Size: a a a

Заполярные будни

2020 October 28
Заполярные будни
Давно не делали рецензий.
Ловите.
источник
Заполярные будни
источник
Заполярные будни
источник
Заполярные будни
"Лучшая дорога нашей жизни"

БАМ.
Байкало - Амурская магистраль.
Самая длинная вахта из всех возможных.
Даже просто произнося это название - чувствуется запах хвои, таежный простор и железные километры, убегающие вдаль.
Уникальный проект, которому нет равных на земном шарике.
10 лет активного строительства.
Судьбы, города, новые жизни, песни, книги, значки, ордена и фильмы.

Однако по какой-то причине с художественными фильмами БАМу не повезло - их до обидного мало, не идёт ни в какое сравнение с масштабом этой колоссальной магистрали.
Пальцев одной руки достаточно для пересчёта.
Этот же трёхсерийный фильм по нашему мнению, представляется самым ярким из всех и мы уверенно Вам его рекомендуем.

Обычно подобные ленты привычно проходят по рангу производственных драм, снимаемых по заказу. Что ж - и этот фильм ожидаемо укладывается в выбранные рамки.
Но нам он оказался интересен своей честностью.
Где яро рдеет трудовой подвиг - там всегда прикрытие подвигом огрехов и откровенной халатности, недостатков планирования, плохого управления, из рук вон снабжения, фронтовых авралов и пещерной бытовой неустроенности.
И здесь все три серии - пресловутый аврал.
Работа на дух, на силу воли, на юную бесшабашность романтиков - идеалистов.

Отвечая на вопрос - зачем, почему ценой таких невероятных усилий мы строим эту Дорогу, главный герой Феликс отвечает
"Чтобы был праздник - настоящий!"
И ведь построили каждый - свою лучшую Дорогу...

Вообще, строить дороги - дело практически святое, с поправкой на категорию святости в каждом конкретном веке и периоде.
А строить дорогу и нанизывать на нее новые города, вливать человеческие жизни в вековые неприступные, буреломные зеленые пространства - дело святое вдвойне.

Фильм крайне ценен тем, что практически все съемки, за исключением павильонных, были произведены на строящихся участках дороги в начале 80 - х годов.
Никаких там тебе хитрых съемок в Подмосковье, на Урале или в Карелии, как любят сейчас делать бедные бюджетом и фантазией режиссеры.
Здесь все по канонам великих сериалов СССР.
Все кадры, где идут титры - документальные, почти все ребята в фильме, кроме актеров - настоящие бамовцы.
Сама же актерская группа высадилась и вела основные съемки в районе станции Чара.

Мороз и настоящий пар изо рта.
Только свирепые стаи КрАЗов и Магирусов (Вы их вообще помните, читатели наши, Магирусы то?)
источник
Заполярные будни
Вот он.
Вымерший зверь немецкого автопрома. По своей неубиваемости крепко конкурировал с КрАЗами.
Все важные точки на Северах были обласканы присутствием этих надёжных простых машин.
источник
Заполярные будни
...дымят, скрежещут, хрустят и иногда снисходительно развозят главных героев по безвестным еще полустанкам ударной стройки века.
Только настоящие посадки вертушек на лед штурмуемых пролетами красавцев - мостов рек.
Тулупы, унты и сказочные малахаи, стеклянные от льда бороды (да, да бороды - куда в Сибири без них), звенящие инеем рельсы и всепобеждающая уверенность молодой гвардии 70 - х.

Так что недостатки сценария с лихвой покрываются окружающим героев пространством.

Сцена и диалог Феликса с Гордеевым в котельной невольно навели на параллели с котельной Виктора Цоя - Гордеев сознательно уходит в себя в поисках души и своего места именно в котельную, как квинтэссенцию Чистилища. Кидая сутки напролет уголек в жерло, приобретаешь кроме крепости физической и крепость духовную.
Видел ли это кино Цой - вряд ли, но мысль интересная)

Да, это не "Сибириада", куда уж.
Но это БАМ, когда о БАМе - на БАМе.
Во всех трех сериях сказывается отсутствие рациональности, размеренности, расчета.
Но есть резон, риск и работа.
Поэтому фильм цепляет.
Особенно заглавной песней, написанной бамовцем Владимиром Гузием, уже ушедшем к сожалению от нас (в титрах написано и про Р. Рождественского, но каким боком непонятно).
А вот кто исполняет, нам пока узнать не удалось, но делает это некто пока неизвестный - очень и очень душевно, спокойно и до мурашек.
Впервые же песня прозвучала в момент прибытия первого поезда на станцию Икабья.

Сознательно не затрагиваем и не грузим конкретно про БАМ - повторимся, написаны тонны книг, монографий и спеты сотни песен, проведен не один десяток исследований о необходимости или бесполезности Дороги, уже успели дать новое потомство родившиеся на этой стройке, а молодые бойцы БАМа неожиданно стали пенсионерами - но Дорога стоит, по ней натужно идут груженные составы, на ней цепко стоят города с удивительными названиями железнодорожных станций, а увлеченные энтузиасты приезжают в этот таежный край и садятся на станции Тайшет, чтобы через 3145 км выкатится "из кармана страны" у Совгавани, в объятия Татарского пролива Японского моря...

Великая стройка обошлась без зекА и кнутов, построенна честно, без туфты и халтуры.
Вполне естественно, что наши мечтательные взоры обращены на карту БАМа в надежде совершить тщательное многодневное путешествие в чертоги красавицы - магистрали.
Надо ехать ребята...

"Мы только оканчиваем школу и специальностей у нас никакой нет.
Но нас это не очень тревожит, мы хотим приехать к вам на БАМ.

А нас тревожит.
Вежливо отказать!"

"Гордеев сбежал, дезертировал!
Нет, не сбежал.
А отдал Дороге ровно столько, сколько смог отдать"

"Наша задача - предотвратить любое браконьерство в человеческих душах"

"Как погода в Москве?
- Не знаю, не был.
- А чего так?
- Незачем."

"Мы народ энергичный, таежный.
Можем и ошибаться"

"Ты ему крылья то не подрезай.
Бескрылых у нас и так много"

"Хотел предложить тебе место, где работать надо больше, получать меньше, а что касается души - так там без нее вообще никак"
источник
Заполярные будни
Карта пояснялка про БАМ.
источник
Заполярные будни
источник
Заполярные будни
Приятного просмотра!
источник
Заполярные будни
источник
Заполярные будни
Зашли тут недавно в один цех к знакомым.
А у них вон чё!
Готовили к отправке памятник в Нерюнгри, Якутия.

"Первопроходцам" называется вроде.

Установят на центральной площади города.
Уже погрузили, в дороге.
Так что нерюнгрянцы/нерюнгрята/нерюнгристы - ждите, к Новому году будет у вас дополнительный повод для гордого веселия)
источник
Заполярные будни
источник
Заполярные будни
источник
Заполярные будни
источник
Заполярные будни
Вот ещё такую интересную раскладку нашли по теме.
источник
Заполярные будни
А мы сидим на "земле", на вахту не едем.
Ждём'с.
Так что пока прямых репортажей нет.
Просвещение и академические знания в деле познания страны Север😁
источник
2020 October 29
Заполярные будни
А "Кооперация" то не случайное судно в летописи высоких широт...
источник
Заполярные будни
Пока "Севморпуть" и "Капитан Драницин" проплывают мимо берегов Анголы и у нас остутствует связь с Максимом (однако надеемся что в районе Кейптауна получим какие-то вести), расскажем об этом грациозном белом пароходе, 60 с лишним лет назад прошедшем ровно тем же путем, правда из Калининграда, в Антарктиду.

     Теплоход "Кооперация"
"Пожалуй, не было на Севере другого судна, которое бы так полно вобрало в свою биографию основные события советского периода истории гражданского торгового флота. Рейсы теплохода "Кооперация" были так или иначе связаны со многими событиями, о которых говорила вся страна. Потому в памяти многих поколений моряков до сих пор живо это имя - "Кооперация"

После окончания Гражданской войны советский торговый флот представлял собой довольно жалкое и неприглядное зрелище.

Большая часть дореволюционного флота во время войны была угнана за границу. Оставшиеся же старые, до крайней степени изношенные пароходы - обеспечивали всего лишь 7 % от общего объема грузоперевозок молодой республики.

Требовалось в кратчайший срок в корне изменить это положение.

18 марта 1925 года Совет труда и обороны издает постановление о первой в истории СССР программе судостроения на пятилетний срок.

1 мая на Северной верфи в Ленинграде была заложена серия из двух рефрижераторных грузопассажирских судов. Это теплоходы "Андрей Жданов" и "Ян Рудзутак" (впоследствии "Мария Ульянова"). Вскоре верфь получила дополнительный заказ от Совторгфлота на строительство еще четырех таких же теплоходов, оснащенных мощными холодильными установками. Среди них была и "Кооперация", которая сошла со стапеля в 1928 году.

Теплоходы этой серии были одновинтовые, двухпалубные, со средней надстройкой, полуютом и полубаком. Имелись две мачты. Корпус каждого отвечал требованиям Английского Регистра Ллойда и Регистра СССР и имел усиленное крепление носовой части, руля и винта на случай плавания во льдах

Основные технико-эксплуатационные данные "Кооперации": водоизмещение 5670 тонн, пассажировместимость 300 человек, хотя на протяжении всей жизни судна она менялась. Длина 104 м, ширина 14.6 м.
Теплоход приводил в движение двигатель мощностью 2400 л.с., обеспечивая скорость хода около 13 узлов
.

"Кооперация" была зачислена на баланс Балтийского морского пароходства и почти 11 лет проработала на регулярной линии Ленинград - Гавр - Лондон.

С наступлением зимы одни суда этой серии поднимались на север, до Мурманска, и продолжали рейсы в порты Европы, другие спускались вниз, на юг, и выполняли перевозки между портами Черного и Средиземного морей

В 1935 году на борту "Кооперации" из Франции, где проходил Первый конгресс писателей в защиту мира, в Россию возвращался всемирно известный писатель Алексей Толстой.

В 1936 году, во время гражданской войны в Испании, судно занималось перевозками добровольцев, военных специалистов, продовольствия и медикаментов

В обратную сторону из Испании перевозили детей республиканцев.

В 1937 году на борту "Кооперации" из США в СССР был доставлен самолет Ант-25, на котором В. П. Чкалов, Г. П. Байдуков и А. В. Беляков совершили знаменитый беспосадочный перелет Москва - Портленд (США) через Северный полюс.

Начало Второй Мировой войны застало "Кооперацию" в норвежском порту Берген, откуда по указанию Балтийского пароходства ее направили в Мурманск. Некоторое время спустя она была переоборудована в плавбазу для подводных лодок. Судно стало называться "Ветер", его поставили в Оленью губу, где под прикрытием зенитных орудий экипажи подводных лодок после изнурительных походов имели возможность отдохнуть и пополнить запасы.

Было все: и боевые "раны" на корпусе, и пожары, и затопления. Кстати, День Победы встретили всего лишь три судна из шести этой серии. 
И среди них "Кооперация"
.

Сразу после войны судно вернули Балтийскому пароходству. Оно несколько лет совершает регулярные рейсы на линиях Ленинград - Щецин, Ленинград-Лондон и Ленинград- Хельсинки- Стокгольм

В 1954 году, после большой модернизации в Висмаре, "Кооперация" вновь была передана в Мурманское морское пароходство.
источник
Заполярные будни
"После переоборудования почти наполовину уменьшилась пассажировместимость судна. Теперь "Кооперация" могла взять на борт лишь 172 пассажира. Но при этом стали значительно комфортабельнее условия нахождения пассажиров на борту. Были обновлены каюты, камбуз, судовой ресторан и бар. Принимал судно заслуженный моряк, впоследствии известный путешественник и мастер спорта СССР по парусным плаваниям капитан Анатолий Янцелевич

Под его командованием "Кооперация" открыла первую в истории Севера арктическую пассажирскую линию Архангельск - Тикси - Певек.

В 1955 году теплоход "Кооперация" вместе с дизель-электроходом "Обь" и теплоходом "Лена" вышли из Калининграда к берегам Шестого континента с первой советской антарктической экспедицией, возглавляемой Михаилом Сомовым. Впоследствии "Кооперация" неоднократно совершала рейсы к берегам Антарктиды, доставляя туда специалистов и грузы для строительства широко известного в советское время поселка "Мирный" и участников нескольких антарктических экспедиций. И конечно, встречались на борту необычные гости. Неутомимый мореход имел честь доставить в "Мирный" известного американского ученого Гордона Картрайта, который дал высокую оценку экипажу и судну.

Два сезона на борту "Кооперации" к берегам Антарктиды ходил известный эстонский писатель Юхан Смуул, написавший в плавании свою "Ледовую книгу", которая впоследствии была удостоена Ленинской премии. Эта книга переведена на 33 языка и стала своеобразным литературным памятником теплоходу.
источник
Заполярные будни
Обложка того самого "литературного памятника".
С каким смыслом обыграны обводы "Кооперации" - сверху судно, снизу айсберг...
источник