🐩
Синдром выученной беспомощности в управленииЛет 60 назад психолог Мартин Селигман пытался сформировать у собак условный рефлекс — страх на звук высокого тона. Собакам в клетках включали высокотональный звук и одновременно били током. Через некоторое время клетки открыли. Ожидалось, что собаки увидят путь на волю и убегут, услышав звук. Этого не произошло. Они ложились на пол, скулили, но не покидали клетку. Селигман предположил, что собаки не пытаются избежать удара током потому, что несколько раз пытались это сделать, у них не получилось, и они привыкли к неизбежности удара — "научились беспомощности".
Эксперименты повторили на людях. Их не били током, а предлагали нерешаемые задачи и невыполнимые упражнения. Оказалось, что человека легко ввести в состояние, в котором он перестает бороться с негативными обстоятельствами после нескольких неудачных попыток.
Состояние беспомощности не обязательно проявляется в форме "лечь и скулить". Возможны разные сценарии, причем они могут бесконечно перетекать друг в друга:
1. Деструктивное поведение — агрессия, направленная на себя или на окружающих.
Попавший в сложную рабочую ситуацию начальник срывается на подчиненных, коллеги орут друг на друга.2. Отказ от деятельности — апатия, заторможенность, выпадение из реальности.
Сотрудник часами уныло глядит в окно или непонимающе пялится в монитор.3. Перебор стереотипных действий — поиск среди известных стандартных решений и частый контроль результатов.
Сотрудник старается решить задачу непригодными для этого старыми способами, постоянно проверяя, не получилось ли.4. Псевдоактивность — бессмысленная суета, не ведущая к результатам и не адекватная ситуации.
Сотрудник бегает по офису, звонит по всей адресной книге, дергает коллег.5. Смещение на псевдоцель — попытка решать неактуальную задачу взамен актуальной.
Вместо разруливания конфликта в команде менеджер перетряхивает содержимое тумбочки или чистит рабочий стол от "лишних" ярлыков.Выученная беспомощность — враг любой продуктовой команды. Этот синдром сопровождается потерей чувства свободы, неверием в возможность изменений, в собственные силы, подавленностью, депрессией и даже ускорением наступления смерти.
У менеджеров выученная беспомощность быстро появляется в среде с мотивацией к избеганию неудач.
Хотим беспомощных менеджеров — поощряем их не совершать ошибок.У команд выученная беспомощность возникает при авторитарном стиле руководства.
Хотим беспомощную команду — управляем ей как диктатор-микроменеджер.Выученная беспомощность появляется не только при переживании негативных ситуаций, но и при наблюдении за беспомощными людьми.
Долго смотрим телек — получаем синдром. Имеем в команде токсичного нытика — ставим проект под угрозу.Как не дать выученной беспомощности убить команду?
=> Ставить людей в ситуацию активного преодоления трудностей, стимулируя поиск решения. Создавать все условия для этого и устранять любые бюрократические и административные барьеры. В результате резко растет иммунитет к выученной беспомощности.
=> Поддерживать в людях высокую самооценку. Люди с повышенным ЧСВ менее подвержены выученной беспомощности.)
=> Поменьше негатива в команде, сплетен и интриг. Побольше веры в позитивный прогноз развития событий.
Так просто и так важно, правда?