Size: a a a

Высокая Порта

2021 January 31
Высокая Порта
Добрый вечер!

Я брат автора канала “Высокая Порта” Камиля Галеева. Камиль был арестован у себя дома сегодня в 9 утра по обвинению в участии в митинге 23 января. Сейчас его перевозят в московский спецприемник № 2 на 10 суток административного ареста. Надеюсь, через 10 дней он вернется, и здесь снова появится знакомый исторический контент.

Спасибо всем неравнодушным!
источник
2021 February 04
Высокая Порта
Сегодня Камилю разрешили один телефонный звонок из спецприемника Сахарово, и он надиктовал следующее:

Открыт набор на курс Свободного Университета “История Британской цивилизации”. Как и я вся программа Свободного Университета, курс бесплатный, и он будет посвящен истории Англии и Шотландии XVI-XVII веков. Акцент будет сделан на том, что мы знаем о британской истории и откуда мы это знаем. Курс будет полезен как просто любителям британской истории, так и тем, кто хочет познакомиться с механикой исторического исследования. Преподаватель - Камиль Галеев, сотрудник George Mason University, магистр University of St Andrews.

Программу курса можно найти здесь: https://drive.google.com/file/d/1osuQu2m8dBT5tDkPmUdKf9b0TFqMCutU/view
Советы по написанию мотивационного письма на сайте https://freemoscow.university/opencourses
Мотивационные письма принимаются до 7 февраля включительно на почту info@freemoscow.university
Как только Камиль вернется, пройдет отбор. Спасибо!
источник
2021 February 10
Высокая Порта
Освободился из Сахарово. В ближайшее время напишу о своем пребывании там
источник
2021 February 11
Высокая Порта
Как я сидел в Сахарово

31 января утром ко мне домой пришли эшники. Они задержали меня и отвезли в ближайшее ОВД, где менты составили протокол об административном правонарушении. Как оказалось, камеры видеонаблюдения зафиксировали мое лицо на Тверской 23 числа. Примерно через полчаса состоялся суд, на котором мне дали 10 суток. Забавно, что в постановлении суда упоминались мои статьи в "Новой Газете" и для "Радио Свобода” - то есть с т.з. нашего государства, все это - суть отягчающие обстоятельства.

По дороге из суда полицейские допытывались у меня, сколько же все-таки платят за участие в митингах. Забавно, что чуть позже, уже в Сахарово, мне задавал тот же вопрос вор-рецидивист, нарушивший условия УДО и отправленный за это в спецприемник. У меня создалось впечатление, что понять, как люди могут выходить на митинги бесплатно, ни менты, ни воры не в состоянии. Возможно это своего рода профессиональная деформация.

Сначала меня отвезли в московский спецприемник номер 2. Компания в камере собралась пестрая. Были политические активисты, например, муниципальный депутат Янкаускас. Были просто вышедшие на митинг или приехавшие встречать Навального в аэропорт. На удивление, было много совершенно левого народа. Скажем, со мной вместе сидел курьер Яндекс еды, которого омоновцы загребли в автозак прямо с сумкой во время доставки заказа. Суд отказался считать отметку о заказе в приложении за доказательство и ему дали 7 суток. Вообще, складывается впечатление, что, если раньше совсем непричастных старались не трогать, то сейчас гребут вообще всех, кто подвернулся под руку.

В спецприемнике номер 2 я провел сутки, после чего нас всех отправили в Сахарово. Материальные условия там отличались в худшую сторону - и были очень близки к условиям обычной зоны. Зато компания собралась хорошая. Помню вывели нас на прогулку в клетку, непосредственно прилегающую к корпусу, и тут девушка из окна второго этажа кричит: “Из Вышки кто есть?”. Ей в ответ:

- Востоковедение!

- Право!

- Матфак!

Надо сказать, что Сахарово изначально не было предназначено для политических. Его строили для мигрантов, ждущих депортации. Так что охранники привыкли к совершенно безответному и беззащитному народу, а потому на любое качание прав реагируют нервно. Заходят они в камеру во время утреннего обхода, спрашивают, есть ли вопросы. Я им:

- Я хочу подать апелляцию.

- Подать что?

Апелляцию я все-таки подал, но это оказалось совершенно бесполезно. Апелляции подавали многие, но за все время моего пребывания в Сахарово срок скостили всего одному парню с эпилепсией. Остальные отклоняются по сути автоматически. Некоторые судьи на апелляции просто спрашивают:

- Прокурор, защитник, свидетели? (в плане жалоб по поводу первого заседания, где не присутствовал прокурор, не присутстсвовал защитник и не были допрошены свидетели)

- Да.

- Отклоняется.

Возвращаясь к теме мигрантов. Только в Сахарово я осознал весь мрак отечественной фмс. Людей, не совершивших никаких преступлений, содержат фактически в тюремных условиях - и содержат подолгу. На моей койке было выцарапано “Андижан 25.03.2018-29.06.2018”. То есть человека чалили в тюрьме больше трех месяцев. И это еще не худший вариант. Как я узнал от своего защитника, одного из его подзащитных держат в Сахарово уже два года - безо всякого суда. То есть в стране отлажен механизм бессудного многолетнего mass incarceration.

Еще одна штука, которую я прочувствовал в Сахарово - это глубина социального неравенства внутри страны. Московских арестантов заваливали передачами. Мы разумеется складывали их в общак и делились с иногородними, но они все равно бывало реагировали нервно. Сокамерник, монтажник из Тульской области, не мог понять, зачем мы так напрягаем родных и друзей, вводя их в лишние расходы. Я конечно не раз видел дикую нищету, путешествуя по глубинке, но за решеткой неравенство в плане материального и социального капитала ощущается еще отчетливее.
источник
2021 February 12
Высокая Порта
В 1793 г. в Эдинбурге судили группу радикалов, требовавших введения всеобщего избирательного права. Председательствовал на суде лорд Браксфилд. Подсудимых обвиняли в том, что их пропаганда политических реформ представляла собой государственную измену. Один из подсудимых указал на то, что и сам Христос был реформатором.

- Ну так его за это и повесили, - парировал Браксфилд.
источник
Высокая Порта
“Луций Лукулл, когда его попрекнули великолепием его тускульской усадьбы, говорят, сказал (и это сочли удачнейшим ответом), что у него двое соседей: выше – римский всадник, ниже – вольноотпущенник, и так как их усадьбы великолепны, то и ему следует позволить то же, что позволено им, принадлежащим к более низкому сословию.

Но разве ты, Лукулл, не видишь, что ты сам вызвал у них такое стремление? Ведь им этого не позволили бы, если бы и ты так не поступил. В самом деле, кто стал бы терпеть поведение этих людей, видя, что их усадьбы забиты статуями и картинами, одни из которых принадлежат государству, а другие даже взяты из храмов и священных мест? Кто не постарался бы сломить их алчность, не будь те, кто должен был ее сломить, одержимы такой же страстью?

И зло не только в том, что проступки совершают первенствующие люди (хотя это само по себе – большое зло), сколько в том, что у них находится очень много подражателей. Ибо, если обратиться к прошлому, то оказывается, что государство было таково, каковы были люди, занимавшие в нем наивысшее положение, и какое бы изменение ни произошло в среде первенствовавших, такое же последовало и в народе”

(Цицерон. О законах)
источник
2021 February 13
Высокая Порта
Охранители любят прибегать к одному и тому же аргументу. Мол, протестующие в большинстве своем не принадлежат к самым обездоленным слоям: по настоящему обездоленные страдают молча. Предполагается, что это должно каким-то образом обесценивать позицию протестующих.

Это конечно чистой воды интеллектуальное шулерство. Поясню. Вот у нас есть социальная игра - российский госкапитализм. У кого-то получается играть в нее получше, у кого-то - похуже. Теперь следите за руками. Следуя логике охранителей, если эту игру и ее условия критикует тот, кто достиг в ней хороших результатов, то это проявление лицемерия. Ну а если ее критикует тот, кто значимых результатов не достиг, то это ресентимент озлобленного лузера.

Короче, перед нами классическая аргументационная ловушка - разновидность вилки Мортона. По мнению тех, кто ее использует, критиковать Систему не может ни тот, у кого в рамках этой Системы все обстоит хорошо, ни тот, у кого дела идут так себе.
источник
2021 February 14
Высокая Порта
Полковое знамя времен английской Гражданской войны. Принадлежало командиру роялистского пехотного полка Джону Тэйлору. 1645 г.

Всех, кто отмечает - с праздником!
источник
2021 February 15
Высокая Порта
Народная история России

Моя шотландская лендледи как-то заметила, что хотя по британскому телевидению и показывают художку/документалки о российской истории, посвящены эти фильмы на 99% балам и придворной жизни. Практически ничего другого в них не показывается.

А ведь если задуматься, то этот перекос в сторону жизни российских элит присущ не только британскому историческому кино, но и российскому. Да и не только кинематографу. В конечном счете он отражает перекос в историческом мышлении россиян. Российская история в том виде в каком ее преподают в школах и в каком она откладывается в головах - это не народная история, а история Ротенбергов.

Надо сказать, что в этом отношении Россия идет в противофазе с Западом. В англосаксонском мире народная история, people’s history - в самом что ни на есть тренде. Народная история предлагает новые интерпретации, которые приводят к пересмотру старых, имперских концепций, унаследованных от эпохи государственного национализма.

Ну вот, например, историю службы шотландских горцев в британской армии раньше было принято изображать в самых бравурных тонах. Отважные хайлендеры сражаются за Британию в самых отдаленных уголках земли, покрывая себя бессмертной славой. We greet you with welcome, English, Irish and Scotch, but a special warm welcome to our gallant Black Watch. Короче, сплошная история доблести и патриотизма.

Но тут у историков people’s history встали некоторые вопросы. На пике наполеоновских войн в британской армии сражалось около 37 тыс. шотландских горцев при общем населении Хайленда не более 300 тыс. То есть из Хайленда в армию выгребали всех, у кого две руки, две ноги и кто может держать в руках ружье. Как же Лондону удалось добиться такой тотальной мобилизации?

А очень просто. Вождям кланов платили по 30-40 фунтов за каждого сданного в армию рекрута. Они быстро смекнули что к чему и ставили своих соплеменников-арендаторов перед выбором: или сдаете сыновей в армию, или мы выгоняем вас с земли. И парни отпралялись прямо в мясорубку с единственной целью - спасти свои семьи от выселения.

То есть тот же самый сюжет, который в рамках имперской истории представляли как сюжет бравурный и ура-патриотический, в рамках истории народной был переосмыслен как тяжелая и мрачная притча о том, как вожди кланов торговали мясом своих соплеменников, чтобы скопить бабла на красивую жизнь в Лондоне. Вот собственно и вся разница между имперской историей и народной.

Большая беда России в том, что здесь этой народной истории по сути и нет. Скажем, советское историописание в основном представляет из себя идиосинкразический трэш - франкенштейн из имперской истории и попыток квазимарксисткого анализа. Ну типа как Суворов молодец потому что расширял рубежи державы и Пугачев молодец потому что боролся против крепостнического режима. Пожалуй, нечто наиболее близкое народной истории в англосаксонском понимании можно найти у самых ранних советских историков, представителей школы Покровского. Проблема в том, что их работы, намного опередившие свое время, сейчас прочно забыты и в общественном сознании не представлены никак.
источник
Высокая Порта
В последнее время получаю много сообщений о проблемах с патреоном, который то и дело отклоняет платежи. Поэтому параллельно с патреоном я завел новую страницу на Boosty. Контент там тот же самый: я уже перенес на Boosty все свои старые посты за пейволлом с патреона и буду публиковать там по пятницам те же самые материалы.

Подписка стоит от 380 рублей в месяц. Темы следующих двух постов - “Враги народа: почему отцы-основатели США ненавидели шотландцев” и “Нет Бога кроме Аллаха и Мухаммед аватар его”.

https://boosty.to/kamilkazani
источник
Высокая Порта
“Английский отшельник или Чудо этого века

… Он ведет беспримерный образ жизни, считая грехом против своего тела и души, есть мясо, рыбу или других живых существ… Он может жить на три фартинга в неделю.

Его постоянная пища - это коренья и растения, такие как капуста, репа, щавель и трава, а также хлеб и отруби без масла или сыра”

(Английская брошюра XVII в. про тогдашнего вегана)
источник
2021 February 16
Высокая Порта
В Сахарово мне довелось услышать одну довольно-таки мрачную историю - про политшколу КПРФ в Москве. Большая часть ее выпускников чалятся на зоне или ходят под условными сроками. В общем, схема вырисовывается прозрачная: в школу приходят молодые левые идеалисты, обсуждают между собой актуальную политическую повестку. И наговаривают себе на огромные срока. Следователи оформляют из их разговоров дела об экстремизме и получают звездочки на погоны, а идеалисты отправляются на нары.

По моему очень удобно. Для того чтобы мясокомбинат по производству уголовных дел работал бесперебойно, очень полезно иметь ранчо, которое обеспечит постоянный приток свежего сырья. Жму руку тем, кто это придумал.
источник
Высокая Порта
Оппозиция

Мне сейчас приходится читать огромную массу документов по истории Англии раннего нового времени. Так что на большом материале видно, как одни и те же понятия меняют свой смысл с течением времени. Возьмем, например, понятие “оппозиция”. Оппозиция - это собственно оппозиция кому?

В XVII в. это оппозиция королевскому двору. Ну или, если без лицемерия, то королю. Депутаты парламента делятся на “сторонников двора” (Court supporters) и тех, кто этому двору противостоит. Вот последние и составляют оппозицию.

В XVIII смысл этого понятия меняется. Теперь Оппозиция никакому двору уже не противостоит. Теперь оппозиция находится в оппозиции исключительно к правящей партии и к правительству. Ну а монарх и двор в эту грызню не включены и как бы парят над схваткой.

Что это означает в практическом плане? А вот что - релятивизацию политической борьбы и общую балансировку политического режима. В XVII в. оппозиция - это противники монарха. Поэтому когда он идет им на уступки, например, как Карл I, включивший членов Оппозиции в состав Тайного совета (Privy Council), то все воспринимают это как тяжелое поражение власти. Ну а в XVIII в. ситуация меняется, теперь Лидер Оппозиции автоматически включается в состав Тайного совета - и никого это больше не удивляет. Поскольку монарх выключен из политической борьбы, то и никакая оппозиция угрозы ему не представляет.
источник
2021 February 17
Высокая Порта
Вспомнился рассказ из Монтеня о том, как группу канадских индейцев привезли во Францию, показали им Руан и представили Карлу IX. Кто-то из королевской свиты спросил индейцев, что во Франции поразило их больше всего. И вот что они на это ответили:

“Прежде всего им показалось странным,  как  это  столько  больших,  бородатых людей, сильных и вооруженных,  которых  они  видели  вокруг  короля  (весьма возможно, что они говорили о швейцарских гвардейцах), безропотно подчиняются мальчику и почему они сами  не  изберут  кого-нибудь  из  своей  среды,  кто начальствовал бы над ними.

Во-вторых, - у них есть та особенность  в  языке, что они называют людей "половинками" друг друга, - они заметили,  что  между нами есть люди, обладающие в изобилии всем тем, чем только можно пожелать, в то время как  их  "половинки",  истощенные  голодом  и  нуждой,  выпрашивают милостыню у их дверей; и они находили странным, как  это  столь  нуждающиеся "половинки" могут терпеть такую несправедливость, - почему  они  не  хватают тех других за горло и не поджигают их дома”.

Даже если Монтень сам выдумал этот рассказ, на мой взгляд это очень красивая притча о том, что и власть, и богатство представляют собой не более чем социальную конвенцию.
источник
Высокая Порта
Интересная новость. Французский министр высшего образования призвала бороться с “исламо-левачеством” (islamo-gauchisme) в университетах.

Поразительно до какой степени современная исламофобия повторяет антисемитизм прошлых дней. “Исламо-левачество” - это же дословная калька с “иудео-масонства”.
источник
2021 February 18
Высокая Порта
Эдвард Вильсон как-то заметил, что значительная часть проблем человечества проистекает от того, что мы обладаем палеолитическими эмоциями, средневековыми институтами и божественными технологиями. Это наблюдение позволяет объяснить некоторые любопытные закономерности, которые приходится наблюдать в этом мире. Например:

1. Многие стремятся к достижению определенного социоэкономического статуса, чтобы по достижении обнаружить, что в реале-то им нужен был статус социометрический. (Примечание - особенно ярко проявляется при эмиграции)

2. Многие стремятся к достижению определенного статуса в макроиерархии, чтобы по достижении обнаружить, что им нужнее был статус в микро-.
источник
Высокая Порта
Немецкие уланы преследуют французский воздушный шар. 1870 г.
источник
2021 February 19
Высокая Порта
Нет Бога кроме Аллаха, и Мухаммед аватар его

Самая интересная книга, которую мне удалось прочитать за последнее время– это India in the Persianate Age, 1000-1765 Ричарда Итона. В ней много важных сюжетов, но в этом тексте я сосредоточусь на трех: на теме чести, на теме исламо-индуистского синкретизма и на теме военного рабства в исламском мире.

Честь государя

В 1778 г. Ост-Индская компания столкнулась с проблемой. С ее ткацкой фабрики в Аркоте, что в Южной Индии, разбежались рабочие. Англичане пытались заставить их вкалывать, как это делали на фабриках в Англии, но тогдашние индусы к такому режиму были не готовы.

Тогда компания обратилась к навабу Аркота с просьбой посодействовать им в поимке рабочих. С точки зрения английского законодательства просьба была вполне обоснованной. Еще со времен Елизаветы английские рабочие не могли покинуть нанимателя, не отработав на него хотя бы года. Более того, для трудоустройства на новом месте требовался сертификат от прошлого работодателя. Короче говоря, английские рабочие были накрепко привязаны к работодателю – естественно, что Ост-Индская компания хотела внедрить те же самые практики и в Индии. Но наваб ответил возмущенным отказом – заявив, что просьба противоречит обычаям страны, и здесь ничего подобного никогда не делалось.

Значило ли это, что наваб занимал позицию невмешательства в экономику? Не совсем. Большинство индийских государств следили, чтобы крестьяне не разбегались с земли. То есть индийские государи вполне себе были готовы активно вмешиваться в экономические процессы тогда, когда дело касалось земледелия. Их мышление было в основе своей физиократическим - не в теоретическом, а в этическом плане. Вмешательство в производство – и, кстати говоря, в океанскую торговлю – рассматривалось как урон чести правителя. Войны на море не приносят чести – так отвечали прибрежные султаны на просьбы торговцев защитить их от нападений португальцев.

С сегодняшнего дня я предлагаю ввести новое понятие – честь. Речь идет вот о чем. Организации, существующие в этом мире, могут максимизировать разные KPI. Для большинства обычных for-profit организаций, функционирующих в безопасных индустриальных обществах, это прежде всего экономические показатели. Прибыль, объем продаж, доля рынка, ну и так далее. Но это не единственный возможный вариант.

Даже в сравнительно безопасных обществах существуют организации, чье функционирование связано с непосредственным применением силы. Практически для всех из них одним из важнейших KPI является честь.  Эмпирический факт заключается в том, что в организации, которая постоянно применяет против своих противников силу, очень трудно функционировать безо всяких представлений о чести.

Но в чем эта самая честь заключается – тут интерпретации разнятся. У кого-то, как в случае наваба Аркота – это принципиальное невмешательство в торговлю и производство. Негоже государю опускаться до мелкой грызни между купчишками-вайшьями. У кого-то  – это иметь как можно больше вассалов среди других силовых организаций. Крутой и значимый государь – это тот, у кого много независимых государей в подчинении. Ну и так далее.

Пример: И внешняя, и внутренняя политика до-Смутного Московского царства выглядит как полный бред, если мы упускаем из виду специфические представления о чести, царившие среди правящей элиты Старой Московии. И очень сильно отличавшиеся от представлений даже XVII в., не говоря уже о представлениях послепетровской эпохи.

Королларий: Наблюдая за деятельностью силовых организаций, мы очень часто склоняемся к выводу, что они заняты какой-то иррациональной херней. Но это далеко не всегда так. Чаще всего, они не херней маются, а честь максимизируют. Просто мы выключены из их системы ценностей, а потому достигаемые ими KPI по чести не имеют для нас никакого значения. Но это не значит, что их действия в самом деле бессмысленны.

Продолжение на Boosty или на ПатреонеBoosty или на Патреоне
источник
2021 February 22
Высокая Порта
35-й избирательный округ (congressional district) в Техасе. По-моему, прекрасная иллюстрация к понятию gerrymandering. Границы избирательных округов произвольно нарезаются таким образом, чтобы дать максимальное преимущество одной из партий, в данном случае - республиканцам. В результате возникают монстры странной формы, вроде того, что вы видите на карте. Вообще после нынешней техасской катастрофы к республиканскому истеблишменту появилось еще больше вопросов.
источник
Высокая Порта
Надо сказать, что сама практика gerrymandering так же стара, как и США. Вот, например, карикатура 1813 г. из газеты федералистской партии. Здесь за gerrymandering высмеивают истеблишмент противостоявшей тогда федералистам демократическо-республиканской партии.
источник