Size: a a a

Павел Чиков

2020 January 27
Павел Чиков
Конституционный суд РФ после поручения Путина новому генпрокурору проверить законность дела Константину Котову, вынесенному в московских судах, определил пересмотреть приговор.
источник
Павел Чиков
Отмена приговора Котову со ссылкой на Постановление КС по Дадину — это прямое указание, что с Московским делом перестарались.
источник
Павел Чиков
Иски о реабилитации освобожденных фигурантов Московского дела

Даниил Конон 3 февраля в 16.30.  Адвокат Григорий Червонный

Алексей Миняйло 6 февраля в 16:30. Адвокат Алан Гамазов

Сергей Абаничев 14 февраля в 14:30. Адвокат Светлана Сидоркина

Во всех делах ответчиком выступает Министерство финансов России. Все иски слушаются в Тверском суде Москвы. Запишите и приходите!
источник
2020 January 28
Павел Чиков
Что делать, если вы стали жертвой домашнего насилия?

Согласно исследованию "Левада-центра" за прошлый год, 24% опрошенных россиян сталкивались с домашним насилием в ближайшем окружении, в том числе в собственной семье. Однако в полицию обращаются немногие. По экспертным оценкам, около 60–70% женщин, столкнувшихся с такой ситуацией, не идут в органы правопорядка.

Одни не доверяют полицейским, другие не готовы разрушать семью, третьи просто не уверены, что справятся с бюрократическими процедурами и юридическими тонкостями.

Адвокат и координатор направления "Защита женщин и детей" в "Зоне права" Валентина Фролова подготовила для "Медузы" понятную и простую инструкцию о том, что делать и куда обращаться, если вы столкнулись с домашним насилием.
источник
Павел Чиков
Апелляция на приговор Егора Жукова назначена в Мосгорсуде на 13 февраля в 14:45. Сообщает адвокат Леонид Соловьев.
источник
2020 January 29
Павел Чиков
В Москве по делу Ивана Голунова задержаны бывшие оперативники УВД по ЗАО. Точное количество задержанных пока неизвестно, однако, по словам источников, всех их уже доставили на допрос в центральный аппарат СКР в Техническом переулке.

Все задержанные, как утверждают источники, проходят по делу о фальсификации материалов уголовного дела в отношении журналиста Ивана Голунова. Летом этого года его задержали на улице в Москве, после чего в отношении него возбудили дело о хранении наркотиков. Однако, после волны протестов, всколыхнувших Москву, Голунова освободили, а уголовное преследование было прекращено.

В то же самое время были уволены несколько оперативников из УВД по ЗАО, которые могли иметь отношение к этой истории, в частности: Андрей Щиров, Максим Уметбаев, Акбар Сергалиев, Денис Коновалов и Роман Феофанов. Никаких следственных действий в отношении них долгое время не велось и лишь совсем недавно стало известно, что возбуждено уголовное дело.
источник
Павел Чиков
На моей памяти посадок ментов с 2003 года, это первое уголовное дело о полицейском произволе, инициированное президентом. Как многие понимают, вышло случайно. Тем хуже для фигурантов.
источник
Павел Чиков
Во Втором кассационном суде начинается рассмотрение кассационной жалобы Владислава Синицы — арестанта «дела 212», осуждённого на пять лет лишения свободы (самый большой срок среди всех фигурантов уголовных дел по мотивам летних московских протестов) за твит о детях силовиков.

Защищает Синицу адвокат «Агоры» Денис Тихонов. Сам Владислав участвует в заседании по видеосвязи.

Напомним, в кассационной инстанции суд не устанавливает обстоятельства дела, а лишь проверяет законность и обоснованность решений нижестоящих судов.
источник
Павел Чиков
В Мосгорсуде начинается рассмотрение апелляционной жалобы на приговор Эдуарду Малышевскому.

9 декабря Тверской районный суд приговорил Малышевского к трём годам колонии общего режима по ч. 1 ст. 318 УК РФ за то, что на акции 27 июля выдавленное им стекло автозака упало на противоударный шлем росгвардейца.

Защищает Малышевкого адвокат правозащитной группы «Агора» Александр Альдаев.
Сам Малышевский участвует в заседании по видеоконференцсвязи
источник
Павел Чиков
⚡️Суд изменил приговор Эдуарду Малышевскому на 2 года 9 месяцев колонии общего режима
источник
Павел Чиков
Окончено предварительное следствие по уголовному делу Андрея Баршая. Дело направлено в Генеральную прокуратуру РФ для утверждения обвинительного заключения. Сообщает адвокат Светлана Байтурина. Она, кстати, завела свой телеграм-канал.
источник
Павел Чиков
СКР сообщает:

В ходе следственно-оперативных мероприятий, проведенных совместно с ГУСБ МВД России и УСБ МВД России по городу Москве, установлены и задержаны пятеро фигурантов. Это бывшие сотрудники отделения по борьбе с незаконным оборотом героина, синтетических наркотиков, психотропных и сильнодействующих веществ отдела по контролю за оборотом наркотиков УВД по ЗАО ГУ МВД России по г. Москве Денис Коновалов, Акбар Сергалиев, Роман Феофанов, Максим Уметбаев, а также бывший начальник этого отделения Игорь Ляховец.

Все они задержаны, с ними проводятся следственные действия и в ближайшее время следствие предъявит фигурантам обвинение. По данным следствия, в июне 2019 года сотрудники полиции с целью незаконного привлечения Ивана Голунова к уголовной ответственности подложили наркотические средства в его рюкзак, а также в жилище. Таким образом они сфальсифицировали результаты оперативно-розыскной деятельности, которые в последующем явились доказательствами виновности Голунова в незаконном сбыте наркотических средств. При этом подложенные потерпевшему наркотические средства, ранее были незаконно приобретены полицейскими и также незаконно хранились и перевозились.

Также следствием будет решаться вопрос о мере пресечения задержанным.
источник
2020 January 30
Павел Чиков
ЕСПЧ коммуницировал жалобу российского блогера Руслана Соколовского

В 2017 году его осудили по ст.148 УК РФ (нарушение права на свободу совести и вероисповеданий) за ловлю покемонов в екатеринбургском храме.

«Прежде всего мы жаловались на незаконное и необоснованное заключение под стражу, когда Руслан несколько месяцев провел в СИЗО. Также мы оспариваем и домашний арест. Мы считаем, что для данной категории дел обе эти меры пресечения были чрезмерными», — отметил адвокат Агоры Алексей Бушмаков. По его словам, «вмешательство государства в сферу выражения личного мнения гражданина изначально было необоснованным».

— В действиях Соколовского нет состава преступления, какими бы спорными они ни были, — резюмировал Бушмаков.

Правовой аналитик Агоры Дамир Гайнутдинов, готовивший жалобу в ЕСПЧ, выразил мнение, что ее коммуникация «немного опоздала».

— Тем не менее решение Европейского суда будет принципиально важным не только для Руслана Соколовского. Попытки обвинить кого-то в оскорблении чувств верующих периодически возникают — вспомним недавний случай с комиком Александром Долгополовым и его шутками про христианство. Очевидно, что российские власти до сих пор не смогли найти баланс между правом на свободу слова и правом исповедовать религию. Поэтому постановление ЕСПЧ по делу Соколовского, возможно, повлияет на то, как в дальнейшем российские суды будут относиться к подобным делам, — констатировал Гайнутдинов.
источник
Павел Чиков
Европейский суд по правам человека представил статистический отчет за 2019 год. Россия с большим отрывом заняла в нем первое место по количеству жалоб, поданных против государств европейского континента. На рассмотрении суда находится в общей сложности 59,8 тыс. обращений, из которых 15 тыс. относится к России (25,2%).

Глава международной практики «Агоры» Кирилл Коротеев поясняет свежие данные газете «КоммерсантЪ»:

— К 2017 году в ЕСПЧ было зарегистрировано 7750 жалоб из России — и уже тогда это казалось значительной цифрой. Два года спустя их уже 15 тыс., рост в два раза…

— Вам могут ответить, что мы не единственная страна, где почти двукратно выросло количество жалоб. Вот, например, Андорра — было четыре жалобы против нее, теперь их уже шесть. Но если серьезно, то цифры поражают. 15 тыс. жалоб, 25,2% от общего числа в суде — я очень давно не помню ни такого количества обращений, ни такой пропорции. Наверное, с конца нулевых годов такого не было.

— То есть это действительно много?

— Это очень много. Конечно, каждый год суд отфильтровывает явно неприемлемые жалобы, которые не относятся к его компетенции или поданы с нарушениями. И тем не менее уже сейчас понятно, что больше половины этих жалоб суд точно считает заслуживающими серьезного внимания. Понимаете, лет десять назад тоже было много жалоб в ЕСПЧ, но среди них было большое количество необоснованных. А сейчас большинство вполне обоснованы.

Но количество поданных жалоб — это только верхушка айсберга. Если посмотреть вглубь статистического отчета, то можно найти много показательного. Давайте посчитаем количество дел по Второй статье Конвенции о правах человека — это право на жизнь. В прошлом году ЕСПЧ по всему европейскому континенту нашел 30 нарушений права на жизнь. И 20 из них — против России. Понятно, что сами факты смертей относятся к разным годам, но это все равно очень много, чудовищно много. Или вот запрет на бесчеловечное обращение — половина нарушений тоже относится к России.

Наши государственные органы ответят: «Это потому что в России большое население». Но давайте возьмем государства, сравнимые по населению. Германия, Франция, Великобритания – против них жалоб на рассмотрении меньше в сотни раз, так что этот аргумент не работает. Страны-лидеры по жалобам их граждан в ЕСПЧ очевидны: это Россия, Турция, Украина и Румыния, они вчетвером создают две трети нагрузки на суд. Из них Россия, к сожалению, впереди всего континента. И эта ситуация с каждым годом ухудшается.

— О чем говорит такая тенденция?

— Она говорит, что россияне не доверяют российскому правосудию. Не доверяют всей правоохранительной системе в целом. И, видимо, обоснованно, потому что проблемы в этой сфере не решаются годами. Значительное количество жалоб против России довольно однотипно. Это значит, что ЕСПЧ еще много лет назад указал, что нужно сделать, чтобы исправить ситуацию.

Суд ведь не просто назначает компенсацию, как многие думают. Он объясняет, что именно государству нужно изменить для предотвращения новых исков, как поправить законодательство. Но раз каждый год поступают новые жалобы по старым темам, значит, постановления ЕСПЧ в нашей стране не воспринимают всерьез.

Это в 1998 году, когда россияне получили возможность подавать жалобы в ЕСПЧ, какие-то проблемы действительно могли быть не понятны и не очевидны для властей. Но сейчас 2020 год — давно есть все данные, все советы, просто бери и делай наконец. А раз этого не происходит, значит, проблемы российского правосудия сознательно не хотят решать.

— Почему?

— Видимо, власти считают, что они получают больше пользы от действующей системы, нарушающей права человека. Даже с учетом выплаты штрафов из бюджета.
источник
Павел Чиков
Видимо, для российских властей куда важнее арестовать тысячу демонстрантов и потом заплатить штраф, чем дать людям спокойно провести свою политическую акцию. Или, может быть, им проще годами держать людей в СИЗО, чем научить правоохранителей так расследовать преступления, чтобы этот способ им не понадобился. Потому что люди жалуются на затягивание содержания под стражей, на условия в СИЗО — и совершенно правильно делают.

Вы будете смеяться, но есть европейские страны, где максимальный строк содержания под стражей до суда — что-то около трех недель. То есть подозреваемого арестовывают, только когда у полиции на него все есть.

А у нас человека арестовывают и сразу отправляют в СИЗО — как продукты кладут в холодильник. Пусть, мол, посидит, подумает, а мы пока порасследуем как-нибудь. Подождем, пока сам признается.

И эта ситуация никак не меняется, никак, несмотря на существующую уже почти 20 лет последовательную практику ЕСПЧ по взятию под стражу и условиям содержания. С 2002 года Европейский суд говорит России, что эта система нарушает права ее же граждан, что людей нельзя так надолго закрывать в СИЗО, что ситуацию надо менять. Хорошо, условия содержания стали немного получше. Но принципиально подход не изменился: у нас по-прежнему человека могут держать под стражей до полутора лет. Это ненормально, но власти с этим ничего не хотят делать, несмотря на все постановления и советы. А раз так, то люди продолжат жаловаться на такое обращение.

И в итоге Европейский суд вынужден разгребать бесконечный поток повторяющихся дел из России. Вместо того чтобы заниматься, например, развитием толкований конвенций и другими своими функциями. Вся эта ситуация в каком-то смысле парализует Европейский суд.

— Вы хотите сказать, что Россия парализовала Европейский суд?

— Да-да, именно так. В результате люди ждут своей очереди на рассмотрение дела годами. Я как-то выиграл в ЕСПЧ дело, которое 16 лет там валялось. Ну, 16 лет — это все-таки необычно, но 10–12 лет — это теперь уже не редкость. Вы мне позвонили сейчас — я как раз пишу очередной документ по жалобе, которая подана в 2009 году. И мы только этой весной закончим обмен процессуальными документами. А когда еще ее суд решит…

— А для самого суда это нормально, что дела так долго разбираются?

— Мне кажется, суд понимает, что решение, вынесенное 10 лет спустя, уже менее интересно, чем хотя бы через 3–4 года. И было принято много мер, например, стимулировать правительства к тому, чтобы по ускоренной процедуре признавать нарушения по очевидным жалобам и не проходить через многолетнее разбирательство.

Кстати, Россия стала чаще пользоваться этой возможностью. Давайте вернемся к статистическому отчету. Вот вариант односторонней декларации, когда государство-ответчик готово сразу заплатить, не разбирая дело. В 2018 году Россия пошла на 98 таких деклараций, в 2019 году — их уже 189. Другой вариант — дружественное урегулирование, когда стороны договариваются. Их у нас было 151 — стало 430.

— Может быть, проблема разрешится сама собой после реформы Конституции? Предложенный президентом пункт о приоритете национального законодательства что-нибудь изменит по вопросу обращения в ЕСПЧ?

— Нет. Символически эта поправка, безусловно, плоха. Но технически она не добавляет ничего нового по сравнению с тем, что мы наблюдем последние пять лет, с постановления КС от 14 июля 2015 года (разрешает России отказаться от исполнения постановлений ЕСПЧ; с тех пор применялось уже дважды.— “Ъ”). Конечно, хотелось бы иметь нормальную Конституцию, а не такую, какую мы будем иметь после, так сказать, реформы. Но предложенные поправки здесь не имеют значения. Главные проблемы у нас — со следствием, с правоохранительными органами и с национальными судами, которые просто переписывают обвинительное заключение в приговор.
источник
Павел Чиков
Басманный суд Москвы завтра повторно оценит обыски у сторонников Навального, ранее признанные Мосгорсудом незаконными

Завтра, 31 января, Басманный суд повторно оценит проведенные у сторонников Навального обыски. Речь идет о шестерых активистах: Егоре Алашееве из Самары, Кирилле Левченко из Новосибирска, Викторе Бармине из Екатеринбурга, Альберте Гаскарове из Уфы, Анастасии Синельниковой из Ижевска и Сергее Командирове из Смоленска. Их интересы представляет адвокат Агоры Татьяна Молоканова.

Обыски прошли 15 октября на основании постановлений следователей. Они не стали обращаться в суд, поскольку посчитали эти следственные действия "случаями, не терпящими отлагательства". Только через несколько дней Басманный суд Москвы признал уже проведенные обыски законными.

В апелляционных жалобах Молоканова указывала, что постановления Басманного суда — "незаконные, необоснованные и вынесены с существенным нарушением уголовно-процессуального закона". "Проведение этих обысков не относятся к случаю, не терпящему отлагательства", — подчеркнула адвокат Агоры.

— Мосгорсуд пришел к выводу, что вопрос о законности этих обысков был разрешен без участия заинтересованных лиц. Им не разъяснили прав на участие в заседании в Басманном суде при рассмотрении уведомления следователя о законности проведенных обысков, — сказала Татьяна Молоканова.

Судебные заседания пройдут завтра в Басманном суде Москвы с 9 утра, судья Николаева.

Завтра же, начиная с 9 утра, Басманный суд рассмотрит ходатайство следствия о продлении блокировки счетов у 126 активистов. Их интересы также представляют адвокаты Агоры.

Берите паспорта и пресс-карты, находите время и приходите!
источник
Павел Чиков
"Том и Джерри" вне закона

В Калининградской области полиция возбудила административное дело о демонстрации свастики (ч.1 ст.20.3 КоАП РФ) за репост во "ВКонтакте". Владислав Шенец репостнул на свою страницу сатирический видеоролик, в котором объединены кадры из мультфильма "Том и Джерри", изображения свастики, герба и мелодии гимна СССР.

По запросу ФСБ замначальника управления культуры города Черняховск Игорь Ерофеев провел исследование и пришел к выводу, что Владислав Шенец демонстрировал нацистскую атрибутику и символику. Защищает парня адвокат Агоры Станислав Селезнев.

Стоит напомнить, что в середине ноября депутаты Госдумы внесли изменения в закон "Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов". Теперь нацистская символика допустима, если она формирует негативное отношение к нацизму и отсутствуют признаки пропаганды. В проведенном замначальника управления культуры исследовании вопрос об осуждении или одобрении идеологии фашизма и нацизма не поднимался.

За репост другого отрывка из мультфильма "Том и Джерри" (опять же с изображением свастики) комиссия по делам несовершеннолетних в декабре назначила жителю Курска штраф в размере 30 тысяч рублей.
источник
Павел Чиков
Об избиении Голунова сразу после задержания заявляли его адвокаты.

И вот оперативник Максим Уметбаев в суде на мере пресечения признает вину в избиении журналиста.
источник
2020 January 31
Павел Чиков
В Басманном суде генерал Габдулин так доказывает факт уведомления сторонников Навального о суде по продлению арестов банковских счетов. Фотографиями почтовых ящиков.
источник
Павел Чиков
Привет, это Никита Данилин. И сегодня будут монологи казахстанцев, воевавших на Востоке Украины.

Первые сообщения о наёмниках-казахстанцах начали появляться еще в 2014 году, и мне сразу стало интересно, что мотивировало этих людей ехать на чужую войну. Ладно, думаю, россияне, там госпропаганда с телеканалов, борьба за «русский мир» и так далее, но в Казахстане-то все чуть-чуть иначе – не каждому казахстанцу вообще есть дело до того, что происходит за воротами его дома и, тем более, за пределами страны. Плюс у нас это преступление и по приезду на родину воевавших на территории чужой страны сразу же принимал КНБ, а потом были суд и тюрьма.

Истории получились не такие однозначные, как может показаться на первый взгляд. Два героя материала, зная о последствиях, все-таки вернулись на родину, хотя могли получить российское гражданство. Интереснее всего слушать, как складываются жизни людей после войны и тюремных сроков, как менялось их отношение к своим поступкам за это время.

https://mediazona.ca/article/2020/01/31/knb-dnr
источник