Генеральный секретарь Совета Европы Турбьерн Ягланд, кажется, решил предпринять сверхусилие, чтобы все-таки вернуть Россию в возглавляемую им организацию. Украинские СМИ излагают выступление генсека в ПАСЕ, где он назвал бесполезными санкции, которые СЕ наложил на Россию - никакие цели не достигнуты, Крым Украине не вернулся, ситуация с правами человека в России не улучшилась, зато у Совета Европы возникли бюджетные трудности и вообще организация переживает кризис.
Теперь генеральный секретарь хочет инициировать изменение Устава, как он говорит, уточнить полномочия парламентского и исполнительного крыла, чтобы таким образом сузить возможности ПАСЕ по накладыванию санкций на страны-члены Совета.
Ягланд, как и вообще руководство Совета Европы давно крайне встревожены перспективой ухода России, которая за последний год стала намного более реальной. В неформальных беседах чиновники СЕ говорили автору этих строк, что вся организация фактически стала заложницей украинской темы вообще и украинской делегации, в частности. Никто из европейских стран, даже если они считают правильным вернуть Россию, не хочет рисковать скандалами и идти вопреки Киеву, который активно капитализирует образ жертвы. Между тем, предстоящие в 2019 году выборы судей ЕСПЧ и нового генсека СЕ, если они пройдут без участия лишенной слова России, могут быть оспорены как нелегитимные. Именно поэтому регламентный комитет ПАСЕ еще в декабре постановил, что ассамблея не имеет права лишать делегации голоса по этим вопросам. Только что были изменены правила формирования комитетов, в результате чего украинские представители больше не входят в регламентный комитет.
Стремление Ягланда, который должен покинуть свой пост осенью, разрешить кризис с Россией, не связано с какой-то его особенной симпатией к Москве. Ягланд - опытный и здравомыслящий политик, он прекрасно понимает, что уход России из СЕ ведет к нескольким важным следствиям. Во-первых, создается нежелательный прецедент, которому может последовать, например, Турция, еще один enfant terrible Европы. Во-вторых, уходит существенное финансирование. В-третьих, и это главное, на фоне кризиса всех институтов, унаследованных от прежней эпохи, глубокий конфликт в Совете Европы - вопрос не технический, даже не политический, а концептуальный. В чем смысл этой организации? Для распространение принципов правового государства и прав человека в ситуации, когда в организацию входят только члены ЕС и аффилированные с ним государства, Совет Европы не нужен. Либо он должен начать заниматься растущими гуманитарно-правозащитными проблемами в ЕС, что не вызовет энтузиазма у стран единой Европы. Там есть свои институты. Иными словами, участие постсоветских стран с Россией в первой шеренге придает Совету Европы смысл, который может быть утрачен бевозвратно. Так что Ягланд вполне искренне предупреждает, что уход России чреват очень-очень-очень плохими последствиями.
https://www.eurointegration.com.ua/rus/news/2019/01/22/7091896/