В продолжении вялотекущих разговоров о преемниках Медведева хочется напомнить о главной политической затее бывшего президента, которая так и не осуществилась. Главное слово его президентства – модернизация. Модернизировать хотели в основном фасад. Что-то говорилось про отказ от нефтяной зависимости, но ничего конкретного предложено не было. И дело не только в личных особенностях третьего президента РФ.
Конечно, Дмитрий Анатольевич не самостоятельный игрок, но провал стратегии "модернизация" был обусловлен другим. Причина первая: нельзя проводить модернизацию страны, обходя стороной модернизацию общества. В противном случае даже обновлённая экономика станет развивающим фактором для страны только на первых порах – затем она снова начнёт обогащать прежде всего малочисленные группы, приближенные к власти, и неизбежно забуксует.
Вторая причина вытекает из первой: если задействуешь в преобразованиях общество, то непонятно, как оно себя поведет. Никакой гарантии получить нельзя. А с учетом того, что власть в России во главу угла ставит принцип самосохранения, а не развития, этот вариант отметается.
Наконец, причина третья: само общество. Модернизация (настоящая) большей частью общества воспринимается всегда достаточно болезненно. В любой момент молчаливое большинство может перестать быть молчаливым и потребует возвращения к истокам, т.е. в те благословенные времена, когда не надо было затягивать потуже никаких ремней, а можно было взять машину в кредит и слетать на пару недель в Турцию.
Человек, который такой расклад олицетворял в годы четырехлетия Медведева, находился совсем недалеко. Поэтому получилось всё так, как получилось. И понятно, что больше никаких заигрываний с модернизацией (ни эрзац, ни настоящей) в ближайшие годы не предвидится. Несмотря на усиленное заискивание с молодежью, которое хотят выдать за обновление власти.