Недавно из Южной Африки вернулся мой товарищ Эльдар Салахетдинов, который делал там постдок по африканистике: писал про проблемы расовых отношений в ЮАР. Мне было интересно с ним пообщаться: он три года прожил в ЮАР и накопил много любопытного материала, из которого на мой взгляд нередко следуют важные выводы.
Вот некоторые из его наблюдений - я их упомяну кратко, а уже на
канале Эльдар развернет их в полноценные посты:
⁃ В России принято жалеть буров и плакать над их несчастной судьбой. Но вы вообще видели как живут буры? Нормальный бурский образ жизни это дом с бассейном (без бассейна как-то по нищебродски), хотя бы гектаром земли, черными слугами, регулярные путешествия на курорты Африки и мира. Разве так живут наши соотечественники за пределами Москвы-Питера? Вот у вас слуги есть, хотя бы белые? То то и оно. Короче, россияне соотносят себя с бурами, живя при этом как кафры.
⁃ У нас в последнее время много говорят про страшных-ужасных злодеев бармалеев из Боко Харам. При этом практически никто не может сказать о них ничего определенного, кроме того что это негры и вдобавок мусульмане. А че, разве этого недостаточно, спросите вы? Ан нет. Боко Харам и вообще джихадисты из Сахеля - это интереснейшая тема, потому что главным драйвером сахельского джихада является народ фулани. Это один из крупнейших в мире разделенных народов, который занимал в регионе доминирующую позицию до начала колонизации, но потом, когда европейцы нарезали регион на новые государства, оказался разделен - и при этом не у дел в каждом из новых государств. Вот они и пытаются вернуть себе утраченные позиции силой. Короче, главная движущая сила джихада в регионе - это свергнутая элита.
⁃ Сейчас в ЮАР действует разработанная система позитивной дискриминации. В стране четыре основные категории населения - черные, цветные, индийцы и белые. Первые получают больше всего плюшек от государства, а последние меньше всего. Самое забавное в этой системе вот что - это все стопроцентная инверсия системы апартеида. Африканские националисты просто взяли систему расовой категоризации, созданную бурскими националистами, и заимствовали ее без изменений. Единственное, что они сделали - это перевернули социальную пирамиду с ног на голову: кто был последним, тот (в теории) стал первым - и наоборот.
⁃ Про южноафриканский апартеид слышали все. Между тем, подобные системы существовали едва ли не во всем белом мире, но про другие страны думают и говорят намного меньше. Почему? Да потому что они не придумывали для своих систем расовой дискриминации специальных терминов. Но ведь фишка в том, что люди мыслят магически, то есть словами. Есть слово - есть явление в общественном сознании, нет слова - нет и явления. Отсюда следует и важная практическая рекомендация: если вы не стремитесь привлекать общественного внимания к вашим делишкам, не придумывайте для них красивых терминов, описывайте их сухим бюрократическим языком, в выражениях, навевающих дремоту. И наоборот, если вы хотите что-то разрекламировать и привлечь к этому внимание, обязательно придумайте хлесткий термин - и как можно более секси. Типа “апартеида”.
- Как это ни странно, в Африке обитают не только белые националисты, но и черные тоже. Многие из этих черных националистов строят свою идентичность в духе философии негритюда - пускай мы беднее белых, зато у нас духовность (как это знакомо). И вот что любопытно - реальные черные, от сохи, часто смотрят на этих черных националистов скептически и называют их “кокосами” - черные снаружи, белые внутри. Оно и неудивительно. О том что мы черные и это прекрасно больше всего любят орать наиболее европеизированные элементы с дипломами хороших западных университетов.