«Запускаем, наконец, пилотный выпуск How Long Is Now. Новое пространство Театра Наций, 8—11 ноября: Антон Долин, Yury Saprykin, Damian Kudryavtsev, Vitaly Kurennoj, Maxim Semelyak, Ilya Oskolkov-Tsentsiper — шесть монологов о современности. Продажа билетов уже открыта — и их не то что бы много. Приходите, повидаемся».
Шесть цисгендерных белых мужчин примерно одного возраста и одинакового социального статуса (профессура, редактора) соберутся вместе, чтобы…что? Обсуждать современность, о которой у них примерно одно и то же представление, сформированное их высоким социальным положением? Хорошо ли это? Интересно ли это?
Есть и еще старое правило ивент-менеджера — никогда не устраивайте публичные посиделки друзей, они превращаются в шоу обнимашек.
Современность сегодня как раз определяется сдвигом от нормы социальной критики, принятой еще недавно, когда на таковую имели привилегированное право белые мужчины-профессора, авторитетные публицисты и лидеры протестного актива. По феменизму, в особенности после интерсекционистского поворота, это особенно заметно. Статус высокой теории, с позиций которой описывается социальный опыт, стремительно теряется, как и авторитет прежних социальных теоретиков. На место письма-диагноза, письма-дескрипции приходит письмо-перформатив, письмо-свидетельство. Место философии занимает литература, вместо Джудит Батлер и Люс Иригарей — Роксан Гей и Поль Пресьядо. Уличный моб важнее забитой аудитории, а хэштег — академической статьи. В этом новом мире социальной литературы и публицистики место шести мужчин в расцвете лет с непререкаемым бэкграундом выглядит весьма шатким и проблематичным. По уровню такой проблематизации и засекается то, что сегодня и называется современностью, как бы нам это не нравилось.
Но в чем Наринская не права, так это в том, что не стоит предъявлять претензии коммерческому продукту — ну, коли кто-то готов платить деньги, чтобы в цатый раз посмотреть и послушать Долина с Сапрыкиным — разве он должен быть лишен такого права? И если он, например, не хочет видеть рядом с интеллигентскими кумирами людей с опытом миграции, сексуального унижения и иных форм социальной депривации, то кто ему в этом имеет право отказать? Как учил Arnold Schwarzenegger: «Kapitalism…»