Снова о плотной городской среде
Удивительный всё-таки город Петербург. Куча пустырей, но при этом так мало доступного для людей пространства!
Вы знаете, что я топлю за плотную городскую среду и уплотнение застройки наших рыхлых городов. Печально смотреть на пустыри и неэффективно используемую территорию, понимая при этом, какой колоссальный потенциал упускается, сколько всего крутого, улучшающего мою жизнь, там может быть.
Но многие считают иначе: не хотят жить «окна в окна», хотят «простор, воздух», тем самым поддерживая спрос на многоэтажную микрорайонную застройку, которая продолжает формировать пустыри.
Если таким образом достигается «простор» (не растёт плотность застройки), то автоматически растёт плотность населения. Сравните: плотность населения Стамбула — 2480 чел/кв. км., Москвы — 4940, Санкт-Петербурга — 3837, Набережных Челнов — 2949. Да-да, Челны заселены плотнее, чем Стамбул (сам в шоке), а плотность населения Стамбула в два раза ниже, чем в Москве. Удивительно, но факт: чем меньше пустоты (не-места) в городе, тем больше в нем места для людей. Грамотное освоение городских пустырей приводит не к уменьшению городского пространства, как можно было подумать, а к его увеличению! Ещё один плюсик в карму плотной застройки.
Но, помимо плотности застройки, есть ещё одна переменная, о которой забывают. Это сетка улиц. И для комфортного города она должна быть частой. Я это понял после посещения финской Коуволы (где в порядке вещей квартал на одно здание), и недавно убедился в этом в Стамбуле. Частота улиц неразрывно связана с уровнем плотности; и чем она выше, тем лучше работает на разнообразие среды.
Я думаю, такая ситуация, когда город предлагает разную застройку — от высокоплотной в центре с частой уличной сеткой до разряженной («простор») на окраинах, реальна. Я не против жить в таком городе, если при этом сохраняется соразмерный человеку масштаб.
Но вернёмся в Петербург. За пределами центра город разваливается на куски, между которыми куча пустырей и неэффективно используемого пространства. Так что теперь, застроить все оставшиеся клочки? Их ведь и так сейчас активно застраивают.
Застраивают, но, как мы уже знаем, зачастую без пользы для города и горожан. Но на стройках свет клином не сошёлся. Уплотнять можно не только зданиями, но и функциями. Можно сделать, например, общественное пространство. Оно тоже создаёт плотность, потому что является местом в отличие от не-места пустыря. Главное в процессе уплотнения городской среды все-таки не застройка зданиями как таковая, а трансформация не-мест в места. Согласны?
В Питере всего несколько общественных пространств, отвечающих современным требованиям горожан. Вы их все прекрасно знаете, перечислять снова не буду. Поэтому новость о том, что Севкабель порт предложил Смольному расширяться вдоль воды — прекрасна. У нас катастрофически не хватает таких мест, да и мест вообще. В городе каждый день находятся 7,5 млн человек, а разместиться им негде. Особенно заметно это стало на контрасте год назад, во время коронавирусных ограничений. Тогда людей на улицах стало на порядок меньше, и нам вдруг стало хватать пространства.
Подытожим. Плотная застройка, частая сетка улиц, активные фасады первых этажей, разнообразие городской среды, места вместо не-мест — и вот мы уже имеем уютный атмосферный город, как в сериале Netflix. И вот уже сами улицы становятся общественными пространствами, а в городе появляется всё больше места для людей.