Я тут услышал новость, где Саша, кажется, ругал мэра Липецка за желание закрыть трамвай. Ну что могу сказать, снова напомню, что у нас максимально бедная страна и мы этого совсем не осознаем.
Наши города беднее городов не то, что Европы, Америки, Китая, стран бывшего СССР, наши города беднее столиц африканских стран, Индии, Юго-Восточной Азии.
Бюджета Липецка или Саратова хватит на строительство максимум 10 км нормальной трамвайной системы (а строить надо с нуля).
ВСЕГО бюджета. Но допустим им построили систему за федеральные деньги или что-то еще.
Операционные затраты на нормальный трамвай:
- норм вагоны, которые чинят и которые не горят
- персонал с хоть какой-то квалификацией и норм зарплатой
- водители и другой персонал в нормальном количестве
- технические вагоны и другое оборудование типа шлифовальных машин (которых вообще нет в большей части городов)
- нормальные расходники в нужных количествах и постоянное по графику тех обслуживание
В итоге ни один транспортный бюджет российского города не потянет такие операционные затраты. Нормальный трамвай потребует всего транспортного бюджета таких городов увеличенного в 10 раз.
Оплата пассажирами при нашем уровне бедности не покроет и 10% затрат и проще реально делать его бесплатным. Стоимость поездки при нормальных операционных затратах больше 100 рублей. Вот что должна устанавливать региональная комиссия.
Единственный вопрос в какой момент оплата по концессиям и ГЧП перейдет от регионов к федералам, потому что сами финансовые потоки (налоги) федералы не отдадут.
Без этого все проект концессий и ГЧП по рельсовым и БРТ системам в России возможны только в 5 городах.
Вот гайд по разработке БРТ например, посмотрите на суммы там (ну и конечно Белгород мега крут, но это не БРТ все таки).
https://brtguide.itdp.org/Вот примеры проектов, например, Коломбо или Лагос -
https://www.railway-technology.com/projects/colombo-light-rail-transit-project/