SPACs, ч.2.Подобная модель даже неискушенному человеку при первом знакомстве наверняка покажется слегка сероватой (многомиллионное IPO корпорации, у которой зачастую нет пока ничего, кроме визиток), поэтому неудивительно, что каждый этап создания и функционирования спаков тщательно регулируется. На спонсоров, которые создают добавленную стоимость для инвесторов своим преполагаемым опытом и скиллом в идентификации выгодных активов, наложена масса ограничений и обязательств: помимо уже упоминавшегося двухлетнего дедлайна, после достижения которого в случае отсутствия сделки они должны вернуть все деньги инвесторам, они также обязаны: поместить все собранные в ходе IPO средства в эксроу (это значит, что они не могут ими воспользоваться, кроме как ради своей основной задачи – покупки бизнеса), после достижения мягкой договоренности с потенциальным таргетом поставить вопрос об одобрении сделки на общем собрании акционеров, а также понести все операционные издержки, если через два года SPAC не сможет провести сделку и будет распущен.
Какой в этом всем экономический смысл? Он зависит от роли в процессе. Если вы инвестор, то, по сути, получаете private equity продукт, только с большей ликвидностью (это публичная компания, вы можете продать свои акции сразу по истечении локап-периода, а не ждать десять лет винтажа, как в фонде), гарантией вовзрата основного капитала (обеспечено эксроу-счетом, который еще и зарабатывает 1.5-2% в год на ААА-облигациях), каким-никаким влиянием на процесс (акции голосующие и вы можете поддержать покупку предложенного таргета или отвергнуть) и, самое главное, без типичных для PE-фондов 2% и 20% (комиссия за управление капиталом и carried interest). Один нюанс – для этого вы должны верить в способность команды найти такую сделку и обеспечить такие условия покупки, которые иначе вам были бы недоступны – по этой причине SPACи обычно собирают «звездные» финансисты - у New Frontier один из спонсоров – ни много ни мало сам Энтони Леунг – бывший финансовый секретарь (министр) территории.
Если вы – частная компания, которую купит SPAC, то смысл сделки для вас – более быстрый и гораздо менее затратный способ оказаться на бирже, потому что не придется платить промоут инвестбанкирам – за вас это уже сделал спак, когда листился и ходил по гонконгским инвесторам год-полтора назад.
Однако наибольшую выгоду получает команда спонсоров – в случае успешной покупки SPAC производит дополнительную эмиссию в 20% от акционерного капитала, которая полностью и безраздельно переходит во владение Энтони и друзей. Идеальный сценарий: 1) создаешь спак 2) собираешь деньги 3) листишься 4) находишь таргет 5) получаешь одобрение покупки от акционеров 6) проводишь сделку 7) вуаля, ты – в правлении публичной компании с миллиардной капитализацией, 20% которой принадлежит тебе. Скорее всего, ты и так был миллионером (иначе расходы на листинг и два года операций не потянуть), но теперь ты очень-очень миллионер. 8) наконец-то покупаешь себе самолет.
Однако и риски немалые – затраты на спак – это от $10м (по-простому) до $30м (чтоб красиво), которые, если ты не найдешь подходящую сделку, тебе никто не вернет. Кроме того, твоя репутация потерпит огромный урон, потому что делать спаки – это как метать ножи в яблоки на головах случайных прохожих – второй шанс в случае крупной ошибки is pretty fucking unlikely.
В завершающей части расскажу больше о рисках, historical performance этого класса активов и единственной, на мой взгляд, стратегии, которая позволяет рассматривать возможность инвестиции в SPAC, оставаясь в границах профессиональной логики.