Продолжая о Джексон Хоул. Главная интрига пятницы - объявит ли Пауэлл о скором сокращении ежемесячного $120-млрдного шоппинга Федрезерва на рынках гособлигаций и MBS, так же известного, как программа количественного смягчения (QE) и та причина, почему на свете существует Шиба Ину Коин.
Прежде, чем мы начнем погружение в смежные темы, давайте зададим дурацкий вопрос - почему вообще нужно сокращать QE, если он так приятно гармонизирует рынки? Почему не сделать его бесконечным?
Примерно любой телеграм канал скажет вам, что это потому, что ИНФЛЯЦИЯ тогда выйдет из берегов и люди начнут драться на парковках продуктовых магазинов, пытаясь припарковать свои тачки с банкнотами. Этот тезис правдив только отчасти: в 2010-е, десятилетие политики количественного смягчения, инфляции было днем с огнем не сыскать, потому что инфляционен, как интуитивно понятно, только новый доллар потраченный, но не новый доллар сбереженный/инвестированный, какова и есть, в основном, судьба дополнительной ликвидности, созданной при помощи QE. Вместо этого мы наблюдали "инфляцию" цен на активы (что, учитывая их концентрацию в руках состоятельных граждан, которым и так есть на что покупать товары потребкорзины помимо своих портфелей) давало минимальный рост популярных метрик инфляции обычной.
Политика, которая действительно разгоняет инфляцию, это "
вертолетные деньги" - (CARES, American Rescue plan) монстр, в 2020 выбравшийся из кошмаров Милтона Фридмана; а QE, впервые дошедший до действительно широкой публики через недавний бум инвестиций, хотя и тоже помогает сегодня разгону цен, но в качестве второй скрипки. При желании можно даже предложить неплохой аргумент в пользу того, что
QE сам по себе в долгосроке дефляционен - создавая системные финансовые риски, он ведёт к резким рыночным обвалам, вызываемым ими рецессиям и вызываемым рецессиями дефляционным тенденциям.
Почему тогда вообще надо прекращать QE с точки зрения центробанка? Именно из-за порождаемых им системных рисков в виде moral hazard участников рынка, излишнего леверджа, зомбификации компаний и общей "хрупкости" по Талебу, когда предотвращая мелкие осыпи ты повышаешь риски конечного большого обвала. Большой обвал ведёт к рецессии, рецессия ведёт к потере рабочих мест - один из двух главных мандатов. Game over.
Кроме того, у ограничения QE есть и сигнальная функция, которая говорит о развороте в монетарной политике и напоминает всем, что центробанк есть и всегда готов, если что, нахмурить брови и надрать инфляции зад - второй мандат. (1/2)