Я тут подумал, насколько же мы реально беспомощны и зависимы от городской среды и ее основных функций, насколько вынуждены подстраиваться и ломать себя.
Примеров, которые, сразу приходят в голову, наверное два. И если первый, связанный с действиями полиции и уголовными делами уже достаточно обсудили (только кейсы Красовского, Голунова и многих других). Но вот второй интереснее, он про метро.
Передвижение на каком-либо транспорте в городах не всегда было обязательной частью городской жизни. Изначально люди использовали в основном пешие прогулки, соотвественно доступ к инфраструктуре для передвижения был максимально демократичным, единичные запреты на выход и передвижения были (гетто или комендантский час), но все таки считаются исключениями и осуждаются.
Другое дело, когда передвижения в городе потребовали использовать транспорт, не важно общественный или личный. И тут началась интересная история - первое ограничение, немыслеммое для хотьбы - оплата. Поначалу за использование самим трамваем или повозкой, но затем в более широком смысле, за использование дорог, как в целом, так и конкретной, оплата места остановки, оплата экологического вреда и так далее.
Затем стали вводить более серьезные условия: возрастной ценз, получение специального разрешения, номера, определенные технические характеристики (тонировка, руль, поворотники определенного цвета). Следующие ограничения будут касаться маршрутов, скорости и частоты ваших перемещений. Что опять же почти не мыслимо для пеших прогулок?
С общественным транспортом было демократичнее, по умолчанию единственным ограничением была плата за проезд и то она часто убиралась для незащищенных слоев: дети и старики. За счет этого ОТ до сих пор считается важным инструментом равного доступа к городу.
Но вот сейчас на примере Москвы (и некоторых других городов) мы наблюдаем как общественный транспорт так же вводит множество доп. ограничений и контроля). Я не буду пока оценивать что плохо, что нет. Но
1. Ограничение времени поездки
2. Необходимость идентификации личности
3. Проверка вещей, ограничения по их списку, размеру и так далее
4. Контроль/отслеживание самого маршрута
5. Медицинский и физический контроль и ограничения (температура, физические ограничения, ментальные ограничения, вес, возраст)
6. Форма одежды (маски, перчатки, обувь, закрытая грудь, покрытая голова, открытое лицо)
7. И наконец, психологический контроль и давление.
Я это все к чему: заходя на станцию метро вы сейчас столкнетесь с 3-10 людьми, которые не посто стоят и наблюдают, как некоторое время назад, но и активно с вами коммуницируют: приказывают просветить вещи, надеть перчатки, маску и другие действия (как это может быть на максималках посмотрите на примере авиаперелетов).
Но в отличие от авиаперелетов и даже от поездок на личном автомобиле, общественный транспорт и передвижения по городу в целом больше не являются опцией, которой можно избежать. Поездки теперь такая же часть жизни, как и хотьба или дыхание. Ограничение на мобильность стало легко вводить - потому что людям сложно отказаться или сбегать таких поездок без существенного изменения стиля или качества жизни.
Да, есть люди (и их все больше), которые стали избегать поездок на метро или электричках после введения шмона, контроля стиля одежды или других ограничений, но им это сложно и не комфортно. Более того основная часть пассажиров будет вынуждена следовать правилам, какими бы нерациональными или странными они бы не были.
Отсюда и вывод: на поездки на общественном транспорте должны постепенно распространятся те же принципы свободного доступа, что и на перемещения пешком.
1. Бесплатность (оплата через налоги)
2. Свободный вход и выход
3. Отсуствие досмотра
4. Отсутствие правил по внешнему виду или поведению, отличные от уличных
5. Отсуствие требований по предоставлению допданных о пассажире, включая личность, лицо, медицинские данные, возраст и что угодно.
Не дискриминационный свободный доступ для всех для улиц, дворов, парков и городского транспорта.