Size: a a a

2021 April 29
PhilosophyToday
Поль Б. Пресьядо

Кто имеет право переводить?

В последние несколько месяцев мы наблюдаем ряд противоречий, которые можно охарактеризовать, заимствуя известное выражение Джудит Батлер, как «беспорядки в репрезентации». Самый последний из них касается возможности перевода поэтессы Аманды Горман голландской писательницей Марике Лукас Рейневельд.

Вопреки мнению тех, кто считает, что подобная полемика питает бесплодное напряжение вокруг проблемы идентичности (хотя на самом деле это так), и, несмотря на гнев, который несправедливо обрушился на переводчика (абсурдно убивать гонца, особенно если это представитель небинарного гендера, чья работа сама по себе является актом политического сопротивления), я хотел бы поспорить о потенциально продуктивном характере этих дискуссий.

Перевод является для издательского дела тем же, чем беременность для экономики гетеропатриархального воспроизводства: автор — отец текста, а переводчик — всего лишь проводник, переносящий текст, слово в слово, с одного языка на другой. Как и матери, переводчики мучаются, заботятся и наводят порядок. Но тот, кто выбирает имя и обладает средствами, это прежде всего издатель, метаотец книг. Сделать работу переводчиков видимой и признанной — неотложная задача.

Во-вторых, перевод — это всегда политический процесс. Ничто не позволяет лучше понять культурную политику страны, чем ее переводческая практика. Подумайте, например, о сопротивлении, которое существовало во Франции в период с 1980 по 2019 годах при переводе текстов черного феминизма, квир- или постколониальной теории. Необходимо было дождаться глобального цифрового взрыва #MeToo и Black lives matter, прежде чем эти тексты стали рассматриваться как потенциально выгодный издательский материал.

Теперь, внезапно, издательства бросились выпускать феминистские и антирасистские сборники, и перед нами встает актуальный вопрос о том, кто может переводить эти тексты. Перевод белл хукс, Джека Халберстама или Саидии Хартман — это не вопрос идентичности или даже онтологии. Речь не идет о том, имеют ли автор и переводчик общую «природу», поскольку пол, гендер и раса — это не природа, а исторические и политические конструкции. Раса — это не природная истина и даже не онтология клеточной пигментации, а политическая технология угнетения. Тем не менее, черная культура, как и гомосексуальная или транс-культура, существует как культурные и дискурсивные, а также эстетические традиции сопротивления.

При переводе Горман или любого другого автора из сомато-политических традиций меньшинств необходимо свято хранить не идентичность, а литературный опыт как преодоление нормативного присвоения идентичности. Проблема политической репрезентации в художественных практиках (перевод, адаптация и так далее) не может быть решена раз и навсегда с помощью эссенциалистского уравнения, которое ищет эквивалентность между автором и переводчиком с точки зрения идентичности. Не существует однородности сексуального, расового или гендерного опыта или мышления, которые гарантировали бы точность перевода.

В то же время вопрос о том, кто имеет право переводить, не может быть полностью снят универсалистским допущением, которое нейтрализует и деполитизирует текст, отдавая предпочтение, под видом универсальности «Литературы», гегемонистскому и нормативному прочтению. Полемика вокруг Горман еще раз показывает, что издатели, действующие как простые торговцы культурным капиталом, являются представителями политической гегемонии и игнорируют ту борьбу, которая как раз и делает живыми публикуемые ими тексты.

В последнее время много говорят о качестве французских переводов Тони Моррисон и Джеймса Болдуина, выполненных белыми авторами. Я в этом не сомневаюсь. Но в то же время не было приведено ни одного примера, когда выдающегося белого автора переводила бы чернокожая женщина. Я не требую, чтобы мои книги переводили небинарные люди, но я хочу, чтобы были отличные небелые, небинарные переводчики, способные переводить Данте и Пруста, Вирджинию Вульф или Октавию Батлер…

(полностью здесь)
источник
PhilosophyToday
Питер Сингер, мы его не любим, недавно дал интервью «Нью-Йоркеру», в котором заявил буквально следующее: «Я бы хотел работать с людьми, чьи идеи находятся на том уровне обсуждения, который мне интересен и который я сам представляю. Если вы думаете о работе африканцев, например, то я не знаком с каким-либо числом их работ, которые действительно находились бы на том же уровне — я не совсем уверен, как правильно выразиться — для участия в той же дискуссии, что и люди, которых вы только что упомянули (Ролз, Пинкер, Бенедикт Андерсон и др.)». Разразился твиттершторм. Люди посчитали, что таким высказываниям не место в эпоху BLM, а самого Сингера пора заканселить!

Но пока не заканселили нас, лучше вернуться к программе телепередач и публичных мероприятий на пятницу, 30 апреля

Часть I Телепередачи

18:00 Дискуссия «Нужны ли девелоперам благоустройство, транспортная доступность и социалка?»

19:00 Дискуссия «Чернобыль: как мирный атом послужил распаду СССР». Сергей Плохий, Василий Жарков, Андрей Колесников, Уте Кохловски-Каждая, Сергей Наумчик, Борис Грозовский.

Часть II Мероприятия

18:00 Петербург: Павел Усанов «Экономическая история США: от „ковбойского капитализма“ Р. Рейгана до „Леонида Ильича“ Байдена (1988–2021)» (ЕУ).

18:00 Москва: Презентация книги Юрия Аввакумова «Paper Architecture. An Anthology» (МУАР).

18:30 Петербург: Андрей Паткуль «Бытие и мышление: актуальная проблема» (РГПУ).

19:00 Москва: Наталья Зайцева, Павел Арсеньев «Драматургия письма» (ММУ).

19:00 Москва: Наталья Ефимкина «Гаражане» (Культурный Центр Андрея Вознесенского).

19:30 Москва: Данила Городилов «Путешествие на Лысую гору: история ведьмовства» (Некрасовка).

Часть III Дни рождения

Николай Грот (169)
Эйген Блейлер (164)
Федор Страхов (160)
Феликс Гваттари (91)
Никита Гараджа (44)
источник
2021 April 30
PhilosophyToday
Третий том трилогии Брайдотти после «Постчеловека» (The Posthuman, 2013) и «Постчеловеческого знания» (Posthuman Knowledge, 2019). Книга должна была выйти в свет 1 июня, но почему-то ее отложили до января 2022 года. В первом томе Брайдотти предсказала #metoo — не как событие, а как метод, — культуру отмены, кибер-гендерную пролиферацию субъективности, однако с тех пор утекло много воды и теперь ксенофеминистками и Pussy Riot противостоят восставшие силы консервативных злочинцiв. Но феминисткам помогут новые супергерои — Эмма Уотсон и Скарлет Йохансон. Они придут и с помощью делезианского витализма молча исправят все. Во имя Zoe на Земле!
источник
PhilosophyToday
Никогда
источник
PhilosophyToday
У Варвары Карауловой и адвоката Олега Елисеева родился сын.
источник
PhilosophyToday
источник
PhilosophyToday
Ничего себе! Крупнейшую арабскую книжную премию шейха Зайеда (ОАЭ) получил Юрген Хабермас. Миллион дирхамов, кстати, не хухры-мухры (примерно 270 тыс. баксов). Философу 91 год. Как почему-то утверждает @Philosophytoday , философы живут долго. Но редко получают столько денег за раз: Нобелевской премии для них, к счастью, нет.
https://publishingperspectives.com/2021/04/jurgen-habermas-named-sheikh-zayed-award-cultural-personality/
источник
PhilosophyToday
источник
PhilosophyToday
12 мая откроется съезд общества «Знание», на котором, как предполагается, будет представлено его новое руководство и изложена программа реформирования просветительской структуры. Само общество, в соответствии с пожеланиями, выраженными президентом РФ Владимиром Путиным в Послании Федеральному собранию, будет развернуто в сторону ретростандартов советского этапа своего существования и будет функционировать при более плотном патронаже со стороны профильных подразделений президентской администрации. Однако реформирование «Знания» столкнулось с параллельной динамикой трансформации институциональной среды, в которой деятельность обновленного общества не учитывалась. Пресловутые законы о просветительстве готовились без учета интересов новых старых агентов просветительского поля, преимущественно силовиками и минобразом. Для первых просветительство — идеологический враг, для второго — конкурент. В связи с появлением нового «системного» игрока на поле просветительства стоит ожидать определенной коррекции как самого законопроекта о просветительской деятельности, так и корпуса подзаконных актов, как в части определения просветительской деятельности, так и в части ограничений на ее осуществление. В некоторой перспективе, хоть и не слишком вероятной, также возможно изменение если не самого закона об иноагентах, то пояснение их статуса и коррекция правоприменительной практики.

Впрочем лучше вернуться к программе публичных мероприятий на субботу, 1 мая, День международной солидарности трудящихся.

12:00 Петербург: Первомайский митинг-лекторий (ДК Розы). Илья Матвеев, Антон Антипов, Мария Старун, Денис Шаманов, Феликс Левин, Олег Журавлев и др.

14:00 Новосибирск: Никита Мастихин «Конструирование сексуальности: анализ практик власти и общества в Новом времени» (Практик).

16:00 Москва: Презентация проекта «Невероятные приключения почтмейстера, конверта и марки» (Музей кино).

19:00 Москва: Семинар «Наука истина» по 19-й встрече «Логики фантазма» Лакана (Плотников переулок, 20/21).

Дни рождения

Пьер Тейяр де Шарден (140)
Валерий Савчук (67)
Игорь Крупник (38)
Артем Морозов (29)
источник
2021 May 01
PhilosophyToday
источник
PhilosophyToday
OASIS and reptiloids fan
источник
PhilosophyToday
Спокойной ночи
источник
PhilosophyToday
Доброе утро
источник
PhilosophyToday
Ян-Вернер Мюллер перечисляет трех врагов демократии. Это популизм (Донни), автократическая клептократия (Влад), дигитальный авторитаризм (Си). Легким движением руки демократия превращается в США и дядю Джо. В общем, каждый раз, когда речь идет о "демократии" в современном контексте, вы понимаете, о чем идет речь.

Да, книга выйдет в свет 6 июля, и в ней есть кое-что интересное, а именно мысль о том, что демократия есть свобода, равенство и... неопределенность. Братство отменили, потому что братство - это теперь национализм, а национализм - это, деточки, плохо, пнятненько? Ждем, когда вместо оставшихся двух принципов демократии будут красоваться иксы.
источник
PhilosophyToday
Свежий "11-й тезис" скучный, как вся та скукота под названием "постколониальная литература". Представьте себе, что у вас из школьной программы изъяли всего Толстоевского с Пушкиным и Булгакова с Набоковым, а оставили Шолом Алейхема и Расула Гамзатова, "Дружбу народов" вместо "Нового мира", и вот вам и будут школьные уроки постколониальной литературы. И еще немного конъюнктурки от Кутзее. Как говориться, прежде чем выбирать третий язык для изучения, сначала поинтересуйтесь, есть ли на нем что-то почитать, кроме долговых расписок?

В общем неинтересно, не то что предыдущий номер про Касториадиса.
источник
PhilosophyToday
Награда нашла философа
источник
PhilosophyToday
А между тем уже хорошо известный читателям этого канала французский интеллектуал, русофоб, антисоветчик и редактор популярного детско-юношеского журнала Philosophie (французская версия) Мишель Ельчанинофф продолжает готовить книгу о русском космизме. Во всяком случае, он так сам утверждает. Он уже лично, через скайп, и через своих иностранных агентов опросил целый ряд наших коллег, и мы заметили в этих опросах нездоровый интерес к совсем иным вещам. В частности, в разговоре с коллегой из космической отрасли он задал вопрос: «А вот то, что Вайно писал про нооскоп, говорит о том, что во власти в России есть тайная секта трансгуманистов?» В общем, нам кажется, что совсем не космизм интересует г-на Ельчаниноффа. Так что будьте в беседах с этим господином поаккуратнее, а лучше — пусть пользуется открытыми источниками (тм).

Но давайте вернемся к программе телепередач и публичных мероприятий на воскресенье, 2 мая.

Часть I Телепередачи

IХ Московский международный форум визуальной антропологии «Камера-посредник» (до 16.05).

Часть II Мероприятия

15:00 Тюмень: Дискуссия об оппозиции (Книжный магазин «Никто не спит»).

16:00 Москва: Дискуссия о глобальном потеплении (Impact Hub).

17:00 Екатеринбург: Антон Шевелёв «Космическая погода» (Ельцин-центр).

16:30 Москва: Максим Семенов «Частная жизнь Петра Виноградова» (Музей кино).

19:30 Петербург: Алексей Гусев «На улицах» Виктора Триваса (Порядок слов).

Часть III Дни рождения

Василий Розанов (165)
Сергей Мареев (80)
Михаил Хорьков (52)
источник
2021 May 02
PhilosophyToday
источник
PhilosophyToday
С праздником!
источник
PhilosophyToday
Нерусские люди провели исследование влияние экстраакадемических факторов на философские позиции профессиональных философов. Логично оказалось, что ни пол, ни возраст, ни уровень дохода никак не влияют на философию. Но кое-какая корреляция все-таки обнаружилась. Так, теизм характерен для законопослушных. Также теизм и идеализм обычно бывает у лиц, переживших пограничный опыт или опыт самотрансценденции. Также для последних характерен интерес к неклассическим логикам. Жесткий детерминизм бывает у обиженных или склонных к депрессии. Вера в метафизическую возможность существования философских зомби ассоциируется с сознательностью. Антиреализм в морали и эстетике характерен для употребляющих наркотики. Эпистемологический контекстуализм характерен для лиц, уверенных в том, что философское образование должно быть более доступным. В общем, по этой психологической шкале мы должны быть, а) сторонниками свободы воли, б) атеистами и в) не верить в зомби. Но это все не так.

Короче, к программе телепередач и публичных мероприятий на понедельник, 3 мая.

Часть I Телепередачи

18:00 Екатерина Семёнова «Угадай, кто? История Вуди Вудпекера».

22:00 Crosscut Festival 2021 (до 8.05). Нэнси Пелози, Эми Клобушар, Роберт Райх, Роберт Гейтс, Ричард Флорида, Питер Сингер и др.

Часть II Мероприятия

12:00 Москва: День открытых дверей (Еврейский музей).

19:00 Екатеринбург: Вячеслав Шмыров, Иван Твердовский «Конференция» (Ельцин-центр).

Часть III Дни рождения

Никколо Макиавелли (552)
Юрий Самарин (202)
Татьяна Толстая (70)
Кирилл Корчагин (35)
источник