Хорошо помню, как познакомился с Серегой Смирновым. Я написал ему, что хочу работать в «Русской планете» — тогда это было лучшее из существующего. Он долго не отвечал, а потом команду «планеты» разогнали, мне кажется, в основном из-за репортажей о захвате Крыма, и она стала по-настоящему «русской» (специально открыл посмотреть, что там сейчас: «Угодили в полицию — не обессудьте» или «Ученые доказали способность бензина из Западной Сибири заживлять раны»).
Серега после этого с командой сделали «Медиазону» и сейчас это, я уверен, важнейшее СМИ в России. Именно там, например, вышел мой текст с официально подтвержденным случаем гибели российских военных из 18-й мотострелковой бригады под Снежным. С рассказами самих военных, которые после того, как Шалинская бригада потеряла 30% личного состава, отказались снова ехать воевать в Украину. Печатать тогда это не рискнуло даже «Радио Свобода», а Серега — вполне. «Медиазона» вела онлайны с процесса Олега Сенцова, Смирнов приезжал работать в ростовский Донецк на процесс Надежды Савченко — там мы жили вместе в одной квартире. Они писали о крымских татарах и Хизб ут-Тахрир на полуострове — тоже в общем-то не самая безопасная тогда в России тема, о тюрьмах на Донбассе. И одновременно методично с каждым судебным онлайном, с каждым сюжетом о разгоне протестов показывали, как страна постепенно скатывается в государственный террор — (в классическом его понимании, не стоит бояться слов), то есть в запугивание нелояльных граждан с помощью избиений во время акций, судебных арестов, административных и уголовных дел, предупреждений о будущем преследовании и т.п. Все, к чему мы уже привыкли в Крыму.
Серегу задержали, когда он вышел гулять с ребенком, не дожидаясь приезда матери. Андрей остался с коллегами, но после того, как маленькую Тамару Азара оставили одну в квартире и увезли Илью, понятно было, что дети в этой истории в расчёт вообще не берутся.
Сегодня Смирнова арестовали на 25 суток за репост шутки о нем самом — его лысую голову посчитали похожей на Дмитрия Спирина из панк-группы «Тараканы». Но на картинке было указано время будущего митинга в Москве и этого оказалось достаточно, чтобы арестовать его, как организатора.
Конечно арестовали его не за это, а за то, что хорошо делал свою главредовскую работу. Такое «крымское правосудие», когда решение суда известно задолго до задержания, а заседание нужно только, чтобы это решение озвучить. Логики я в этом обнаружить не могу, разве что как пример охоты на журналистов, которые воспринимаются российскими властями наравне с протестующими — как враги.
Но Смирнов должен быть на свободе, а российские власти — нет. Все просто.
На фото (наконец-то нашел!) — Смирнов с Андреем четыре года назад.