К 90-летию Великой Депрессии США. Чем принципиально отличаются «Божья воля» и «невидимая рука рынка»? Только степенью убедительности аргументов для «возмужавшего» (это он сам так про себя думает) мозга, хотя и там, и там, в основе лежит вера.
Это какую же надо иметь наглость, чтобы заявить то, что заявил, например, питомец Кембриджа, английский экономист Джон Мейнард Кейнс: «Идеи экономистов имеют гораздо большее значение, чем принято думать. В действительности только они и правят миром».
Интересно, подозревает ли микроб, сидя под ободком унитаза, о городском коллекторе? Или он думает, что всё ограничивается сливным бачком? Продолжая тему, отмечу – «идейный» Кейнс оказался дерьмовым пророком. За считанные дни до Великой Депрессии он предрёк конец «рецессии» и начало «роста». Он даже гарантировал – «рецессий больше не будет никогда». Через пару месяцев все его сбережения обратились в прах.
Впрочем, частности здесь малозначительны. Так называемые, экономические законы существуют лишь в нашем представлении, как, например, и краски. Помните ли вы из курса физики, что всё нас окружающее является бесцветным? «Красное» и «зелёное» – не более чем маркировка электромагнитных волн разной длины, иллюзия созданная мозгом.
Тем не менее, «рукотворно» влиять на подобные процессы, может быть и можно, но крайне сложно. Поэтому вряд ли «синий» прошлого принципиально отличается от настоящего. И тот же «синий» окажется одинаковым в восприятии, хоть на Северном полюсе, хоть в Антарктиде.
А вот, сколько стоила нефть в начале тысячелетия? Ничего, потому как была ЕЩЁ не нужна. Сколько она будет стоить через тысячелетие? Тоже – ничего, ибо (смею предположить) будет УЖЕ не нужна. Получается – субъективизм во времени.
Сколько стоит нефть, залегающая в нескольких метрах от поверхности земли? А в нескольких километрах? Таким образом - субъективизм в пространстве.
Ну и, разница в добывании, условной «лопатой» и соответствующей «платформой» тоже очевидна – приходим к субъективизму возможностей. Вершина – «субъективизм субъективизма» - цена покупки и цена продажи. На всём «протяжении» нефть остаётся неизменной - не теряет и не приобретает никаких качеств. Меняется исключительно наше сознание по отношению к ней – от пустоты до «чёрного золота».
Итак, что же мы видим? «Существенно-устойчивую, объективно существующую связь» - философское определение термина «закон»? Или «систему взглядов, соединенных верой» - religare, то есть - религию? Верит же кто-то, что, допустим, СССР погубила цена на нефть, и в 1991 году стране было тяжелее, чем в 1941-м. Тогда уж и Российская империя сгинула оттого, что, к примеру, подешевел уголь – на махровую глупость надо обязательно отвечать потрясающим абсурдом.
Вы хорошо понимаете церковнославянский язык? А экономический? Несмотря на всю «сакральность» (от латинского sacrum – таинство) есть и разница. Один делает упор на вербальность, другой на «оцифровывание». Причём, даже там, где в этом нет особой необходимости. Большинство «фондово-биржевых» индексов столь же соотносятся с реальностью, сколь и два «статистических» охотника. Когда первый стреляет левее, второй – правее, но «в среднем» они попадают. Не надо искать в мишени «физической» дырки, в неё следует просто верить.