдущем слое, делая головку сыра цельной.

Зачем я вам об этом рассказываю? Потому что именно так устроена система обеспечения безопасности полетов в авиации. Мы никогда не рассчитываем, что «ничего не сломается», «никто не ошибется» или «авось: все пойдет так как надо». Наоборот, все всегда исходят из того, что в любом месте и на любом этапе может быть «дырка» , и последующие слои (а это - системы, люди, дополнительное обучение, сигнализации или проверки) должны «закрыть» предыдущую «дырку», обеспечив безопасность полета. Именно поэтому, если ошибается один пилот (дырка), есть второй пилот, который вряд ли ошибется в том же самом (то есть - на втором слое дырки нет). Если все же  ошибется и второй (есть дырка в одном и том же месте в двух слоях), следующим «слоем» становится срабатывание той или иной сигнализации самолета (нет дырки на этом же месте в третьем слое).  И таких «слоев» в современной авиации - очень много.

Конечно: это не значит, что полеты АБСОЛЮТНО безопасны, ведь абсолютной безопасности не существует в природе. Образно говоря, из десятков миллионов головок швейцарского сыра, нет-нет,  да и может получиться одна, у которой, в определенном месте, на всех слоях будет дырка. НО!  это будет редким исключением из правил, не опровергающим правило. С мизерно малой статистической вероятностью.  Точно также в авиации - любое авиационное происшествие это крайне маловероятное совпадение многочисленных «дырок» в одном и том же месте и в одно и то же время.   Люди с аэрофобией летают в постоянном ощущении «а вдруг что то пойдет не так» . Советую в такие моменты вспоминать «теорию швейцарского сыра» и стараться осознать, что самолет изначально спроектирован так, будто все ОБЯЗАТЕЛЬНО пойдет «не так». И следующий слой в нашем «авиа-сыре»  сделает свое дело. Или следующий. Или еще следующий. Слоев много, ибо мы, в авиации, ОЧЕНЬ заботимся о безопасности.

Вместе с тем, ожидание «что если где-то что-то плохое случится, то это случится обязательно именно со мной» имеет глубокие психологические корни. И не имеет никакой  связи с авиационными рисками.  Именно с этими корнями, наряду с лучшим пониманием авиации и систем обеспечения безопасности, мы и работаем в ходе психотерапии аэрофобии.

——————————————————————————————————

У вас скоро полет ? Нужна помощь и поддержка на борту?  Скачайте и активируйте наши приложения Flight Buddy (только для iOS)  и SkyGuru (iOS + Android).  Эти приложения сделают ваш полет гораздо спокойнее.  Я рекомендую использовать одно из них на пути «туда»: второе - на пути «Обратно» . Таким образом вы сможете понять: какое из них более эффективно именно в вашем случае.
источник
2020 January 22
Летаем Без Страха
источник
Летаем Без Страха
источник
2020 February 03
Летаем Без Страха
Всем привет.

Новое исследование показывает, что «неблагоприятный детский опыт» оказывает гораздо большее влияние на жизнь взрослого человека, чем считалось ранее. Каждый четвертый взрослый человек подвергался в детстве столь неблагоприятному воздействию, что оно вызывает на протяжении всей жизни психические проблемы и даже физические недуги.

Поскольку психотерапия помогает исправить ситуацию, исследователи рекомендуют всем - независимо от возраста - пройти скрининг на «неблагоприятный детский опыт», чтобы определить, может ли психотерапия облегчить как физические, так и эмоциональные проблемы.

Вот один из тестов, который может помочь установить, релевантен ли по отношению к вам “негативный детский опыт”. Посчитайте, сколько раз вы ответили “да”:


Родитель или другой взрослый в семье часто ругался на вас, оскорблял вас, подавлял или унижал вас или действовал таким образом, что вы боялись получить физическую травму

Родитель или другой взрослый в доме часто толкали, хватали, шлепали или бросали в вас что-то

В вашем детстве был человек, по крайней мере, на 5 лет старше вас, который когда-либо прикасался к вам сексуально?

Вы часто чувствовали, что никто в вашей семье не любил вас?

В вашей семье не было принято заботиться друг о друге, члены семьи не чувствовали близости и не поддерживали друг друга?

Вы часто чувствовали, что вам не хватает еды или одежды?

Вы часто чувствовали, что некому было защищать вас?


Ваши родители были часто слишком пьяны, чтобы заботиться о вас? например отвезти к врачу, если это было нужно?

Разведены ли Ваши родители?

Подвергался ли один из ваших родителей физической агрессии со стороны второго супруга?

Жили-ли вы с кем-то, кто был алкоголиком или наркоманом?

Кто-либо в вашей семье был в депрессии, психически больным, или пытался покончить с собой?

Был ли кто-то из вашей семьи в тюрьме?

Вы часто ощущали, что ваши чувства не интересуют ваших родителей, а себя и свои потребности “не важными”

Ваши родители требовали от вас идеальных результатов и очень часто критиковали вас


Если вы ответили «да» на три или более вопросов, ваш уровень “неблагоприятного детского опыта” выше среднего. Выявлено, что люди, которые ответили «да» на четыре или более вопросов, на 390% чаще страдают хроническим заболеванием легких, на 460% чаще страдают от депрессии и на 1220% чаще, чем в среднем, совершают попытку самоубийства. 16% процентов взрослых с оценкой четыре или более являются алкоголиками.

Неблагоприятная среда в детстве затрудняет обучение уже ваших детей навыкам здоровой эмоциональной регуляции. Психотерапия помогает нейтрализовать влияние собственного неблагоприятного детского опыта на детей.

Человек, у которого были «неблагоприятные детские переживания», может поверить, что его детство было таким же, как у всех. Хорошее детство, между тем, выглядит примерно как-то так:


Маркеры “хорошего детства”


Я считаю, что моя мама И папа любили меня, когда я был маленьким.
Когда я был маленьким, другие люди помогали маме и папе заботиться обо мне. И они тоже любили меня
Когда я была ребенком, в моей семье помогали мне чувствовать себя лучше, если мне было грустно или я волновалась.
Когда я был ребенком, мне помогали многие: друзья, учителя, тренеры, родственники
Кто-то в моей семье всерьез заботился о том, как у меня дела
В моей семье мы часто обсуждали вместе с родителями, как сделать жизнь лучше.
У нас были разумные правила в доме, и мы должны были их соблюдать.
Когда я чувствовал себя действительно плохо, я почти всегда мог(ла)  найти кого-то близкого, кому доверял(а) и поговорить с этим человеком “по душам”.
В молодости до меня донесли, что я способный(ая)  и смогу добиться цели.
Я был(а)  независимым подростком и почти всегда достигал(а)  своих целей
Мои родители учили меня справляться с сильными эмоциями проживая их, а не пряча внутри.
Мои родители были честны и откровенны со мной.
Мои родители принимали меня такого, как я есть.
источник
2020 March 07
Летаем Без Страха
Привет! 
На видео, которое вы можете посмотреть по ссылке,- редкие кадры тестирования крыла самолета на прочность.

Крыло весом в 2,5 тонны двигается с амплитудой 5,2 метров в каждую сторону (а это 10,5 метров итого!) и его целостность не нарушается. Такая амплитуда это примерно 150% от гипотетически максимально возможной амплитуды (например, при нахождении внутри грозовой активности, в которою мы никогда не влетаем в реальной жизни).

Для того, чтобы быть прочным, любой материал обязан быть гибким. Именно поэтому крылья самолета "машут" в турбулентность. Это не признак их ненадежности, как полагают многие аэрофобы, а как раз наоборот 😉

Также устроена наша психика. Прочность требует гибкости.

У большинства людей с аэрофобией присутствуют перфекционизм и долженствование. Эти явления как раз "дружат" с НЕ гибкой психикой. Жёсткие правила и нормы, четкие, однозначные и многочисленные требования к себе и к окружающим, избыток критики и самокритики - делают психику, со временем, еще менее гибкой. Но мы же с вами помним, что не гибкое - ломается быстро? А гибкое - выдерживает огромные нагрузки.

Кстати, одна из отличительных черт людей с паническими атаками - отсутствие гибкости. А ведь паническая атака - это как раз индикатор того, что психика не выдержала и "сломалась".
источник
Летаем Без Страха
В следующий раз, беспокоясь об очередном соответствии того, что есть, тому как по-вашему "ДОЛЖНО" быть - вспомните это видео. И постарайтесь стать более гибкими. Как это прочное прекрасное крыло.

———————————-
Я очень люблю дарить подарки. Скоро 8 марта. У меня для вас подарок. Предмет нашей особой гордости - онлайн / курс Special edition. Это - самое полное пособие по аэрофобии, созданное когда либо в мире. Более 52 часов знаний, методик, и навыков самоконтроля, вместо попыток контролировать самолет. Сюда входит всё созданное нами за 12 лет работы с 10 000 аэрофобов. Этот объем знаний в 6 раз❗️ превышает даже тот объем, который мы даем на индивидуальном очном курсе.




 Что входит в курс?
✈️Авиационная часть превратит вас в мини-эксперта в области авиации.
🧠Психологическая - в мини-эксперта по собственной психике.
 В курс входит все необходимое, чтобы не только превратить свои полеты в гораздо более спокойные, но и глобально - изменить качество жизни в лучшую сторону.
Но это еще не все!
Вместе с этим курсом мы подарим вам наш новейший ежедневник - ассистент тревожного человека «365 дней к свободной жизни» (обычная его стоимость - 4000 р.)
Вместе с ежедневником вы получаете 6 часов знаний о перфекционизме, CEN, самооценке и самокритике. Это бесценные знания, которые останутся с вами навсегда.
После этого курса вы начнете получать гораздо больше удовольствия от жизни.
Вы будете меньше и реже ждать от жизни подвоха
У вас в целом станет гораздо меньше страхов.
Если для вас существует такая проблема, то вы вы избавитесь от Панических атак, клаустрофобии, ОКР и прочих “прелестей”.
Вы будете гораздо меньше всем должны, и все будут меньше должны вам.
Вы сможете превратить перфекционизм в оптимализм
Вы перестанете постоянно критиковать себя и окружающих
Вы повысите самооценку.
❗️❗️❗️И, главное - прервете замкнутый круг и не дадите своим детям вырости тревожными, мнительными перфекционистами.
Обычно этот курс стоит 17900 р. Потому что это все, что мы сделали за 12 лет. НО❗️если вы пройдете сейчас по ссылке, то в честь 8 Марта для вас будет доступна скидка ➖4️⃣0️⃣% + ассистент стоимостью 4000 р - в подарок!
И это лучший подарок и лучшее вложение в себя, в свою свободу и в здоровье своей нервной системы.
источник
2020 March 15
Летаем Без Страха
В нашей группе в Фейсбуке произошла довольно накалённая дискуссия на тему «должен ли пилот успокаивать пассажиров в зонах турбулентности, при уходе на второй круг и в прочих «тревожных» ситуациях» .

Так как тема отзывается для столь многих (а на это есть не мало причин),  давайте попробуем навести порядок.

Прежде всего, у пилотов есть четкий приоритет выполнения действий:

1 Управляй самолетом ( то есть - контролируй скорость, высоту, крен и еще десяток параметров, одновременно)

2 Веди навигацию (то есть - понимай, где находится самолет, куда теперь ему следует лететь, на какой высоте, где находятся другие самолеты, где есть зоны, запрещенные для полетов, какие навигационные средства используются и какие будут использованы в случае отказа или недоступности текущих, программируй радионавигационные системы и вноси в программу изменения при необходимости)

3 Общайся с диспетчерами ( отвечай на запросы, обращайся к ним с просьбами, подтверждай вслух услышанные команды, координируй желаемый маршрут или отклонения от него)

Если все это выполнено и у пилотов есть время, то они вполне себе могут пообщаться с пассажирами, рассказать о красотах за окном или о причинах пролетаемой зоны турбулентности.

Далее:

Высота ниже 10 000 футов (3км) является «стерильной зоной», то есть пилотам запрещены какие либо разговоры в принципе, кроме строго определенной фразеологии, используемой исключительно между собой и с диспетчерами, и имеющей отношение исключительно к пилотированию ВС на данном этапе полета. Общение с пассажирами и бортпроводниками - запрещено.

Исходя из вышесказанного:
зачастую, в действительно сильной турбулентности или на высоте ниже 10 000 футов: пилоты просто НЕ ИМЕЮТ ПРАВА общаться с пассажирами. Подобное общение компрометировало бы безопасность полетов , что противоречило бы основной задаче авиации. Уверен, вы бы тоже этого не хотели.

А если турбулентность не очень сильная, то пилоты исходят из того, что любой человек знает или имеет возможность, открыв википедию, узнать о нормальности и абсолютной безопасности этого явления. Примерно также машинист сапсана понимает, что на скорости в 250 км/ч его пассажиры адекватно воспринимают тряску и покачивание вагона.

Кстати, даже тревожные пассажиры делятся на две части:
70% людей являются «мониторщиками» - для них недостаток информации повышает тревогу. 30% людей являются «блантерами» - для них избыток информации повышает тревогу.
Поэтому предоставляя информацию «уважаемые пассажиры, черед 10 минут мы войдем в зону турбулентности, она вызвана прохождением теплого атмосферного фронта, продлится примерно 13 минут» мы, возможно, облегчаем (кратковременно, впрочем) состояние 70% «мониторщиков» из 20% пассажиров «тревожных» . То есть в самолете где летят 100 человек, 20 тревожных из них 14 хотят все знать. Но есть еще 80 не тревожных, из которых наверняка 10 проснутся из-за объявления по громкой связи, и есть еще 6 тревожных, которые, являясь «блантерами» : будут чувствовать себя гораздо хуже из-за этой информации. Итог, мы сделали лучше 14 пассажирам (хоть и краткосрочно) , и сделали хуже 16 человекам. То есть польза подобных полётных комментариев как минимум - не однозначна.

Забота о ментальном благополучии 20% людей на борту, страдающих аэрофобией, не входит в компетенцию пилотов. Для этих целей есть специальные курсы. Многие Авиакомпании предпочитают решать проблему аэрофобии именно в ходе них, а не на борту. Однако, большинство аэрофобов избегает таких курсов.   Я согласен, что глобальная культура общения пилотов с пассажирами где-нибудь в США выше, чем в РФ. Это можно отнести к привычкам, менее формальной, более расслабленной и дружелюбной атмосфере в обществе в целом, к опасениям российских пилотов и авиакомпаний получить жалобы от пассажиров за «излишнюю разговорчивость» и еще много к чему. Но и за рубежом, в сильной турбулентности или в стерильных зонах, пассажиры не получат от пилотов никаких комментариев. Ибо безопасность - превыше всего.
источник
Летаем Без Страха
А почему многими столь тяжело воспринимается отсутствие объяснений со стороны экипажа? Причин много, и все они лежат в области психологии:

- При тревожно-мнительном психотипе, подтверждение «все хорошо» (reassurance) является важным инструментом краткосрочного понижения тревоги. К сожалению, в долгосрочной перспективе, оно приводит к существенному ее усилению. Если сиюминутные потребности игнорируются, многим людям свойственно испытывать злость и гнев, даже если эти потребности - дезадаптивны (пример - алкоголик, которому отказывают в рюмке водки).

 Тревожно-мнительный психотип тесно связан с перфекционизмом. В перфекционистской картине мира человек точно знает кто, что и как ДОЛЖЕН делать, когда, что и как объявлять, как выходить на связь, каким тоном , что писать у себя в фейсбуке, как реагировать на комментарии и пр.  При несоответствии того, что ДОЛЖНО быть тому, что есть в реальности, перфекционист склонен к немедленной критике объекта несоответствия. Эту критику мы можем четко видеть и в комментариях к этому посту.

 Перфекционизм  и дефицит доверия жизни часто бывают связаны с недостатком эмоциональной связи с родителями в раннем детстве. Желания и чувства детей в таких семьях часто игнорируются, они слышат фразы типа «много будешь знать - скоро состаришься» , «не твое дело» , «Почему? А потому что я так сказала» и пр. «перлы».  Дети часто чувствуют себя покинутыми, одинокими, униженными, уязвимыми. Этот недостаток связи сохраняется в подсознании и активирует психологические страдания уже во взрослой жизни, когда человек оказывается в напоминающей травмирующий детский опыт ситуации. Ощущение  игнорирования своих чувств  и отсутствия связи с человеком, от которого зависит твое благополучие - попросту активируют старые психологические «болячки» .

Конечно же, пилоты и бортпроводники не должны заменять психотерапию. Подобные личностные паттерны имеют очень глубинные корни и могут быть изменены лишь в ходе психологического вмешательства.

Именно поэтому в комментариях в фейсбуке мы видим как бы «2 лагеря» - уже прошедшие курсы («ребята, лечитесь уже и скоро вы перестанете так реагировать») и избегающие прохождения курсов («пилоты не такие, Герваш не такой, трясет не так, мне пишут не так, я себя чувствую не так и т.д»)

Желаю всем мира, любви и доброго физического и психологического здоровья. Последнее сильно повышается после прохождения полноценного курса в любом формате.
источник
2020 March 16
Летаем Без Страха
Всем привет . Сегодня в 20:00 по мск проведу прямой эфир в своём Инстаграмме @stop_fear_of_flying .

Поговорим о глубинных причинах тревожно - мнительного психотипа.

📍Откуда идёт недоверие жизни?
📍Почему я такой требовательный?
📍Зачем мне внутренний критик?
📍Откуда растут ноги у перфекционизма?
📍Почему я хочу все контролировать?
🕗Все это обсудим сегодня в 20:00 мск

До встречи !
источник
2020 March 25
Летаем Без Страха
Добрый вечер. Я в курсе, что самолеты нынче почти не летают, но хочу использовать вынужденный отдых и провести большой  он-лайн мастер класс "Взлёт. Взлети над страхом".  26/3 в 20-00 по мск. ЗА пару часов  расскажу все, что знаю о взлете, панических атаках на взлете и о связи между этими двумя явлениями. Записаться можно по ссылке https://letaem-bez-straha.ru/promo/vzleti-nad-strakhom . До встречи он-лайн!
источник
Летаем Без Страха
Почему то ссылка не работает , пробую ещё раз https://letaem-bez-straha.ru/promo/vzleti-nad-strakhom/
источник
2020 April 02
Летаем Без Страха
7 апреля стартует он-лайн "Школа спокойствия" .  В течение месяца мы отправимся в путешествие к истокам тревожно-мнительного психотипа.  Групповой чат с Алексеем Гервашем, видеоконференции в ZOOM, индивидуальное тестирование и выявление причин тревожности - словом, месяц неспешной, вдумчивой работы над своей психикой.

И еще Бонус. 3 вебинара от профессоров - светил международной психотерапии о том, как пережить карантин не испортив отношения с собой , супругами и детьми. Все вебинары идут в синхронном переводе на русский язык.  

Как правило такой формат стоит около 40 000 р, в свете текущих реалий и неожиданного наличия у меня свободного времени - 7700 р.

Подробности и запись по ссылке http://voyageinside.tilda.ws/
источник
2020 April 11
Летаем Без Страха
В последнее время мне пишут возмущенные комментарии из разряда “Алексей, вот уж не ожидал от вас, я вас считал человеком разумным, а вы панику разводите. Кто вам платит за это? Чей заказ выполняете?”.  

Расставлю точки над i.

Я пишу то, что считаю нужным. В авиации, мы все занимаемся risk management- управлением рисками. Поэтому хорошие навыки оценки рисков у меня присутствуют.  Итак:

1/ Пандемия -  это априори опасное явление , иначе она не называлась бы пандемией.
2/ Степень заразности данного вируса очень высока.
3/ В отличие от большинства вирусов, корона живет несколько дней на пластиковых и металлических поверхностях, что делает заражаемость, при отсутствии карантинных мер - 1 к 5 . При половинных мерах - 1 к 3.
4/ Здравоохранение может справиться при условии заражаемости max 1 к 1,5
5/ крах здравоохранения приводит к последствиям, которые мы видим в Италии, Испании и США сегодня.
6/  Нет причин полагать, что россияне устроены как то иначе, и вирус их не берет.
7/ Жесткий карантин и раннее закрытие границ позволяют держать инфекцию под контролем, как в Корее, Сингапуре или Израиле.
8/ Т.к. РФ не ввела карантин, повторение сценария США и Италии - лишь вопрос времени.
9/ Низкое Качество тестов в РФ усугубляет проблему. Данный факт подтвержден соотношением больных пневмонией и covid в больницах и большим кол-вом ложноотрицательных тестов по словам того же Проценко.

Выаод: при условии отсутствия жесткого карантина, ситуация опасна. То есть риски многократно превышают обычные.

Теперь о психике:


1/ здоровая психика адекватно оценивает риски. Опасно? мы чувствуем страх и защищаемся. Безопасно? выдыхаем.
2/ невротики чувствуют ужас там, где безопасно (например - самолет) и не чувствуют страха там, где опасно (например - агрессивное вождение или пандемия)
3/ ВАЖНО! тревожные люди  не толерантны к тревоге и страху - поэтому, многие выбирают стратегию обесценивания угрозы, дабы не чувствовать тревогу.  Именно это повышает риски для остальной части общества.

продолжение в карусели

4/ Некоторые люди настолько утратили доверие жизни, что видят везде заговор и строят теории конспирации. Им кажется, что вирус- фейк, а Алексею платит госдеп. Это называется паранойя и является хроническим психозом.



Просьба: дайте врачам делать свою работу и оставайтесь дома. Фуры- рефрижераторы на Манхэттене, куда автопогрузчиками по ночам загружают сотнями тела - реальность.  Даже если вы  обесцениваете ее.  Желающим вышлю видео.  
Чтобы не повторить этот сценарий - есть всего один шанс. И этот шанс - перестать обесценивать происходящее,  искать вюду фейки и заговоры и, главное - начать СИДЕТЬ ДОМА.


PS я знаю, что этот пост будет стоить мне пары сотен подписчиков, но , возможно, кто-то задумается и сохранит, в конце цепочки заражаемости, не одну жизнь. И тогда оно того стоило.
источник
2020 May 10
Летаем Без Страха
источник
Летаем Без Страха
Из ваших писем видно два основных опасения по поводу полетов после карантина:

1/ пилоты потеряют навыки
2/ самолеты испортятся, так как не летают.

Что нужно знать?

1/ в авиации есть понятие currency. Чтобы иметь возможность совершить тот или иной полёт, пилоты должны перед этим полетом выполнить определенное количество определённых действий в течение определенного периода.

Например, чтобы иметь возможность лететь по приборам, в течение 6 предыдущих месяцев пилот должен выполнить минимум 6 полетов, в которых обязательно должны присутствовать зоны ожидания и совершить минимум 6 заходов на посадку по приборам.

Такие чёткие требования существуют практически для всего:

для выполнения посадок ночью, для полетов с пассажирами, для полетов в определённых условиях, для полетов на определённые аэродромы и т.д.

Если нет возможности выполнить необходимые условия - на помощь приходят тренажеры, где пилоты могут поддерживать currency на необходимом уровне. Сейчас, когда реального налёта очень мало или нет совсем, все требования по currency выполняются на тренажёрах.

Более того, каждые 6 месяцев вне зависимости от налёта, пилоты проходят OPC, то есть тест на профпригодность. Там моделируется огромное количество сложных ситуаций, отказов и тп.  Не сдав тест пилот теряет доступ к полетам. Поэтому за штурвалом не может оказаться человек, который «забыл» как летать - он просто не пройдёт OPC.

2/ так же как у пилотов есть необходимые минимальные требования - они есть и у самолетов. Как вы понимаете, во многих авиакомпаниях за 120 лет авиации уже возникали ситуации, когда то или иное воздушное судно простаивало в течение длительного времени. Понимает это и производитель самолетов, и регулятор. Поэтому к каждому самолету «в комплекте» поставляется подробная инструкция, как самолёт «консервируется» в зависимости от срока его неиспользования. В каждой авиакомпании есть инженерно-техническая служба, в задачи которой входит выполнение регламента консервации, предписанного производителем.

Итого:
Пилоты поддерживают лётную годность с помощью тренажеров, а самолеты на земле не ржавеют, ибо проводятся необходимые меры, прописанные из производителями и регуляторами.
источник
2020 July 19
Летаем Без Страха
Привет . Интересное фото - слева мозг обычного Ребёнка , справа - ребёнка , подвергшегося сильному CEN . После фото статья о том, что же такое CEN .
источник
Летаем Без Страха
источник
Летаем Без Страха
Многие наши выпускники пришли к нам с проблемой аэрофобии, но с удивлением узнали, что за аэрофобией скрываются еще многие психологические проблемы. Одна из самых распространенных - CEN (childhood emotional neglect), эмоциональное игнорирование в детском возрасте.

Коротко говоря, CEN это неспособность родителей отвечать на ваши эмоции в детстве таким образом, чтобы вы научились жить с вашими чувствами в мире и согласии.

Понмание того, как устроен CEN, зачастую становится фундаментально-переломным моментом в отношении человека со своей психикой.

Различают 2 типа CEN - пассивный (о нем речь пойдет сегодня) и активный (пост будет в ближайшие дни)

Вот 5 примеров пассивного эмоционального игнорирования и уроков, которые получает ребенок.

1/ Подросток, который борется, скажем, с издевательствами в школе, чувствует, что рассказав родителям о проблеме, не получит никакого полезного ответа, поддержки или помощи, поэтому он держит это при себе.

Этот ребенок узнает, что он одинок в этом мире.


2/ Слишком часто грусть и слезы маленького ребенка остаются незамеченными его родителями.

Ребенок узнает, что его чувства несущественны или же невидимы и не имеют значения.

3/ Родители ребенка каждый раз, когда он злится, чувствуют себя крайне некомфортно, либо проявляют неодобрение, разочарование, или вообще выходят из комнаты.

Этот ребенок узнает, что гневные чувства - это плохо, и это оттолкнет людей от него.

4/ Семья избегает обсуждения любой темы, которая может быть связана с дискомфортом, конфликтом, разногласиями или эмоциями в целом. Обсуждение проблем, как правило, поверхностное и безличное.

Дети в этой семье учатся избегать наполненных чувствами разговоров. Они не учатся навыкам общения, необходимым для решения межличностных проблем, которые неизбежно возникнут в их взрослой жизни.

5/ Родители ребенка игнорируют естественные ошибки и неудачный выбор ребенка, полагая, что он сам разберется с этим.

У этого ребенка нет возможности учиться на своих ошибках. Он не может научиться самостоятельно говорить о своих неправильных решениях, учиться на них, а затем двигаться вперед.
Ребенок также рискует развить в собственной голове жесткий критический голос, который на протяжении всей жизни будет нападать на него за его ошибки.

Так выглядит пассивный CEN. В основном, это выглядит как... ничто. Это не то, что родители делают с Вами. Вместо этого, это то, что они не могут сделать для Вас. Это то, что делает его таким невидимым, таким трудным для восприятия, и таким коварным.

К сожалению, все эти уроки сохраняются на протяжении всей вашей взрослой жизни. Вы можете обнаружить, что живете по их правилам и чувствуете себя запутанным и опустошенным.

5 примеров активного эмоционального игнорирования и уроки, которые ребенок усваивает:

1. Ребенка отправляют в его комнату каждый раз, когда он проявляет отрицательные эмоции.

Ребенок узнает, что его собственные негативные эмоции невыносимы и плохи.


2. Чувства ребенка часто принижаются: например, " Ты ведешь себя как маленький", "Ты слишком чувствительный" или "Ты слишком перегибаешь палку".

Этот ребенок узнает, что чувства являются признаком слабости и должны быть скрыты, чтобы казаться сильными.

3. Ребенок активно наказывается за проявление гнева. Ребенок узнает, что его гневные чувства - это опасность и недопустимое преступление против других.


4. Семья отвергает любое выражение эмоциональных потребностей, называя ребенка " жалким" за его естественные потребности в помощи, поддержке или наставлении.

Этот ребенок узнает, что иметь потребности больно и их следует избегать любой ценой. И он также учится стыдиться своих собственных чувств, несмотря на то, что их эмоции являются самым глубоким, самым личным выражением того, кем они являются.

5. Чувства ребенка слишком часто сразу же оказываются в тени и погрязают в более сильных выражениях родительских эмоций.
источник
Летаем Без Страха
Этот родитель говорит: " Вот как, ты расстроен? Я еще больше расстроен!" "Тебе больно? Мне еще больнее!" "Ты понятия не имеешь, как выглядит настоящий гнев."

Ребенок узнает, что его собственные чувства не только огорчают других, но и представляют опасность, так как они могут вызывать сильную боль и страдания у других людей.
источник