Импичмент и Конституция: что такое Common LawКаждый раз, когда в США заходит речь о президентском импичменте, в исторических и юридических журналах как грибы после дождя появляются публикации на тему одного и того же процесса XVII в. Речь о попытке импичмента, осуждении и последующей казни первого министра Карла I – графа Страффорда.
Процесс на самом деле интереснейший. Страффорда признали виновным в государственной измене и казнили при том, что он не нарушил ни одного писаного закона. Строго говоря, ни один из пунктов, по которым его признали виновным не содержался в действовавшем тогда статуте о государственной измене.
Тут наш соотечественник может сказать – ну да, плавали, знаем. Раз ни одного формального закона чел не нарушил, а бошку все равно оттяпали, значит процесс политический.
Ан нет. Самое интересное как раз в том, что и обвинители, и защитники Страффорда оперировали исключительно юридической логикой и юридическими категориями. Протоколы процесса показывают, что обе стороны прибегали к юридическим, а не политическим или моральным аргументам. Вопрос, в конечном счете сводился к тому, нарушил ли Страффорд конституцию английского государства.
Мне кажется, процесс Страффорда – это хороший пример, чтобы поговорить о том, что такое британская конституция и вообще англосаксонское понимание права. Ведь к огда речь заходит о британской конституции, наши соотечественники нередко начинают упражняться в остроумии. Дескать, когда это Британия успела принять конституцию? Ссылку на текст не скинете?
Полагаю, что речь здесь идет не столько о банальном невежестве, сколько об определенном культурном разрыве. Для наших соотечественников право – есть по определению нечто зафиксированное и формализованное. Права, основанного на неписанной традиции, мы не понимаем, а чаще в упор не видим. Поэтому нам так трудно врубиться в сущность common law, обычного права, которое как раз таки на этой неписаной традиции и основывается в первую очередь.
Итак, к делу.
(продолжение за
пейволлом)