Свободный порт — не входящая в состав таможенной территории данного государства территория порта, включая водные бассейны, причалы и прилегающие участки со складами и т.п. По сути,
это экстерриториальный склад временного хранения нерастаможенных грузов, не имеющих конкретного получателя.
Но надо учитывать один момент.
Жесткого формата свободного порта в мире не существует — в разных странах такие порты имеют свои наборы преференций.
Основной смысл свободного порта при ввозе товаров в том, что на его территорию привозят
груз, который
без помещения под таможенную процедуру хранится на территории порта до тех пор, пока не найдется желающий его купить. Когда такой покупатель определился, он вывозит груз в удобный для него порт (в этой же стране или в какой-то другой), где и происходит таможенное оформление. В случае экспорта помещение товара в свободный порт может означать, что экспорт состоялся и можно возмещать НДС.
Важнейшим негативным фактором, препятствующим успеху свободных портов
в России является
неадекватное законодательство. Закон «О свободном порте Владивосток»
требует от грузоперевозчиков
обязательной подачи предварительной информации, включая сведения о получателях груза. Хотя это противоречит самому смыслу свободного порта, поскольку туда свозят грузы тогда, когда получатель еще не известен.
В то же время за непредоставление или позднее предоставление предварительной информации закон предусматривает серьезные штрафы. Кроме того, такие грузы выставляют на таможенный досмотр, обеспечение которого стоит денег. В результате, для большинства клиентов свободного порта
получилась не либерализация законов, а наоборот ужесточение.
Как бы то ни было, но недоработки закона стали основной причиной того, что
свободный порт Владивосток до сих пор себя не оправдал.
@proimport