Недавно наконец-то полностью целиком освободили от многолетней стройки площадь у Павелецкого вокзала. В связи с этим у меня дошли руки сделать про эту площадь пост.
Для начала немного справки. В начале нулевых тут хотели построить торговый центр (я даже видел по Дискавери серию где показывали стройку). Причём ТЦ должен был занять всю площадь, по аналогии с Атриумом и аналогами. К счастью, стройка забуксовала, времена сменились и мы получили "ТЦ Охотный ряд" с элементами Зарядья. С тем отличием, что парк на крыше торгового центра является транзитной зоны транспортно-пересадочного узла у метро Павелецкая.
Итак, краткий обзор того, что тут сделали хорошо, а что плохо с точки зрения использования этой территории как части ТПУ.
Что хорошо:
1) Трамваи перенесли к вокзалу. Теперь Павелецкий вокзал - идеальный вокзал для пассажира: вышел из вокзала, сел в низкопольный трамвай прямо у выхода с вокзала и поехал домой. Сравните с площадью Белорусского вокзала, где до трамвая путь ещё надо найти.
2) Совместили сонаправленные остановки автобусов и трамваев. Это позволило пассажирам, направляющихся на Кожевническую улицу выбирать первый пришедший транспорт, что крайне удобно, даже несмотря на небольшие интервалы автобусов и трамваев.
3) Открыли прямой проход от вокзала к остановке автобуса Б. Да, дорожки не идеально прямые, но пройти почти по "линии желания" можно. В целом тропинок, вызванных отсутствием где-то нужных дорожек на площади не наблюдается (в отличие от Зарядья и парка Галицкого).
4) Главный вход в парк расположен напротив главного входа в вокзал и, хоть парк и не симметричный, перспетива и вид на вокзал получился отличный.
Что плохо:
1) На площади пытались играться с рельефом, но получилось очень плохо. Вся площадь ниже уровня окрестностей сделана, зачем - совершенно непонятно. От этого больше проблем, чем пользы. Например, путь от вокзала до автобуса Б выглядит так: спуск от вокзала вниз на площадь, проход через площадь, подъём по лестнице для того, чтобы обратно спуститься к автобусам. Это отвратительная работа с рельефом! Это нужно исправлять. Даже в прогулочных парках такие решения встречаются довольно редко, а уж удачными их назвать можно почти никогда. А тут не парк, а ТПУ.
2) В парке слишком много лестниц для привокзального парка. Главная проблема - это лестница по пути к остановке автобуса Б, да её можно обойти по длинному (через пол парка) пандусу, но для ТПУ это позорище (причём ничем не обоснованное).
3) На площади мало лавочек, особенно в привокзальной части, возможность посидеть есть только на краю Садового, что не бьётся с местами наибольшего скопления людей (выход из вокзала, автобусные и трамвайные остановки). Также это противоречит желанию людей сидеть около тихого проезда с трамваями, а не около широченного Садового кольца.
4) Деревья в "парке" в основном сосредоточены вблизи вокзала, в районе Садового деревьев меньше, хотя если бы они там были, то могли бы, даже зимой, служить шумозащитным экраном.
5) На площади не сделали автобусную конечную, так что водители автобуса Б (у которых тут промежуточная конечная) продолжат обходиться без полноценного здания конечной. Я уж молчу про нормальную площадку для отстоя автобусов. Про то, что на площади не помешало бы ещё и трамвайное кольцо я просто промолчу.
Отдельно выскажусь про навигацию. Она есть, она неплохая, но на фоне прочей городской навигации выглядит "приветом из 00-х". Непонятен и жёлтый фон, она же не временная, зачем такой цвет выбирать?