ФИЛОСОФИЯ ЗАГОТОВОК
Заготовительный сезон подходит к концу. Банки накручены, варенья наварены, фейхоа натёрто с сахаром. Я не так давно играю в этот спорт, но у меня появилось некоторое количество наблюдений и соображений, которые могут оказаться с одной стороны небесполезными – а с другой – возможно, помогут и вам сформировать своё отношение к процессу заготовок.
Я наблюдаю несколько подходов к заготовительной деятельности.
1.ЭКОНОМИЯ. Прежде всего, на сырье, конечно же. Тут важно понимать, что сезонные колебания цен на рынках – они достаточно существенны, и в столице могут достигать сотен процентов. Ну, например, купить помидор в августе – это условные 60-100 рублей за килограмм, а в феврале – 300-600. Таким образом, чисто экономически, несмотря на относительную круглогодичную доступность помидоров – заниматься их заготовлением зимой – как минимум, недальновидно. Если в вашем укладе превалирует экономическая компонента заготовок – у вас в кладовке мы обнаружим большое количество трёхлитровых банок с различной консервацией, мыть исходные продукты вы будете, скорее всего в ванной, а сам процесс заготовки превратится в подобие промышленного производства. При этом зачастую заготавливается некоторый «коронный набор» продуктов. Иногда для их употребления существует совершенно понятная технологическая цепочка, которая в предстоящие холодные месяцы позволяет быстро собрать то или иное блюдо (можно, например, заготавливать заправку для борща).
2.ТРАДИЦИЯ. Граничит с первым подходом, но характеризуется большей инертностью мышления. Типа «моя бабушка всегда варила такое клубничное варенье». То есть и я теперь буду нести это переходящее знамя через поколения. Нет нужды говорить – такой подход сплачивает семейные узы, однако не стоит забывать, что со временем не только технологии меняются, меняются и продукты (сортность той же самой клубники и т.п.), поэтому ожидать абсолютно «того самого» результата, наверное, не следует. Мне вообще сомнительной представляется сама идея кулинарной реконструкции как таковой, так как любой результат – это итог сегодняшней работы над сегодняшними продуктами, а как оно там было на самом деле условные 50-100 лет назад – как узнать? Сравнить-то мы не можем.
3.ИЗЫСКИ. Этот подход становится результатом либо кропотливого перебора, либо счастливой случайности. Иногда это неожиданно подвернувшийся рецепт. Это путь изготовления «коронки» на выход, когда всем в целевой аудитории продукта известно, что «у Васи бомбические помидоры» или «это вы ещё аниных лисичек не пробовали». Тут надо отметить, что закономерным итогом планомерного применения такого подхода становится изготовление эксклюзивных и весьма лимитированных серий продукта, становящегося в компании практически брендом.
Немаловажным аспектом всех подходов к заготовкам является тот темп, с которым эти самые заготовки расходуются. Очевидно, что при первом подходе вы, скорее всего, получаете историю которая накапливается у вас на полках из года в год, потому что потоковость производства (ведущая к уменьшению себестоимости) важнее, чем вопрос «а кто это всё будет есть». Поймав себя на этом размышлении – я сначала начал каждый сезон производить не слишком большое количество самых разнообразных заготовок, а потом начал наблюдать за тем насколько они пользуются спросом. В итоге – у меня осталось 4-5 специалитетов, которые я заготавливаю в сезон, и я примерно знаю с какой скоростью они будут полностью уничтожены, с тем, чтобы на следующий сезон запустить новую партию.
#канва