После открытия бозона Хиггса Большой адронный коллайдер принялся за поиски Новой физики — явлений, выходящих за пределы Стандартной модели элементарных частиц. Однако в этой области открытий пока нет. И хотя не все данные ещё обработаны, а в 2020-е годы планирует сделать апгрейд и в десятки раз увеличить светимость коллайдера, велика вероятность, что их и не будет.
Что делать? Можно было бы построить ещё больший коллайдер, но это безумно дорого. И даже электрон-позитронный коллайдер ILC в прошлом году решено сократить в два раза.
Но возможно Новая физика скрывается не в больших энергиях. Во многих теориях присутствует относительно лёгкие частицы, которые, однако, чрезвычайно слабо взаимодействуют с обычным веществом. Настолько слабо, что на Большом адронном коллайдере вероятность их рождения равна нулю, хотя энергии там более чем достаточно.
Такие частицы можно искать в экспериментах другого типа, в которых ставка делается ни столько на энергию частиц, сколько на их количество. Например, можно задействовать ускоритель SPS, который сейчас является предварительным ускорителем для LHC. Энергия протонов в нём всего 400 ГэВ — в 15 раз меньше, чем на LHC. Но поставляет он их для Большого адронного коллайдера всего лишь раз в 15 часов!
То есть в течение 15 часов в LHC крутятся одни и те же протоны, постепенно сталкиваясь друг с другом, а SPS всё это время крутит следующий пучок впустую.
На самом деле, эти протоны из SPS, конечно, давно используют для разных экспериментов. Например, в знаменитом OPERA, в котором ошибочно измерили сверхсветовые нейтрино.
В общем, сейчас протонные пучки из SPS предложили использовать для поиска частиц тёмной материи и вообще Новой физики. Новый эксперимент называется SHiP (Search for Hidden Particles), возглавляет его выходец из России Андрей Голутвин, а в проекте принимают активное участие российские институты и университеты, и даже Яндекс.
Об этом интересном эксперименте мой свежий большой текст в N+1:
bit.ly/ship-nplus1