Size: a a a

2018 March 19
PhilosophyToday
Один мужчина такой был подданный ее величества королевы Елизаветы II и звали его Джон Малларки (Mullarkey), но потом он прочел книги французского философа Ларуэля и стал истинным ирландцем Джоном О’Маларки (Ó Maoilearca), что в переводе с ирландского означает «друг зверей». Вот что пишет О’Маларки о гуманистическом идеале: «настоящий человек — это животное ctenophore ascends. Животное, одновременно имманентное и трансцендентное воде. Самое светлое существо на планете. Это биолюминисцентная медуза, она светит во мраке ночи, самом темном месте на земле». Вот он, идеал просвещения! Светит сам, а не отраженным светом своих трансцендентальных оснований. Это вам не лобстер какой-нибудь, в которого мечтают превратиться ученые из стихотворения Рассела Эдсона. И не главный герой animal studies осьминог. Короче, читайте книгу Джона О’Маларки «Все мысли равны. Ларуэль и нечеловеческая философия», которую можно украсть здесь https://clck.ru/D2Jbr

PS: Закуска: осьминоги, лобстеры, ирландский бар О’Маларки, с Днем святого Патрика!
источник
PhilosophyToday
Главная околофилософская новость дня: бывшая студентка университета Конкордии в Монреале, учившаяся там философии, обвинила вуз в том, что ей отказали в помощи, когда она пожаловалась на сексуальные домогательства со стороны профессора. Все бы ничего, но дело было почти 10 лет назад, в 2009 году. В жалобе в комиссию по правам человека она указала, что профессор слал ей письма с просьбой пойти с ним выпить и потанцевать. Девица сбежала доучиваться из Монреаля в Йорк, затем вернулась и еще раз написала в комиссию в 2013-м, но бестолку. А теперь она требует взыскать с университета 60 тысяч долларов за моральный ущерб. Сообщается, что ранее, в январе текущего года, университет уволил двух преподавателей за неподобающее поведение https://clck.ru/D2K9y

Недавно ИГ МГУ, пользуясь случаем, атаковало факультет политологии МГУ за то, что на нем завкафедрой работает «насильник» из Госдумы Леонид Слуцкий. На «Доксе» разместили беседу с представителями ИГ МГУ по делу Слуцкого и по вопросам преподавания курса гендерных исследований https://clck.ru/D2KDC

Вообще-то когда-то такой курс на Философском факультете читала Анна Костикова, затем читали мы — и отчасти продолжаем, также читает введение в гендерные исследования Василий Кузнецов. Так что ничего нового «вводить» в расписание не нужно. Но мы, честно говоря, никогда не задумывались о том, что такой курс мог бы служить профилактике сексуальных домогательств в университетских коридорах лучше, чем партком или комсомольские собрания.

Впрочем, наше введение в календарь завтрашних событий несколько затянулось.

Итак, 20 марта, вторник:

На дискуссионной площадке клуба «Валдай» обсуждают смену курса в Вашингтоне и судьбу мирового порядка https://clck.ru/D2JpD

Прекрасная, но замужняя Катя Никитина продолжает вести ридинг-группу в Некрасовке про постчеловеческое https://clck.ru/D2JrQ

В некоей «Благосфере» пройдет очередная презентация книги Дарьи Варламовой и Антона Зайниева «С ума сойти! Путеводитель по психическим расстройствам для жителя большого города», которым дали в том году премии «Просветитель». Смутно помним, что ее кто-то очень серьезный очень ругал https://clck.ru/D2JtD

Во ВШЭ почему-то отменили лекцию Ханну Нурми «Процедуры голосования и их особенности», зато включили в календарь другую: Мелани Мен Хуе прочтет лекцию «Автократия и социальный капитал: свидетельство из имперского Китая» https://clck.ru/D2JwN

В питерском «Порядке слов» Александр Смулянский продолжает лакан-ликбез докладом «Субъект тревоги: уверенность и достоверность» https://clck.ru/D2Jyn

Там же состоится презентация книги «Фридрих Гёльдерлин и идея Европы» https://clck.ru/D2JzD

В ЕУ СПб пройдет лекция Ива Кабанна «Партиципаторный бюджет: конкуренция технократической, политической логик и логики правильного управления» https://clck.ru/D2Jxh
источник
PhilosophyToday
В издательстве «Дело» вышел один из томов многотомника Майкла Манна. А именно «Источники социальной власти: в 4 т. Т. 2. Становление классов и наций-государств, 1760–1914 годы». Издание фундаментальное, в суперобложке. Которая не просто суперобложка, а супер-суперобложка! Мы книгу держали в руках, подтверждаем! https://clck.ru/D2KLe
источник
2018 March 20
PhilosophyToday
«Русский заглянул Сатане в глаза, укладывая Бога на кушетку психоаналитика, он понял, что его народ — народ искупитель. Бьющийся в агонии Бог рассказал русскому историю падения. Сначала было Слово, чистота и совершенство, и Слово было Бог. Но затем Бог совершил детскую ошибку. Он создал мир, чтобы завершить самого себя, но вместо этого он испачкался сам и скрылся долой с глаз от стыда. Бог, а не Адам, принес в мир грех, выпустил на волю несовершенство. С той поры как в мире появились люди, они думали и чувствовали не так и не то, что хотел от них Бог. Всякая страсть и всякая мысль теперь погружена в объятья Сатаны, князя мира сего.

Так этот русский, философ, увидел историю как историю безблагодати. Всякая тварь оказалась лишена собственного образа. Мир превратился в бессмысленную свалку разрозненных фрагментов. Когда людям казалось, что они лучше постигают мир, тем больше мир погрязал во грехе. Современное общество с его плюрализмом и гражданскими институтами, лишь только усугубляющими его недостатки, не дает Богу вернуться из изгнания. Последняя божья надежда только на праведный народ, в политическом единстве последовавший за Вождем, который придет и начнет восстановление мира и так искупит божество. А коли единородное Слово было первым и последним настоящим добром во вселенной, то оправданы любые средства, которые могли бы приблизить его возвращение».

Так начинается статья в «Нью-Йоркском книжном обозрении» (NYRB), посвященная философу-фашисту и антисоветчику Ивану Ильину, которая выйдет на бумаге в сокращенной версии в апреле текущего года.

Такой же ярый антисоветчик Тимоти Снайдер собрал в одном тексте все дерьмо, которое обычно вываливается на путинскую Россию — вот тебе КГБ взрывает дома, вот тебе авторитарная клептократия. Но все было ничего, пока в дело не вмешалась в 2005 году идеология: авторитарный вождь нашел авторитарного философа, и неважно, что тот умер полвека назад. Главное, что мужчина философствовал о России и судьбах в глубокой эмиграции, ненавидел совок и был заодно еще и самым настоящим православным фашистом. После «встречи» дела приняли уже совсем крутой оборот: Путин отказался уходить и, в конце концов, вторгся на Украину и развязал войну в Сирии https://clck.ru/D2LHH

У кремленологии появился новый фаворит: место Дугина занял Ильин. В статье, впрочем, мелькает и тень Дугина и даже имя «фашиста» Проханова. Как шутил в похожем случае культуролог Алексей Чадаев, автор книги «Путин. Его идеология», пусть лучше они там думают, что Путин не просто вор, а за всем этим стоит какая-то непонятная, но серьезная идея. Такая же, как идея о конце истории, имеющая те же самые гегелевские корни, и которая правит политическим сознанием американского истеблишмента.

Разумеется, Путин никакой не православный фашист, а цитатам из Ильина, которого Путин никогда не читал, в посланиях президента Федеральному собранию — чего не знает Тимоти Снайдер — как и цитировавшие его потом Сурков и Медведев, он обязан совсем другому человеку. Ильин появился в круге их цитирования благодаря знакомству с творчеством этого неоднозначного гегельянца Натальи Тимаковой, пресс-секретаря Путина и Медведева. Она окончила Философский факультет МГУ, на котором занималась Ильиным.

А теперь фашист Ильин оказался идеологом русского мира, с чем нас можно поздравить.

Кстати, написано классно. Особенно впечатляет параллель Ильин-Ильич, Снайдер сопоставляет эти фигуры через неразличимость подписи — Ленин иногда подписывался псевдонимом Ильин, а сам Ильин иногда писал под псевдонимами.

Заканчивается статья вообще апокалиптически: «Ильин — это не просто русская философия. Теперь это американская жизнь».
источник
PhilosophyToday
В США как пирожки с повидлом разлетаются экземпляры свежей поп-политологии «Как умирают демократии» двух довольно известных политологов-компаративистов Стивена Левински и Дэниела Зиблатта. Книга, как вы понимаете, посвящена угрозе американской демократии со стороны Дональда Трампа и его администрации. На широком массиве политической истории ХХ века авторы показывают трагедию молодых демократий, раздавленных железной пятой тиранов от Муссолини и Гитлера до Путина и Трампа.

Если серьезно, то авторы делают ту же самую ошибку, что и теоретик демтранзита Филипп Шмиттер (именно на него молится незабвенная Катя Шульман). Бывший посол США в России, а на самом деле никакой не дипломат, а политолог Майкл Макфол указывал, что теории демтранзита критически недооценивают внешние факторы, влияющие на демократизацию режима. С книгой Левински и Зиблатта вышла похожая ситуация: в случаях провала демократии нельзя недооценивать роль внешних факторов.

Крайне редкий случай, когда «Амазон» выкладывает целые главы книг. Но, впрочем, когда речь идет о борьбе с Трампом, почему бы и нет? Глава, посвященная Чили, выложена полностью. Как вы думаете, сколько раз ЦРУ упоминается в ней? Ровно один. И во всей книге всего два раза. Хотя казалось бы, трудно недооценить роль Центрального разведывательного управления США в уничтожении демократии в Латинской Америке, да и не только.

Книга не производит мрачного впечатления, скорее таковое производит хайп, образовавшийся вокруг нее. Спрос на подобный трэш очевиден. Столь же однобокую картину — правда уже с другой стороны — рисует Наоми Кляйн в «Доктрине шока». Тогда как Альенде, конечно, не был ангелом демократии, впрочем как и сама демократия к началу 70-х еще не была таким фетишем, как в 90-е. В любом случае, даже реконструкция чилийской катастрофы в нашей книге о революциях в ХХ веке выглядит куда более респектабельно.

В общем, очередная, к сожалению, пропагандистская агитка под прикрытием. Судите сами https://clck.ru/D2MVD
источник
PhilosophyToday
Главная феминистка ВШЭ Саша Алексеева обвиняет педагога из Института философии СПБГУ Вячеслава Литвинского в чем-то. Непонятно, в чем: в меметике? генетике? харасменте?
источник
PhilosophyToday
В сети есть видео выступлений Вячеслава Литвинского. Обычные выступления детей философа Мамардашвили, ушибленных риторикой и поведением великого грузина. И которые еще немного за казенный счет учат «читать книги позвоночником». Интересно, что вызвало такой ажиотаж у Алексеевой? Что там, сексуальные домогательства на экзаменах? Подобно покойному профессору Старченко из МГУ он каждой студентке лезет под юбку? Или неутолимая сексуальность — говорят, Мераб перетрахал весь ИФАН, — передается воздушно-капельным путем? https://clck.ru/D2Qie
источник
PhilosophyToday
Ну, и нельзя на дребезжащей ноте ложиться спать: в родном городе Карла Маркса Трире, который на самом деле Триер, отчего и Ларс Триер решил пририсовать себе приставку, указывающую на топоним «фон». Короче, в Трире к двухсотлетию своего самого знаменитого уроженца горисполком раскрасил светофоры марксами. Красный Маркс говорит «стой», а зеленый — «иди».

На самом деле все должно было быть иначе — именно красный Маркс, то есть Маркс-идеолог, усиленный рабочим движением, должен открывать путь, тогда как мелкобуржуазные экологические «зеленые» только закрывают путь прогрессу. Недаром же настоящий марксист Жижек утверждал, что экология — опиум XXI века.

Впрочем, говорят, что аборигены счастливы https://clck.ru/D2REb

Кстати, тематической раскраске светофоров рады отнюдь не везде и не всегда. Эта урбанистическая мода имеет своих врагов. К примеру, в Вене. Здесь несколько лет назад по инициативе городской фракции как раз «зеленых» решили украсить город к гей-параду. Главная статья расходов оказалась — украшение светофоров, дабы показывали они к примеру парочки взявшихся за ручки геев. Вроде бы геи и лесбиянки должны были быть рады, но не тут то было. Именно они, объединившись с леворадикалами всех мастей, выступили резко против инициативы — те самые миллионы евро можно было отправить на гораздо более разумные цели, чем на пропаганду сексуального равенства в бывшей гей-столице Европы. Но к успеху леваки, как обычно, непришли, и теперь изумленный турист в Вене может наблюдать, как его приглашает перейти дорогу парочка лесбиянок.
источник
PhilosophyToday
Иногда полезно расшаривать посты отсюда в фейсбук, присылают толковые ссылки. В частности — еще одну единичку к сумме против Эткинда (https://t.me/Philosophytoday/210)

5. Рецензия на книгу Эткинда «Толкование путешествий» о российско-американском культурном обмене: «сразу бросается в глаза удивительная склонность автора к безапелляционным, крайне слабо аргументированным, но весьма ответственным суждениям, которые как раз и сопровождаются самым большим числом фактических ошибок, а порой из этих ошибок вырастают. С пылу, с жару, толком не разобравшись в проблеме, не изучив материал, Эткинд смело бросается решать любой глобальный вопрос. Хочется, скажем, ему считать, вопреки тысячам написанных на эту тему работ, что американская демократия никак не связана с европейским Просвещением — пожалуйста, и в союзники тут же записывается Пушкин, даром что тот прямо назвал американскую демократию «плодом новейшего просвещения». http://magazines.russ.ru/nrk/2002/1/dol.html
источник
PhilosophyToday
Брейкин ньюс: советник мэра Москвы Сергея Собянина специалист по транспортной инфраструктуре Михаил Блинкин решил выйти на скользкую дорожку войны с урбанистами. Он анонсировал публичную лекцию о том, что урбанистом можно называть только специалистов по городскому планированию, а остальных надо гнать в шею: «Не будьте самозванцами, не называйте себя урбанистами!»

Ну, допустим, граждан Каца и Варламова из приемной госпожи Раковой господин Блинкин выгонит, хотя сделать это, находясь в приемной Ликсутова, будет немного трудно. Но что делать с сотрудниками самой Высшей школы урбанистики, которую возглавляет ныне господин Блинкин? Например, с замечательным философом Ксенией Майоровой, которая занимается исследованиями городского саунда? Или что делать с юристом Иваном Медведевым, который в той же Высшей школе урбанистики подготовил книгу о разрешении городских конфликтов? И, в конце концов, как тогда понимать книгу ни разу не городского планировщика, а социолога Чикагской школы Луиса Вирта «Урбанизм как образ жизни»? Он там что, про яхты, сауны и красивых женщин богатых девелоперов писал?

В общем, после смерти дизайнера Вячеслава Глазычева и поговорить не с кем.
источник
PhilosophyToday
«Философ Андрей Ашкеров в свою очередь отмечает, что за последние шесть лет Путин из главного достижения страны превратился в единственное. Он стал своего рода метазнаком. Причем даже Сталин в качестве фигуры речи соседствовал с Лениным, Родиной или Войной. Путин же в качестве означающего работает так, как если бы без него мигом исчезли и мост в Крым, и сам Крым, и Россия в целом. По мнению философа, это лингвистическое обстоятельство, среди прочего, и определило рекордную явку».

И там же: «коричневорубашечники срывают с девушек американские футболки, активист Тесак грозит фаллоимитатором, Дума восстанавливает русских в их сексуальных правах, сироты-инвалиды изымаются из опущенных стран и отправляются умирать на родину, нормализация, Gleichschaltung, иностранные агенты. И мы не оставляем иностранным спортсменам ни одной медальки и идем выцарапывать наших братьев из страшного украинского плена».

Почитайте свежего Лаврентия: https://clck.ru/D2jkL
источник
PhilosophyToday
Брейкин ньюс!
источник
PhilosophyToday
Оказывается, не все рады установке бюста Жижека! Есть и такое мнение: памятник предполагает, что студенты будут натирать Жижеку нос, а ето нехорошо, дедушка болен и может обидеться https://clck.ru/D2vf7

Но самое идиотское — вы не поверите! — они ведь собираются согласовывать с Жижеком установку бюста ему! Мама мия, может лучше у носа Жижека спросить?
источник
PhilosophyToday
Самым развеселым на шоу «Ночь выборов» был баттл между Дмитрием Дибровым и Сергеем Бабуриным. Товарищ Тихонов написал по просьбе организаторов двадцать пять вопросов «повеселее» Бабурину, и постарался — все больше о сексе. Вопросы организаторам и Диброву понравились, а Бабурину категорически нет, и он даже обиделся, обозвав Диброва «озабоченным».

Среди этих двадцати пяти вопросов был и такой: «Кто из французских политиков воспитывал сына Деррида?» (правильный ответ Жоспен). Трудно понять, что имел в виду товарищ Тихонов, придумывая этот вопрос, но Дибров, исковеркав фамилию Деррида, все же его задал. Обиженный Бабуин на него промямлил, что всех детей должна воспитывать Ле Пен и чуть не заплакал.
источник
PhilosophyToday
Напоминаем, что завтра, 21 марта, не только среда, но и день рождения Жижека!

А еще:

На истфаке МГУ пройдет презентация издательской программы Ассоциации исследователей российского общества — серии «АИРО — Первая монография» https://clck.ru/D2wMU

На научной конференции в рамках выставки «Уильям Генри Фокс Тальбот. У истоков фотографии» («Мусейон», до 23.03) можно будет услышать доклады на такие вот, к примеру, темы: «Визуальная эстетика калотипии и ее влияние в колониальной Индии» https://clck.ru/D2wSA Постколониализм и новый историзм на марше. Но отвлекаясь: Лошак все-таки молодец, что по новой моде организует не просто выставки, а целую научную и культурную программу в комплекте. Как «Гараж».

Ната Волкова (кто ето?) по мнению господина Блинкина — настоящий урбанист. У нее в профайле написано «городской планировщик». С ее выступления Музей Москвы начинает цикл бесед «Города и перемены». Тема лекции: «Зачем нужны городские исследования в эпоху глобального будущего» https://clck.ru/D2wF9

«Максим Горький — модернист или реалист?» Тема как будто из 20-х годов ХХ века. Тем не менее, в РИАН нам предлагают ее послушать https://clck.ru/D2wJS Вообще, пишут что Горький — прямо таки самый актуальный по нынешним временам писатель. Не даром Борис Куприянов назвал свой проект про книги именно так — «Горький».

Неурбанист Иван Медведев представит во ВШЭ свою распиаренную донельзя фейсбуком книгу «Разрешение городских конфликтов» https://clck.ru/D2wWv

Фонд Гайдара в Центре документального кино зачем-то организует дискуссию «Троцкий против Сталина. Борьба за власть без шанса на победу?» https://clck.ru/D2wZD

В Музее современной истории России состоится лекция Алексея Фененко «Как итоги Первой мировой войны влияют на мировую политику сто лет спустя» https://clck.ru/D2×4g Кстати, завтра, в честь дня рождения музея, вход в него будет бесплатным! Помните, что на самом деле это бывший Музей революции и располагается он к тому же в здании Английского клуба. Мы были там в прошлом году, экспозиция вправду производит впечатление.

В РГГУ проводят семинар с интригующим названием «Воображаемые миры на реальных картах: история „рая на земле“» https://clck.ru/D2wi6

Бывшие нашисты в библиотеке Достоевского устраивают презентацию книги «Делай Сам/а: практики низовых гражданских инициатив» и исследования «Жизнь и смерть независимых культурных пространств в России». А вы, поди, думали, что нашисты способны только изображать титушек? https://clck.ru/D2wpS

Юлия Синеокая из ИФ РАН в музее Толстого прочтет доклад «О соприродности и иноприродности философского наследия Льва Толстого и Фридриха Ницше» https://clck.ru/D2wzn

Ого, певец медведевской модернизации Иосиф Дискин воскрес! Проведет как в былые времена мастер-класс во ВШЭ «Институциональные условия российского прорыва» https://clck.ru/D2wub
источник
PhilosophyToday
Если вас никогда не называли аморальным реакционером, понижателем планки или троцкистом-разложенцем, то вам и не понять... 1950 год
источник
2018 March 21
PhilosophyToday
С Днем рождения, кумир!
источник
PhilosophyToday
У Жижека вечно спрашивают не то и не о том. А мы вот решились и спросили Жижека о по-настоящему важном!

— Многие считают, что быть философом можно где угодно и в каких угодно условиях. А где сейчас философствовать лучше, где это хорошо «идет»? В Лондоне или в Энгадине? Куда бы вы предложили ехать молодым философам (как ездил в свое время Виттгенштейн к Расселу в Британию)? Может ли существовать философский туризм (по модели медицинского туризма — когда больные специально выезжают в другие страны, чтобы подешевле полечить зубы)?

— Несмотря на мое критическое отношение к Соединенным Штатам, я могу дать на ваш вопрос парадоксальный ответ. Думаю, лучшим местом является какой-нибудь небольшой колледж в США. В Европе, на самом деле, ничего нет. Во Франции — только два-три места. В Германии — Штерберг. В Европе ничего не происходит. Лучше всего начинать в США, в небольшом кампусе. Потому что большие университеты, такие как Гарвард, считают себя центрами мира. Например, университет Беркли. Это вообще самое плохое место. Они считают себя центром Вселенной. Нет, нужно что-то типа небольшого университета в Чикаго или Баффало, где имеется небольшая кафедра философии и где преподают то, что называется европейской или континентальной философией. Это самое лучшее место. Трагедия в том, что и там и здесь есть только отдельные люди. Если меня кто-то спросит, на какой кафедре я бы хотел быть, я бы ответил, что для меня важна не кафедра, а важны интересные люди. Думаю, еще тридцать-сорок лет назад, если вы были философом-аналитиком, самым лучшим вариантом было провести несколько лет на кафедре философии в университете Беркли. Все побывали там — Сол Крипке, Дональд Дэвидсон и др. Сейчас же там ничего нет. http://www.russ.ru/pole/Formula-schast-ya
источник
PhilosophyToday
Нам пишут
источник
PhilosophyToday
Профессор Федор Гиренок возомнил себя спасителем человеков: «Моя задача понятна: я хочу остановить распад человеческого. Я хочу, чтобы в человеке сохранилось то странное, что нас ещё объединяет с художником из палеолита. Нас ведь с ним объединяет не культура, не язык, а, говоря словами Кандинского, эта странная вечная художественность. Мы — художники! И я хочу, чтобы, пока это возможно, мы были художниками. А философия — это то, что выстраивает барьеры против мутных потоков объективного, готовых утопить человека». http://zavtra.ru/blogs/mi_hudozhniki

Сегодня на лекции спасителя про русский авангард в МГУ был гипераншлаг — стояли в коридоре, слушали из-за дверей. Вместо полутора часов лекция по просьбе слушателей, преимущественно девушек, продолжалась три с половиной.

А вчера Гиренок рассказал наконец-то публике легендарную историю о том, как сдал боцмана, перевозившего в трюме эсминца, где служил матрос Гиренок, румынский гардероб. За что был справедливо изгнан со службы с волчьим билетом, в котором черным по белому было написано: «Неверно понимает роль партии и правительства в деле морального воспитания советского человека».
источник