Исследование Аналитического центра при правительстве РФ о рынке такси всё же требует некоторых пояснений. Интересна их часть про рынок труда таксистов (например, про средний рабочий день в 11 часов), про региональные особенности (в малых городах в разы чаще регулярно пользуются такси, чем в больших – из-за отсутствия или плохого качества общественного транспорта). Но насторожили в этом исследовании вот какие выводы: об отсутствии монополизации на этом рынке. К примеру, доля «Яндекса» на легальном рынке указана в 27%. Но это противоречит другим исследованиям и мнению других участников рынка.
Вероятно, такая доля «Яндекса» появилась по нескольким причинам. Аналитический центр за весь рынок посчитал и долю нелегальных такси (а это до 20% рынка), хотя тот, понятное дело, никак не регулируется. Да и вообще не понятно, как АЦ посчитал долю нелегалов, из исследования видно, что она посчитана на основе данных за 2018 г. АЦ включил в рынок ещё и каких-то «мифических» других игроков, которые занимают около 40% рынка, но совершенно не ясно, что это за игроки. Почему их не называют в исследовании, хотя доля явно к этому обязывает? Как они работают? Вероятно, это таксопарки, которые выполняют заказы Яндекса и других агрегатов. Так что эти расчёты очень сомнительны и скорее всего данные просто задваиваются.
Второе – это специально сделано для ФАС – как ориентир для ведомства, на который антимонопольщики будут ссылаться в своих документах о «нормальности» рынка такси. В планах ФАС ведь - решения по сделке «Яндекс.такси» – «Везет».
Какова же настоящая доля «Яндекс.такси» на легальном рынке? Дептранс Москвы оценивал её для столицы по итогам 2018 года в 56,5%. Доля «Везет» - 5,3%. После слияния эта доля будет около 62%. Но в 2019-м ЯТ ещё нарастил свою долю в Москве, по разным оценкам до 60-62% (т.е. на две компании тогда придётся под 70%).
В целом же по России, по данным исследования Discovery Research Group, по итогам первого полугодия 2019 у «Яндекс.такси» доля 46,7%, а у «Везет» - 24,1%. Слияние двух компаний даёт их совокупную долю почти в 71% (с учётом темпов роста ЯТ, на октябрь его доля скорее всего выросла ещё на 2-3 процентных пункта, и тогда доля двух компаний приближается уже к 74%).
На рынке после слияния «Яндекс.такси» и «Везет» получается явная монополия, близкая к тому, чтобы контролировать ¾ рынка. А любая монополия – это всегда рост цен и ухудшение качества услуг.
Возникает мысль либо о всесилии «Яндекса», о том, что компания заказала Аналитическому центру при правительстве РФ удобные компании цифры. Либо о непрофессионализме правительственных аналитиков, в упор не видящих исследования других исследовательских компаний.
Интересно посмотреть на цифры по долям рынка, которые завтра представит Федеральная антимонопольная служба, завершившая недавно свой анализ. Есть предположение, что данные этого анализа должны быть самыми точными, поскольку основаны на документально подтверждённых данных самих участников рынка. ФАС не очень любит разрушать монополии и входить в конфликт с крупными компаниями на различных рынках. Не получилось ли так, что результаты ФАС не устраивают «Яндекс» и поэтому их никто пока не видел?