Буквально недавно на российский футбол перевернулся грузовик с баблом – Газпром-медиа решил не участвовать в назревавших торгах за телеправа на трансляцию Российской премьер-лиги, и просто в 5,5 раз увеличил сумму предыдущего контракта. С одной стороны это очень круто, поскольку в целом решает проблему постоянно разоряющихся российских клубов, а с другой этот маневр получил порцию критики.
Во-первых, покритиковали РПЛ за то, что раз есть такое рекордное предложение, так святое дело выставить права на торги, может кто и перебьет цену, а не заключать прямой договор.
Во-вторых, покритиковали Газпром, поскольку очевидно, что данная цена не рыночная, это очередная форма господдержки профессионального спорта, который должен развиваться по законам свободного рынка.
Но в принципе результат положительный, хоть и не без шероховатостей, так как и объем средств увеличился и клубный футбол остался на общедоступном федеральном телеканале, а не ушел в интернет.
А вот что
произошло с правами на матчи сборной по футболу – пока совсем не понятно.
О том, что до 2028 года правами на трансляцию матчей сборной в отборочных турнирах к Мировому и Европейскому первенству, а также на полутоварищеский турнир Лига Наций владеют одновременно Телеспорт и Окко. Якобы Телеспорт выкупил все права еще 2015 году и до сих пор ими владеет и что-то перепродал кинотеатру Окко (часть холдинга Рамблер, принадлежащего Сбербанку). Какую часть – не разглашают, но Окко – коммерческий проект, который не распространяет свой контент бесплатно, а это как раз и значит, что какие-то матчи сборной уйдут в интернет и в платную категорию.
На вопрос «Какого, собственно, хрена?» генеральный директор Телеспорта Петр Макаренко отвечает, что он в собственном праве, и ему никто не указ – ни РФС, ни какое телевизионное начальство, мол он купил права, когда они были никому не нужны, как хочет – так и поступает.
Откровенно говоря, это рейдерство. Сам Телеспорт только торгует правами, сам не транслирует. Зачем в этой схеме посредник, который просто накидывает свои комиссионные – непонятно. Есть единый спортивный федеральный канал Матч-ТВ, которому, откровенно говоря, не очень хватает популярного контента, поскольку иногда приходится показывать боевики с Ван Даммом и Джеки Чаном, почему не отдать эти права ему, раз уж Газпром-медиа готово платить выше рынка?