Когда позднее при Прейсиш-Эйлау и Фридланде Багратион опять столкнулся с Наполеоном, император французов назвал его одним из лучших русских генералов. После поражения под Фридландом Багратион пять суток со своими войсками прикрывал отступление русской армии, за что был награжден золотой шпагой с надписью «За храбрость». Во время русско-шведской войны за Финляндию именно Багратион командовал русским отрядом, который совершил беспримерный переход по льду Ботнического залива к берегам Швеции. Так была продемонстрирована уязвимость шведских земель перед ударами русских. Король Густав IV Адольф после этого запросил мира.
В 1812 году Багратион стал командующим 2-й армией, которая имела вспомогательный задачи, в то время как главные силы русских оказались сосредоточены в 1-й армии Барклая де Толли. Багратион вновь показал свое умение вывести войско из-под удара французов, чтобы соединить обе армии в Смоленске. К сожалению, там Багратион продемонстрировал не лучшие черты своего характера – излишнюю горячность и преобладание тактического мышления над стратегическим. Генерал всеми силами настаивал на необходимости как можно скорее дать генеральное сражение и интриговал против настаивавшего на отступлении Барклая.
После сражения за Смоленск и отступления русских к Москве отношения двух командующих обострились до предела. Багратион, пользуясь свои старшинством в чине, фактически игнорировал приказы Барклая де Толли, хотя тот был выше его по должности, являясь военным министром. При отступлении Багратион развернул настоящую пропагандистскую кампанию, направленную против Барклая и «генералов-иноземцев». Он уверял русское общество, что немцы погубят Россию. Несмотря на понятную анекдотичность ситуации, это работало. Конфликт получилось уладить лишь после назначения главнокомандующим князя Михаила Кутузова.
В Бородинском сражении Багратион командовал левым флангом русской армии. На его участке фронта состоялся самое кровопролитный бой за Багратионовы флеши – полевые укрепления. В противостоянии с лучшим маршалом Наполеона Даву Багратион удержал позиции, хотя французы неоднократно врывались во флеши, но всякий раз были отбиты. Во время последней, восьмой атаки, когда 20 тысячам русских противостояли 45 тысяч французов, Багратион лично водил в атаку свои полки. Тогда он был тяжело ранен осколком ядра и увезен в тыл без сознания.
На следующий день Багратион пришел в себя и даже написал Александру I, что хотя тяжело ранен, рассчитывает выздороветь и вернуться в строй. Но уже через два дня рана загноилась. У генерала было диагностировано заражение крови. От ампутации ноги Багратион отказался. 22 сентября у него началась гангрена, а 24 сентября он в мучениях скончался. Великий русский поэт Гавриил Державин написал о полководце такие строки:
«О, как велик На-поле-он
Он хитр, и быстр, и твёрд во брани,
Но дрогнул лишь уставил длани,
К нему с штыком Бог-рати-он».
Больше наших исторических текстов в ежедневном режиме на
https://czar.chat