Лидеры всех трех оппозиционных думских фракций по сигналу из Кремля дружно, в одинаковых выражениях прокляли Навального. Главный ущерб этим был нанесен не Навальному, а думской оппозиции. Не исключаю, что в том и состоял замысел мудрецов из Администрации. Людей, возмущенных происходящим, подобные речи вряд ли успокоят, скорее подольют масла в огонь. А официальную оппозицию в преддверии осенних выборов дискредитируют.
В то же время речи думских лидеров спровоцировали кризисные процессы внутри их собственных партий. Харизматичный Евгений Ступин, представляющий КПРФ в Мосгордуме, уже заявил о намерении идти на Пушкинскую площадь 23 января. Его поддержал и Михаил Тимонов из фракции «Справедливой России». А бывший сенатор от Иркутской области Вячеслав Мархаев, возглавляющий КПРФ в Бурятии, активно выступил в поддержку протестующих: «Нынешняя власть за 30 лет пустых разговоров про демократию фактически установила жесточайшую диктатуру олигархических кланов. В такой системе нет места свободомыслию, свободной общественной дискуссии и тем более справедливой критике власти. Реакция всегда одна — репрессии, пропагандистское давление, дубинки полицейских». Его примеру могут последовать — с большей или меньшей степенью радикализма другие региональные лидеры КПРФ, а кое-где и СР.
В «Справедливой России» кризис усугубляется ещё и сделанным в те же дни сообщением о слиянии с партией «За Правду» Захара Прилепина. Это уже не первая попытка политических алхимиков из АП слить умеренную социал-демократию с черносотенцами и посмотреть, что в итоге получится (вспомним позапрошлогоднюю историю с «вступлением в партию» Константина Малофеева, возглавляющего православно-монархический телеканал «Царьград»). Тогда руководству СР удалось уклониться, но на сей раз им не оставили даже видимости выбора.
Тут невольно вспоминается известная шутка про то, что добавив к литру борща 15 граммов какой-то хрени вы получите литр какой-то хрени. У происходящего помимо политической абсурдности есть и психологическая сторона — крайне нестабильная личность Прилепина гарантирует превращение партийного руководства в площадку для постоянных скандалов и склок, жертвами которых обречены стать и прежние лидеры эсеров и большая часть их аппарата.
Политологи уже дают многословные глубокомысленные комментарии, рассуждая о плюсах и минусах объединения, хотя понятно, что речь идет не о политическом расчете, а об идиотском управленческом решении, принятом в Администрации, без учета мнения не только избирателей, членов и функционеров СР, но даже и вопреки интересам руководства партии. Как сказал мне один из представителей её высшего звена, «мы столкнулись с обстоятельствами непреодолимой силы». Вроде землетрясения, схода лавины, селевого потока. И последствия для партии будут соответственные.
То, что Сергей Кириенко не менее разрушителен чем средних размеров вулкан, мы могли убедиться в 1998 году на экономическом уровне. Теперь то же самое нам предстоит пережить в сфере политической.
Суть вопроса даже не в том, какое будущее ждет КПРФ и СР. Мы наблюдаем продолжение ползучего государственного переворота, начатого в прошлом году внесением поправок в конституцию, «обнулением Путина», узаконенным трехдневным голосованием на пеньках, переходом от подтасовки выборов к тотальному рисованию результатов без оглядки на реальное мнение избирателей. «Управляемая демократия», создававшаяся в конце 1990-х и начале 2000-х, предполагала, что оппозиция имеет некоторую, хоть и ограниченную свободу действий (в рамках заранее ей отведенных самой же властью). Теперь устраняется последний элемент «неопределенности» — оппозиция лишается всякой, даже ограниченной самостоятельности и субъектности. Администрация переходит к ручному управлению: ходить будете только строем, петь только хором, и только по нашей команде. Проблема низкого рейтинга «Единой России» больше не стоит, поскольку теперь все партии превращаются в подразделения ЕР.