Святыня Ходжа Богбон-отаК данной святыне дорога проложена через обширное поле, границы которого раскинулись буквально у горного порога кишлака Коратош Фаришского района. «Богбон» в переводе с узбекского означает «садовник», значит, речь, казалось бы, идёт о садовнике, совершившем при жизни паломничество в Мекку, а приставка «ота», то есть «отец» – уважительное обращение. Но мысль о том, что этот исторический памятник неспроста получил статус святыни, долгое время не давала покоя исследователям.
Историки выяснили, что в семидесятые годы XII столетия здесь проживал теолог и религиозный просветитель Ибн Мухаммад аль-Восит. Первые сведения приводятся в книге нашего великого предка – поэта, государственного деятеля и мыслителя Алишера Навои, «Насоим ул-мухаббат» («Приятный зефир любви»): «…Он (Ибн Мухаммад аль-Восит.) был весьма образованным человеком, и многие, знавшие его, считали за счастье служить ему. Даже известные учёные признавали его своим учителем. Он говорил: «Не требуй от человека невозможного, ибо не-возможное возможно только Всевышнему…».
О том, как аль-Восит появился на территории Фаришского района, гласит предание, передаваемое из уст в уста: он много путешествовал в целях распространения своего учения, и однажды ненавистники устроили за ним погоню, чтобы его убить. Аль-Воситу пришлось укрыться в одной из горных пещер, вход в которую, по воле Аллаха, моментально был покрыт паутиной, а за ней появилось гнездо горлицы с птенцами. Решив, что вряд ли учёный мог пройти в пещеру, не повредив тонкую нить паутины и не спугнув птиц, преследующие убрались восвояси. Аль-Восит некоторое время жил в пещере отшельником, затем спустился в близлежащее селение и стал учить местных жителей грамоте и мусульманским постулатам. Тогда ему было всего сорок два года.
Однажды Учитель пригласил к себе самых известных теологов мусульманского мира, чтобы призвать их к соблюдению нраственных аспектов в ходе толкования Корана и Хадисов пророка Мухаммада. На его зов приехало много умудрённых жизнью ученых-теологов. Они были поражены, насколько убогим было жилище Учителя, у которого не нашлось даже фруктов для угощения гостей. Мудрецы, укоризненно покачав головами, стали задумчиво гладить свои седые бороды, ожидая, как аль-Восит выйдет из этого щепетильного положения.
Но недолго длилось смятенье Учителя. Улыбнувшись, он на глазах у собравшихся обратился к Аллаху и попросил о помощи. С небес раздался голос:
— Возьми любую сухую ветку и воткни её в землю!
Учитель так и сделал: ветка тут же превратилась в удивительное дерево, на котором зрели разные фрукты! А рядом с деревом появился кристально чистый родник. Вокруг было много чёрных камней особой горной породы. Так вот, даже на этих камнях вдруг зацвели алые тюльпаны!
Ахнувшие от удивления мудрецы сказали аль-Воситу:
— Да вы, милейший, воистину чародей-садовод!
С тех пор эти места стали называться в честь чуда, сотворённого аль-Воситом, «Ходжа Богбон-ота», а селение – Коратошем.