Мало какое событие вызывало столь серьёзный международный резонанс в середине 2017 года, как поставка турбин Siemens вместо Тамани в Крым летом того года. Это вылилось не только в многочисленные
материалы СМИ, но и во внутрироссийские судебные разбирательства, а также в формирование судьёй Цыдыповой 17 января 2018 года прецедентной нормы о запрете на соблюдение иностранных санкционных предписаний на территории Российской Федерации.
Теперь исполнение российскими юридическим лицами на территории РФ ограничений и запретов (эмбарго), введенных ЕС (международной организацией, членом которой РФ не является) напрямую противоречит основам правопорядка (публичного порядка) Российской Федерации - наносит ущерб суверенитету государства.
Помимо подачи двух исков, немецкая материнская компания Siemens успела нажаловаться в свой МИД и тот инициировал созыв внеочередного заседания Совета ЕС с крайне короткой повесткой дня: а) изменение общих критериев попадания под санкции ЕС из-за Крыма; и б) включение в санкционный список ЕС новых лиц, которые были замешаны в поставках турбин Siemens в Крым.
Всё это выразилось в принятии 04 августа 2017 года Решения Совета ЕС о внесении причастных лиц в санкционный список (далее – Решение 1418). ЕС применил следующие ограничения:
- запрет физическим лицам на въезд и транзит;
- запрет резидентам ЕС на совершение операций с активами лиц, попавших в список (блокировка или «заморозка» активов);
- ограничение фигурантов списка в праве получения от европейского бизнеса услуг, кредитов или иных экономических ресурсов.
17 октября 2017 года канцелярия Суда ЕС приняла и зарегистрировала за номерами T-721/17 и T-722/17 два исковых заявления: Сергея Топор-Гилки и ООО «Внешнеэкономическое объединение «Технопромэкспорт» соответственно. Решением председателя 6-й палаты от 11 января 2018 года производство по делам были объединены. Устные слушания прошли 06 марта 2019 года. Дело попало к тройке под предводительством матёрого в санкционных делах судьи Гвидо Берардиса (Италия). Решение об отказе в удовлетворении заявленных требований было вынесено 11 сентября 2019 года.
Решение 1418 в качестве части политики ЕС по непризнанию Крыма частью России запретило создание в Крыму независимого энергоснабжения, поскольку это содействует дальнейшему отделению Крыма от Украины и таким образом подрывает её суверенитет и территориальную целостность. Про необходимость учёта норм международного гуманитарного права со стороны России в указанном акте речи не идёт.
Вывод суда содержится в § 90 Решения: «Совет ясно постановил, что путем дальнейшей транспортировки газовых турбин для их установки в Крыму с целью создания там независимого электроснабжения заявители способствовали совершению действий, которые подрывают или угрожают территориальной целостности, суверенитету и независимости Украины; а включение их имен в список по исследуемым критериям является обоснованным».
О факте его вынесения и вступления в силу не сообщило ни одно российское СМИ. И причина этого – не «блок» в СМИ. Всё гораздо банальнее – текст решения доступен лишь на двух языках и английского среди них нет. Оно вынесено на
французском и
немецком. Поэтому и пресс-релиза выпущено не было.
Подробный разбор -
@fpa_rf