Size: a a a

Закупки и тендеры по 44-ФЗ, 223-ФЗ

2019 November 27
Закупки и тендеры по 44-ФЗ, 223-ФЗ
Взыскание убытков в связи со срывом госконтракта: обзор практики для участников закупок

Госзаказчик незаконно отклонил заявку или расторг контракт. УФАС неправомерно аннулировало результаты закупки. Как в этих и других ситуациях потребовать возместить убытки, читайте в обзоре КонсультантПлюс. Материал подготовлен с использованием правовых актов по состоянию на 25.11.2019.

📍Заказчик неправомерно отклонил заявку потенциального победителя закупки

В данной ситуации можно взыскать неполученную прибыль. Для этого нужно доказать следующие обстоятельства:

▪️заявку отклонили незаконно. Подтвердить это можно, в частности, решением антимонопольного органа, признавшего жалобу участника обоснованной;
▪️если бы заявку не отклонили, с участником точно заключили бы контракт. Например, он предложил наименьшую цену на аукционе или его заявка набрала наибольшее количество баллов в конкурсе;
▪️какой прибыли лишился участник. Ее можно рассчитать как разницу между ценой, которую предложил участник, и себестоимостью объекта закупки. Последнюю можно определить, обратившись за заключением к эксперту или рассчитав самостоятельно. Рекомендуем приложить подтверждающие документы.

Так, вопрос о взыскании упущенной выгоды решен положительно в ситуациях, рассмотренных АС Уральского округа (взыскано 280 тыс. руб.) и АС Западно-Сибирского округа (взыскано 1,2 млн руб.).

Документы: Постановление АС Уральского округа от 09.07.2019 N Ф09-3681/19 по делу N А07-12877/2018; Постановление АС Западно-Сибирского округа от 12.07.2019 N Ф04-2470/2019 по делу N А27-23222/2018

07-12877/2018; Постановление АС Западно-Сибирского округа от 12.07.2019 N Ф04-2470/2019 по делу N А27-23222/2018

📍Заказчик не принял банковскую гарантию в обеспечение исполнения контракта

Если УФАС или суд признает, что банковская гарантия, отклоненная заказчиком, была оформлена правильно, участник закупки может взыскать неполученную прибыль (Постановление АС Поволжского округа от 27.08.2019 N Ф06-49386/2019 по делу N А55-10530/2018), а также расходы на оформление гарантии (Постановление АС Московского округа от 21.10.2019 N Ф05-17683/2019 по делу N А40-2222/2019).

Отметим, что суд может взыскать неполученную прибыль, но отказать во взыскании расходов на гарантию, посчитав, что они финансируются за счет прибыли (Постановление АС Поволжского округа от 27.08.2019 N Ф06-49386/2019 по делу N А55-10530/2018). #БГ

📍УФАС аннулировало закупку

Если контракт не заключен из-за решения УФАС, возможны две ситуации.

Ситуация 1. УФАС не имело права аннулировать закупку. В этом случае убытки взыщут с антимонопольного органа.
Победитель аукциона взыскал с УФАС более 4 млн руб.: неполученную прибыль и неустойку за возврат товара, закупленного для исполнения контракта (Постановление АС Восточно-Сибирского округа от 22.07.2019 N Ф02-2988/2019 по делу N А33-25139/2015).

Ситуация 2. УФАС действовало правомерно, аннулировав закупку из-за нарушений, допущенных заказчиком. В таком случае убытки нужно взыскивать с заказчика.

Победитель закупки потратился на оформление банковской гарантии. Однако контракт заключить не удалось: из-за нарушений при проведении закупки, УФАС обязало заказчика заново определить победителя. В итоге им было признано другое лицо. Первоначальный победитель взыскал с заказчика расходы на гарантию (Постановление АС Волго-Вятского округа от 08.02.2018 N Ф01-6554/2017 по делу N А28-2334/2017).
источник
Закупки и тендеры по 44-ФЗ, 223-ФЗ
📍Заказчик заключил контракт только после судебных разбирательств

Если заказчик незаконно отказывается заключать контракт, можно заставить его сделать это, пожаловавшись в УФАС. Заказчик может оспорить его предписание в суде, и тогда заключение контракта растянется на несколько месяцев. В этой ситуации можно взыскать упущенную выгоду.

Так, контракт, рассчитанный на 12 месяцев, из-за длительных разбирательств был заключен только тогда, когда до окончания срока его действия оставалось всего два месяца. Предприниматель их отработал и взыскал упущенную выгоду за 10 предыдущих (Постановление АС Уральского округа от 14.08.2019 N Ф09-4113/19 по делу N А07-13700/2018).

📍Заказчик заключил контракт на оказание тех же услуг, что предусмотрены действующим контрактом

Нередки ситуации, когда заключается контракт с неопределенным объемом товаров, работ или услуг. Исполнение осуществляется по заявкам заказчика по цене за единицу в пределах общей цены контракта.

Правомерно ли поступает заказчик, если вместо подачи заявок заключает с другим лицом контракт на оказание тех же услуг (например, по более выгодной цене)? АС Дальневосточного округа ответил на этот вопрос отрицательно: заказчик ведет себя недобросовестно, лишая первоначального исполнителя прибыли.

Суд учел следующие моменты:
✓ первоначальный контракт не расторгнут и не изменен, претензий по нему нет;
✓ заказчик не доказал, что его потребность в тех же услугах выросла настолько, что ее не мог покрыть первоначальный контракт.

Предприниматель взыскал 700 тыс. руб. неполученной прибыли.

Документ: Постановление АС Дальневосточного округа от 30.09.2019 N Ф03-4132/2019 по делу N А24-222/2019

📍Заказчик незаконно расторг контракт

В зависимости от обстоятельств дела в качестве убытков можно взыскать командировочные расходы сотрудников, расходы на банковскую гарантию и т.д. Рассмотрим подробнее виды взыскиваемых расходов.

Пример 1. На центральной площади города решили установить новогоднюю елку. Муниципальное учреждение провело аукцион и заключило контракт. Однако еще до этого момента балансодержатель (дворец культуры) передал елку другому лицу для монтажа на безвозмездной основе.

АС Центрального округа в Постановлении от 03.10.2019 N Ф10-4341/2019 по делу N А14-26876/2018 указал: заказчик повел себя неосмотрительно. Прежде чем проводить аукцион, следовало согласовать действия с балансодержателем. Можно было заранее узнать, что елку будут ставить безвозмездно.
В пользу подрядчика взыскали 44,5 тыс. руб.: комиссию за выдачу банковской гарантии и плату электронной площадке за заключение контракта.

Пример 2. Компании поручили провести социологическое исследование в г. Южно-Сахалинске. В дальнейшем заказчик расторг контракт, утверждая, что один из его этапов не был выполнен.
Компания в суде доказала незаконность отказа, а затем в другом процессе взыскала убытки в размере 341 тыс. руб. В эту сумму вошли суточные и расходы работников на командировку: затраты на проезд, проживание, интернет, канцтовары, заправку картриджа, хранение и упаковку багажа (Постановление АС Дальневосточного округа от 17.10.2016 N Ф03-4537/2016 по делу N А59-424/2016).

Пример 3. Чтобы исполнить контракт на капитальный ремонт школы, подрядчик закупил вентиляционное оборудование, внеся 60% предоплаты. Школа расторгла контракт, оборудование оказалось ненужным, подрядчик потерял предоплату. Кроме того, школа обратилась в УФАС с заявлением о включении сведений о подрядчике в РНП. Управление его отклонило.

Подрядчик доказал в суде, что отказ от контракта был незаконным, и взыскал 583 тыс. руб.:
✓ предоплату за оборудование;
✓ расходы на адвоката, который защищал подрядчика в УФАС;
✓ упущенную выгоду (Постановление АС Восточно-Сибирского округа от 22.11.2016 N Ф02-6350/2016 по делу N А33-14919/2015).
#расторжениеконтракта

© КонсультантПлюс
источник
Закупки и тендеры по 44-ФЗ, 223-ФЗ
План график на 2020-2022 гг (вебинар)

Программа вебинара:
• новые правила планирования;
• практические вопросы формирования;
• отдельные вопросы размещения документов и информации в ЕИС;
• внесение изменений в ПЗ, обоснование закупок.
#планированиезакупок

Бесплатный #вебинар, который провела 27.11.2019 эксперт компании "Персис" Ольга Пратура. http://bit.ly/37Jn9Pa
источник
Закупки и тендеры по 44-ФЗ, 223-ФЗ
Как с использованием КТРУ описать объект закупки при закупке молока питьевого с обычным содержанием лактозы?

На этот вопрос ответили специалисты Минфина России. В частности, они отметили, что характеристика "Вид молока по содержанию" позиции #КТРУ "Молоко питьевое" (код позиции каталога: 10.51.11.000-00000007) является необязательной к применению характеристикой. Таким образом, при наличии потребности заказчика в осуществлении закупки молока питьевого с обычным содержанием лактозы без необходимости выбора показателей "Безлактозное" или "Низколактозное", заказчик вправе не применять характеристику "Вид молока по содержанию" при формировании сведений и документов, предусмотренных Законом N 44-ФЗ.

Документ: Письмо Минфина России от 29 октября 2019 г. N 24-06-08/83024

Источник: ГАРАНТ.РУ
источник
Закупки и тендеры по 44-ФЗ, 223-ФЗ
1 ноября 2019 года по итогам электронного аукциона, проведенного по Закону N 44-ФЗ, на электронной площадке подписан контракт. Поставщик к контракту приложил платежное поручение, то есть предоставил обеспечение исполнения контракта в виде денежных средств. 5 ноября 2019 года поставщик направил заказчику письмо о замене ранее предоставленного обеспечения исполнения контракта (денежных средств) на обеспечение исполнения контракта в виде банковской гарантии (причем не уменьшил сумму обеспечения, так как контракт не исполнен и не оплачен, поставок и оплаты по нему не было).

Каковы действия заказчика, если поставщик при исполнении контракта направил письмо о замене способа обеспечения исполнения контракта? Должен ли заказчик внести в единую информационную систему сведения о замене обеспечения исполнения контракта? Должно ли быть заключено дополнительное соглашение между заказчиком и поставщиком?

Положения ч. 7 ст. 96 Закона N 44-ФЗ позволяют поставщику в ходе исполнения контракта изменить способ обеспечения исполнения контракта и (или) предоставить заказчику взамен ранее предоставленного обеспечения исполнения контракта новое обеспечение исполнения контракта, размер которого может быть уменьшен в порядке и случаях, которые предусмотрены ч.ч. 7.2 и 7.3 данной статьи.

Поскольку положениями Закона N 44-ФЗ не установлено иное, изменить способ обеспечения исполнения контракта поставщик вправе и до момента первой поставки или первой оплаты по контракту.

Закон N 44-ФЗ не определяет перечень, состав документов, которые должны сопровождать замену способа обеспечения контракта. Как таковой механизм замены способа обеспечения исполнения контракта этим Законом вовсе не предусмотрен. Представляется, что с учетом заявительного характера соответствующего права поставщика (исполнителя, подрядчика) реализация такого права не обусловлена составлением каких-либо дополнительных документов.

Также отметим, что согласно п. 21 Порядка формирования информации, а также обмена информацией и документами между заказчиком и Федеральным казначейством в целях ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками, утвержденного приказом Минфина РФ от 19.07.2019 N 113н, заказчиком при формировании информации, включаемой в реестр контрактов, указываются:

1) код и наименование способа обеспечения исполнения обязательств по предоставленной гарантии качества товаров, работ, услуг, принимающие следующие значения:
- банковская гарантия, выданная банком в соответствии со статьей 45 Федерального закона;
- внесение денежных средств на указанный заказчиком счет;
2) размер обеспечения исполнения обязательств по предоставленной гарантии качества товаров, работ, услуг;
3) уникальный номер реестровой записи реестра банковских гарантий, соответствующий информации о банковской гарантии, являющейся обеспечением исполнения обязательств по предоставленной гарантии качества товаров, работ, услуг (в случае определения кода способа обеспечения исполнения обязательств по предоставленной гарантии качества товаров, работ, услуг).

Информация об уникальном номере реестровой записи реестра банковских гарантий формируется в информационной системе путем выбора соответствующей записи из полного перечня уникальных номеров реестровых записей реестра банковских гарантий, размещенных в единой информационной системе.

Представляется, что изменения в перечисленных сведениях должны быть отражены заказчиком в реестре контрактов. Однако порядок внесения таких изменений приказом Минфина РФ от 19.07.2019 N 113н не определен. Официальных разъяснений и правоприменительной практики по данному вопросу мы не обнаружили. #ОИК #БГ

Источник: ГАРАНТ.РУ
источник
Закупки и тендеры по 44-ФЗ, 223-ФЗ
ФАС напомнила, кто и как отвечает за несоблюдение сроков и порядка оплаты по госконтракту

За нарушение сроков и порядка оплаты по госконтракту (в том числе авансирования) должностное лицо госзаказчика могут оштрафовать на сумму от 30 тыс. до 50 тыс. руб. ФАС напомнила об особенностях, которые учитываются при привлечении к ответственности.

Если до заказчика не доведут лимиты бюджетных обязательств (ЛБО), его сотрудник не будет отвечать за нарушение сроков оплаты, так как закупать товары, работы и услуги по Закону N 44-ФЗ можно только при наличии ЛБО. В этом случае могут оштрафовать того, кто отвечает за распределение и доведение ЛБО.

Если бюджетное учреждение, государственное или муниципальное унитарное предприятие проводит закупку за счет собственных средств, за нарушение сроков и порядка оплаты отвечает его должностное лицо. #ФАС #оплатаконтракта #консультантплюс

Документ: Письмо ФАС России от 28.08.2019 N ИА/74989/19
источник
2019 November 28
Закупки и тендеры по 44-ФЗ, 223-ФЗ
Обзор: Судебная практика по Закону N 44-ФЗ: обзор за 11 - 15 ноября

📍Код ОКПД2 нужно выбирать исходя из того, какие услуги закупаются в наибольшем объеме

Заказчик объявил конкурс на оказание услуг по техобслуживанию автоматической пожарной сигнализации, системы оповещения и управления эвакуацией при пожаре. УФАС признало это нарушением, посчитав, что нужно было проводить аукцион.

Заказчик сослался на то, что на услуги по выбранному им коду ОКПД2 80.20.10 "Услуги систем обеспечения безопасности" не распространяется распоряжение, поэтому он вправе был провести конкурс.

Суд поддержал УФАС. Код #ОКПД2 должен полностью соответствовать услуге по контракту или услуге, оказываемой в наибольшем объеме. Если нужно включить в закупку дополнительные услуги, их объем должен быть незначительным. Следует называть их "сопутствующими". Предметом закупки были в основном услуги, связанные с ремонтом оборудования пожарной сигнализации и системы оповещения. Заказчик должен был выбрать код ОКПД2 33.12 "Услуги по ремонту оборудования" и провести аукцион.

Документ: Постановление АС Московского округа от 07.11.2019 по делу N А40-45380/2019

📍При обосновании НМЦК нужно рассматривать товары с похожими характеристиками

Казначейство выявило, что при формировании НМЦК на закупку помещений заказчик использовал сведения о ценах на недвижимость, которая отличалась от закупаемых объектов площадью и местом расположения.

Заказчик утверждал, что это не повлияло на расчет, поскольку все помещения были в одном городе и в расчет брался один квадратный метр.

Суд поддержал выводы Казначейства. В закупке было установлено требование к конкретному району города, где должны быть помещения, и требование к их площади. Обосновывать #НМЦК нужно было исходя из стоимости недвижимости в этом районе. Стоимость квадратного метра напрямую зависит от общей площади объекта, поэтому ее нужно учитывать. Суды также согласились с доводом Казначейства о том, что информация, найденная заказчиком в рекламных объявлениях, не соответствовала признакам оферты. Заказчик не проверял достоверность объявлений.

Документ: Постановление АС Восточно-Сибирского округа от 29.10.2019 по делу N А33-29190/2018

📍Укрупнение лота влечет ограничение конкуренции

Заказчик проводил аукцион на закупку 30 однокомнатных квартир. Один из участников посчитал, что это ограничивает конкуренцию, и пожаловался в УФАС. Управление признало жалобу необоснованной.

Суд отменил решение УФАС. Заказчик (уполномоченный орган) вправе формировать закупку по своему усмотрению. Однако это не должно противоречить общим принципам Закона N 44-ФЗ: на торгах необходимо обеспечивать конкуренцию, бюджетные средства нужно использовать эффективно. Укрупнение лота препятствует конкуренции, так как значительно увеличивает размеры обеспечения заявки и исполнения контракта. Суд отметил, что в закупке участвовал только один участник.

Документ: Постановление АС Северо-Западного округа от 28.10.2019 по делу N А52-90/2019

📍Можно указать дозировку и объем первичной упаковки лекарства

Заказчик потребовал поставить лекарственный препарат в конкретной дозировке и конкретном объеме наполнения первичной упаковки. УФАС посчитало это нарушением.

Суд отменил решение УФАС. Именно такая дозировка и такой объем ампул дает возможность соблюсти рекомендации лечащих врачей. Если пациенту необходим препарат в другой дозировке, у заказчика есть ряд других закупочных процедур. Кроме того, заказчик имеет право установить эти характеристики, если обоснует потребность в документации. #лекарства

Документ: Постановление АС Московского округа от 08.11.2019 по делу N А40-298635/2018

© КонсультантПлюс
источник
Закупки и тендеры по 44-ФЗ, 223-ФЗ
Порядок формирования, утверждения и ведения плана-графика
https://youtu.be/Kp3nMhi_8D0

#Вебинар OTC.ru от 27.11.2019. Лектор: Татьяна Леонтьева, Директор НОЧУ ДПО Академия кадрового резерва. #планированиезакупок
источник
Закупки и тендеры по 44-ФЗ, 223-ФЗ
Минсельхоз утвердил типовые условия контрактов на поставку ветеринарных препаратов

Использовать типовые условия необходимо при закупке по кодам из таблицы:

21.10.60.195 Бактериофаги
21.10.60.196 Диагностические препараты
21.20.21.130 Вакцины и анатоксины
21.20.21.131 Живые бактериальные вакцины
21.20.21.132 Инактивированные бактериальные вакцины
21.20.21.133 Профилактические бактериальные вакцины
21.20.21.134 Другие профилактические бактериальные вакцины
21.20.21.135 Вирусные культуральные вакцины
21.20.21.136 Инактивированные вирусные вакцины
21.20.21.137 Живые вирусные вакцины
21.20.21.138 Анатоксины
21.20.21.139 Другие вакцины

Также для документа прописали коды предмета контракта по КТРУ. НМЦК или цена контракта с единственным поставщиком – любая.

В приказе Минсельхоз перечислил условия, которые заказчики обязаны включить в контракт: обязанности поставщика и условия поставки товара.

Обязанности поставщика. Заказчик прописывает в контракте, что контрагент упаковывает товар, предотвращает повреждения и обеспечивает температурный режим транспортировки. В срок, который устанавливает заказчик, поставщик уведомляет о готовности товара к передаче. Другие обязанности зависят от вида закупки: лекарства или препараты.

Поставка товара. Дата фактической поставки – дата, когда подписали акт приемки-передачи. В акте необходимо указать:
• номер серии;
• дату изготовления;
• срок годности;
• реквизиты документа, который подтверждает качество.

Приказ Минсельхоза вступает в силу 6 декабря, однако заказчики обязаны применять типовые условия через 30 календарных дней после публикации в ЕИС (п. 15 Правил, утв. постановлением Правительства от 02.07.2014 № 606). #типовойконтракт

Документ: Приказ Минсельхоза от 26.08.2019 № 501

Источник: ПРО-ГОСЗАКАЗ.РУ
источник
Закупки и тендеры по 44-ФЗ, 223-ФЗ
Обзор: Административная практика по Закону N 44-ФЗ: обзор за 4 - 22 ноября

Мы выбрали семь решений антимонопольных органов, включенных в систему КонсультантПлюс в ноябре. Опираясь на эту практику, вы сможете избежать нарушений при установлении требований к участникам, рассмотрении заявок и решении других вопросов.

✅ Документация о закупке

🔎Что проверить: требование к участникам электронной закупки о регистрации в ЕИС.

✔️Как должно быть: не забывайте устанавливать переходное положение, по которому до 31 декабря (включительно) подать заявку могут лица, аккредитованные на электронной площадке до 1 января 2019 года и включенные в соответствующий реестр. Регистрация в ЕИС в этом случае не требуется. #документация

Документ: Решение ФАС России от 30.07.2019 по делу N 19/44/105/2106

✅ Порядок проведения закупок

🔎Что проверить: обоснованность заключения договора энергоснабжения с единственным поставщиком.

✔️Как должно быть: закупку по п. 29 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ можно проводить, только если поставщик находится в реестре гарантирующих поставщиков. #коммуналка

Документ: Решение Санкт-Петербургского УФАС России от 15.10.2019 по делу N 11-264/19

🔎Что проверить: срок, в течение которого должен быть опубликован протокол рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе.

✔️Как должно быть: протокол нужно разместить в ЕИС и направить на электронную площадку не позднее даты окончания срока рассмотрения заявок.

Документ: Решение Московского УФАС России от 21.10.2019 по делу N 077/06/57-12442/2019

🔎Что проверить: наличие в РНП сведений об участниках закупки.

✔️Как должно быть: в РНП должны отсутствовать сведения не только о самой организации - участнике закупки, но и обо всех ее учредителях (участниках), а также о руководителе.

Так, в одной из закупок комиссия заказчика допустила организацию к торгам. Позже выяснилось, что ее учредитель одновременно является учредителем другой компании, которая внесена в #РНП. УФАС признало действия комиссии незаконными, заявку участника нужно было отклонить.

Документ: Решение Московского УФАС России от 18.10.2019 по делу N 077/06/57-12290/2019

🔎Что проверить: причины отклонения заявки.

✔️Как должно быть: нельзя отклонять заявку, если в ней не указана страна происхождения товара. Страну нужно приводить, только если в извещении и документации установлены условия, запреты, ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств.

Документ: Решение Бурятского УФАС России от 18.10.2019 N 04-50/602-2019

04-50/602-2019

✅ Исполнение контракта

🔎Что проверить: срок направления в реестр контрактов документов о приемке по контракту, например акта выполненных работ, товарной накладной, счета-фактуры.

✔️Как должно быть: документы нужно разместить в течение пяти рабочих дней с даты приемки. Если не разместить их или сделать это с опозданием, оштрафуют на 20 тыс. руб. #штрафы #реестрконтрактов

Документы: Решения ФАС России от 10.09.2019 по делу N П-259/19Б=PAS_Д=590443_М=100023, Новосибирского УФАС России от 14.10.2019 N 054/06/103-1982/2019
источник
Закупки и тендеры по 44-ФЗ, 223-ФЗ
В третий обзор судебной практики ВС РФ за 2019 г. вошли правовые позиции по применению законодательства о защите конкуренции

27 ноября 2019 г. Президиум Верховного Суда РФ утвердил Обзор судебной практики ВС РФ № 3 (2019). В нем приведены правовые позиции в том числе по применению законодательства о защите конкуренции.

В частности, в одном из дел (п. 41 Обзора) суд указал, что отсутствие в госконтракте условия об уменьшении суммы контракта на размер #НДС для участника закупки, применяющего упрощенную систему налогообложения, не является нарушением Закона № 44-ФЗ (Определение № 305-ЭС19-391).

Суд также отметил в другом деле (п. 47 Обзора), что непредставление информации и документов по запросу антимонопольного органа, административная ответственность за которое предусмотрена ч. 5 ст. 19.8 КоАП РФ, не может быть признано малозначительным правонарушением (Определение № 307-АД18-24091). #ВС

Документ: Обзор судебной практики Верховного Суда РФ N 3 (2019) (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 27.11.2019)

Источник: cljournal.ru
источник
2019 November 29
Закупки и тендеры по 44-ФЗ, 223-ФЗ
Подрядчика могут привлечь к ответственности, если он неправильно рассчитает стоимость допработ

Заказчиком в ЕИС размещено извещение о проведении электронного аукциона на оказание услуги по выполнению текущего ремонта здания. Общество как участник аукциона предложило цену  меньше начальной цены контракта на 22,57%, но в ходе работ стороны заключили соглашение на выполнение дополнительных работ и увеличили цену контракта.

ФАС признало, что стороны неправильно рассчитали стоимость допработ. Ее нужно было определять исходя из цены единицы работ, уменьшенной на величину снижения по аукциону — 22,57%. В результате неправильного расчета подрядчику излишне выплачено более 300 тыс. руб.

Директора подрядчика привлекли к административной ответственности. Штраф составил более 600 тыс. руб. Суд согласился с решением антимонопольной службы. #стройка

Документ: Постановление Арбитражного суда Московского округа от 14.11.2019 № А40-304242/2018

Источник: ПРОГОСЗАКАЗ.РФ
источник
Закупки и тендеры по 44-ФЗ, 223-ФЗ
ФАС: заказчик не должен требовать, чтобы участники госзакупок были зарегистрированы в ЕИС

Заказчик указал в документации, что подавать заявки на участие в аукционе могут только лица, зарегистрированные в ЕИС и аккредитованные на электронной площадке. Контрольный орган посчитал это нарушением. Такого требования к участникам закупки нет в числе предусмотренных Законом N 44-ФЗ. Значит, устанавливать его в документации нельзя.

Полагаем, ФАС исходила из того, что до конца года участники, аккредитованные на электронной площадке до 1 января 2019 года, могут подавать заявки без регистрации в ЕИС.

Напомним, что регистрация в ЕИС станет обязательной для всех участников лишь с 1 января 2020 года. Ее наличие и актуальность проверяет оператор электронной площадки. Заказчику не нужно отражать в документации новое требование. #документация #консультантплюс

Документ: Постановление ФАС России от 24.10.2019 по делу N 17/04/7.30-494/2019
источник
2019 December 01
Закупки и тендеры по 44-ФЗ, 223-ФЗ
ФАС разъяснила, когда закупки одноименной продукции не нарушают закон

В письме № ИА/100041/19 от 14.11.2019 ФАС России разъяснила положения п. 4, 5 ч. 1 ст. 93 закона № 44-ФЗ, согласно которым допускаются закупки малых объемов у единственных поставщиков.

В этом письме ФАС сообщила свою позицию в отношении закупок одноименной продукции, например, поставок бумаги по трем договорам с единственным поставщиком на 290 тыс. руб. каждый, заключенным в один день — 25.10.2019 г.

По мнению ФАС России, такие закупки не нарушают положения закона № 44-ФЗ, который в 93 статье содержит ограничения только по сумме одного договора или контракта (не более 300 тыс. руб.) и общего годового объема малых закупок.

Понятие одноименности, которое содержалось в законе № 94-ФЗ, в законодательстве о контрактной системе отсутствует. Поэтому, в законе нет ограничений на осуществление закупок одноименной продукции, за исключением указанных ограничений по цене одного договора и общего годового объема закупок.

Вместе с тем, следует иметь ввиду, что в практике проверок контролеры (например, органы прокуратуры) могут предъявить претензии и в таких случаях. #ФАС #дроблениезакупок

Документ: Письмо ФАС России от 14.11.2019 г. № ИА/100041/19 (https://fas.gov.ru/documents/686067)

Источник: 44-fz-zakupki.ru

см. также: Письмо ФАС России от 25.04.2017 N РП/27902/17
источник
2019 December 02
Закупки и тендеры по 44-ФЗ, 223-ФЗ
Обзор: Судебная практика по Закону N 44-ФЗ: обзор за 18 - 22 ноября

📍При закупке услуг по обслуживанию оборудования нужно указать максимальное количество его единиц

Заказчик не указал в документации о закупке максимальное количество единиц оборудования, которые нужно обслуживать.

УФАС и суд признали это нарушением. В документации заказчик указал минимальное количество единиц оборудования, которые нужно обслуживать. Кроме того, он сделал оговорку, что их количество может корректироваться в меньшую или большую сторону без изменения цены контракта. Такое описание помешало потенциальным участникам принять решение об участии в закупке. #документация

Документ: Постановление АС Московского округа от 11.11.2019 по делу N А40-276717/2018

📍Оплату услуг по строительному контролю на объекте могут признать нецелевым расходом

Заказчик заключил контракт на оказание услуг по строительному контролю. Исполнителем стала та же организация, что выполняла часть работ на этом объекте и была генподрядчиком.

Суд признал контракт ничтожным. Заказчик не имел права передавать подрядчику свои функции. Строительный контроль со стороны подрядчика отличается от контроля, осуществляемого заказчиком. Эти виды контроля не могут проводиться одним лицом. Оплата по такому контракту является нецелевым использованием бюджетных средств. #стройка

Документ: Постановление АС Восточно-Сибирского округа от 01.11.2019 по делу N А78-16896/2018

📍Чтобы расторгнуть контракт, заказчик должен подтвердить дату, когда он узнал о вручении решения поставщику

Заказчик расторг контракт из-за нарушений со стороны поставщика. Решение о расторжении он выслал заказным письмом без уведомления. Дату вручения письма - 19 сентября заказчик определил по трек-номеру отправления на сайте Почты России. По электронной почте решение было направлено также без подтверждения получения. Через 10 дней заказчик расторг контракт.

УФАС отказалось вносить сведения о поставщике в #РНП, поскольку заказчик нарушил порядок расторжения контракта.

Заказчик попытался оспорить решение УФАС. В ходе судебного разбирательства было получено подтверждение от Почты России, что письмо вручено 19 сентября. Это же следовало из распечатки с ее сайта. Однако суд в иске отказал. Заказчик не смог подтвердить дату, когда он узнал о вручении письма. Именно с этой даты исчисляется 10-дневный срок расторжения контракта (а не с даты вручения письма). #расторжениеконтракта

Документ: Постановление АС Центрального округа от 06.11.2019 по делу N А14-24095/2018

📍Заказчик должен оплатить услуги по содержанию помещений в МКД, даже если не было контракта

Управляющая компания обратилась в суд с иском о взыскании с заказчика оплаты услуг по содержанию помещений. Он считал, что не должен платить, поскольку контракт не заключался.

Суд поддержал управляющую компанию. Помещения, где располагался заказчик, были частью многоквартирного дома. Они принадлежали ему на праве оперативного управления. Обязанность содержать общие помещения в этом доме возникла у заказчика в силу закона, поэтому он должен оплатить услуги управляющей компании даже при отсутствии контракта. #оплатаконтракта

Ранее такую позицию высказывал Верховный суд.

Документ: Постановление АС Волго-Вятского округа от 01.10.2019 по делу N А17-750/2019

© КонсультантПлюс
источник
Закупки и тендеры по 44-ФЗ, 223-ФЗ
Разъяснены вопросы размещения сведений об участниках закупок в РНП в соответствии со ст. 104 Закона N 44-ФЗ

В частности, специалисты антимонопольного ведомства отметили, что регламентированным сроком для направления заказчиком соответствующих сведений в контрольный орган в сфере закупок является три рабочих дня с даты совершения действий, предусмотренных ч.ч. 4-6 ст 104 Закона N 44-ФЗ. При этом направление информации о недобросовестном контрагенте по истечении указанного срока является нарушением Закона N 44-ФЗ и основанием для привлечения виновных лиц к административной ответственности в соответствии с ч. 2 ст. 7.31 КоАП РФ. В то же время если указанные сведения направлены заказчиком посредством почтовой связи, датой их направления является дата подтверждения приема почтового отправления, указанная на почтовом штемпеле.

Также разъяснено, что общий срок рассмотрения обращения о включении информации об участниках закупок в РНП и включение в него указанной информации не должен превышать 8 рабочих дней с даты поступления документов и информации в контрольный орган. При этом срок исключения из РНП информации о недобросовестном контрагенте исчисляется с даты, когда контрольный орган должен был разместить указанную информацию в реестре.

Напомним, согласно ч. 2 ст. 104 Закона N 44-ФЗ, в РНП включается следующая информация:

▫️ об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов;
▫️ о контрагентах, с которыми контракты расторгнуты по решению суда;
▫️ о контрагентах, в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением контрагентами условий контрактов. #ФАС #РНП

Документ: Письмо ФАС России от 14 ноября 2019 г. N ИА/100065/19

Источник: ГАРАНТ.РУ
источник
Закупки и тендеры по 44-ФЗ, 223-ФЗ
👉 Можно ли заключить контракт в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, оплатить в 2019 году, а услуги по нему оказать в 2020 году?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Заказчик вправе заключить в 2019 году в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ контракт, предусматривающий полную оплату за счет средств лимитов бюджетных обязательств, доведенных до заказчика на 2019 год, срок исполнения обязательств по которому наступит в 2020 году, если не превышен лимит закупок по указанному пункту 2019 года и актами органа местного самоуправления о бюджете не предусмотрено ограничение авансовых платежей.
источник
Закупки и тендеры по 44-ФЗ, 223-ФЗ
Разъяснения ФАС по вопросу заключения контракта с учреждением УИС как с единственным поставщиком

Заказчики могут заключить государственный контракт без проведения конкурентных процедур на поставку товара, выполнение работы, оказание услуг в случае если производство товара, выполнение работы, оказание услуги осуществляется непосредственно учреждением и предприятием уголовно-исполнительной системы в соответствии с перечнем товаров, работ, услуг, утвержденных Правительством РФ.

ФАС России обращает внимание, что закупаемые на основании пункта 11 статьи 93 Закона л контрактной системе у учреждения или предприятия уголовно-исполнительной системы товары (работы, услуги), должны быть выполнены (оказаны) и произведены исключительно соответствующими учреждениями и предприятиями уголовно-исполнительной системы, а указанные обстоятельства должны подтверждаться документами, из которых следует кто является производителем товара, например, сертификат соответствия, декларации о соответствии, документами, оформляемыми в соответствии с санитарными нормами и правилами и т.д.

Действия заказчика по заключении договоров с единственным поставщиком на основании пункта 11 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе с последующим приобретением товаров, работ, услуг у третьих лиц могут указывать на ограничение конкуренции путем «обхода» обязательных процедур торгов, предусмотренных Законом о контрактной системе, и содержать признаки нарушения статей 15, 16 Закона о защите конкуренции. #ФАС #УИС

Документ: Письмо ФАС России от 14.11.2019 г. № ИА/100040/19 (https://fas.gov.ru/documents/686066)
источник
Закупки и тендеры по 44-ФЗ, 223-ФЗ
Минфин рассчитывает на внесение оптимизационных поправок к закону о госзакупках в Госдуму в феврале

2 декабря. ИНТЕРФАКС - Минфин РФ рассчитывает на внесение оптимизационных поправок к закону "О контрактной системе" (44-ФЗ) на рассмотрение Госдумы РФ в феврале 2020 года, заявил заместитель министра финансов Алексей Лавров в ходе круглого стола по совершенствованию законодательства о госзакупках, организованного Советом Федерации.

"В течение ближайших двух недель планируем начать процедуру внесения оптимизационного законопроекта в правительство РФ, - сказал Лавров. - Реалистичный срок внесения согласованного документа в Госдуму - февраль".

Перенос сроков подготовки оптимизационного законопроекта (ранее предполагалось, что в середине ноября он будет внесен в правительство - ИФ) Лавров объяснил тем, что в министерство поступает большой поток предложений по улучшению закупочного законодательства.

К основным нововведениям законопроекта Лавров, как и ранее, отнес введение универсальной предквалификации, включение банков в число субъектов контрактной системы, охват электронным документооборотом всех стадий закупочного процесса (включая исполнение контрактов), сокращение числа видов закупок - с 11 до 3 (конкурс, аукцион, запрос котировок).

В последнем случае, по словам Лаврова, предлагается, в частности, для запроса котировок поднять ценовой порог - с 500 тыс. рублей до 3 млн рублей. "В настоящее время средний объем одной закупки составляет около 2 млн рублей, - сказал Лавров. - С этой поправкой большая часть закупок будет проводиться по более простой и короткой закупочной процедуре".

Также Лавров отметил, что регуляторы рассматривают возможность введения аналога предквалификации для подачи жалоб. Речь идет о том, что до подачи ценовых предложений по той или иной закупке жалобы смогут подавать только те участники, которые имеют опыт исполнения госконтрактов.

"Профессиональные жалобщики, которые подают значительную часть жалоб на заказчиков и срывают проведение закупок, как правило, никогда не заключали и не исполняли госконтракты, - подчеркнул Лавров. - Эта мера позволит отсечь их от закупок". #планы
источник
2019 December 03
Закупки и тендеры по 44-ФЗ, 223-ФЗ
Выписка из реестра СМП: как получить и скачать

Зачем нужна выписка

До 2018 года в качестве подтверждения принадлежности к малому или среднему бизнесу от участника нужна была только декларация. Однако после вступления в силу Федерального закона от 03.08.2018 № 313-ФЗ появилось обязательное условие о том, что все малые предприятия должны входить в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства. После этого от участников стали требовать выписку из реестра.

Как получить

Реестр находится на сайте налоговой службы по адресу ofd.nalog.ru. Чтобы получить выписку из реестра СМП, нужно найти конкретную организацию или ИП. Искать можно по ИНН, ОГРН или названию. Доступен расширенный поиск по типу субъекта, категории (микро, малое или среднее предприятие), дате включения в реестр, региону, наличию лицензий, виду деятельности, видам продукции.

В результатах поиска выйдут карточки организаций и ИП, подходящих под выбранные критерии. Чтобы скачать выписку из реестра СМП, кликните на название компании или ФИО индивидуального предпринимателя. Выписка скачается в формате PDF.

Что она содержит:

• дату формирования сведений (когда они были запрошены);
• номер;
• наименование юрлица;
• ИНН;
• дата включения в реестр СМП;
• субъект регистрации;
• вновь созданное юрлицо или нет;
• категория предприятия;
средняя численность сотрудников;
• виды экономической деятельности с кодами.

Внизу документа указывают, что выписка создана с помощью сервиса ФНС. Документ подписывают усиленной электронной подписью. Это значит, что он имеет юридическую силу и может быть использован в госзакупках.

Помимо этого способа есть два других. Заказать выписку можно обратившись в налоговую инспекцию в вашем городе или отправив запрос по почте.

Срок действия

Как такового срока действия выписки из реестра СМП нет. Сведения размещают в реестре 10-го числа каждого месяца. Периодически из списка удаляют организации, поэтому заказчикам рекомендуем проверять содержащиеся в выписке из единого реестра #СМП сведения.

Источник: ПРО-ГОСЗАКАЗ.РУ
источник