Как устроена работа сценариста в киноАндрей Золотарев, сценарист фильмов «Тренер», «Притяжение» и многих других, сформулировал свои правила профессии.- Когда человек только начинает работать сценаристом, его история похожа на историю строителя, которого приглашают рыть яму, а потом думают, заплатить ему или не заплатить.
- У сценаристов как у сообщества нет конкретных расценок и ставок за их работу. Стоимость сценария зависит только от человека, который его пишет, но никак не от количества букв. Тем более, не от масштаба происходящего в сценарии. Падающая на город летающая тарелка стоит столько же, сколько и разговор по душам между отцом и сыном.
- Где родился, там и пригодился. Сценарист, выросший в России с трудом адаптируется к чужой культуре, и ему очень сложно начать полноценно работать с другим языком. Почти невозможно. Тем не менее, нам это проще сделать, чем, скажем, западным сценаристам - работать в России. Мы выросли на их фильмах, и их культура нам куда ближе, чем наша - им.
- У нас есть «модные» жанры, которые кажутся продюсерам наиболее популярными в тот или иной период. Но гнаться за этими тенденциями не нужно. Важно просто сделать качественное кино. На качественное кино всегда есть спрос.
- Мы в кино ищем моменты, которые похожи на жизнь, а в жизни ищем то, что похоже на кино. Поэтому - так сложно сделать «жизненное» и в то же время интересное зрителю кино. «Жизненность» не может быть единственным положительным качеством фильма. Этого мало.
- Мне кажется, когда критики и зрители расходятся во мнениях о фильме, это признак хорошего кино. Каждый видит то, что хочет видеть.
- Во время учебы на режиссерском факультете мы, будучи еще юными студентами, поняли, что сценаристов рядом нет, и нужно писать самостоятельно. Вдруг на каком-то этапе я осознал, что мне интересней писать, чем снимать – так я и вступил в ряды сценаристов.
- У сценария нет конкретной цены. Это не ресторан, где у каждого блюда есть стоимость. Вы просто сидите, стучите по клавишам, и из этого получается фильм. Себестоимости нет. Только ваше время и ваши нервы.
- В деле сценариста сначала должна идти практика, потом теория. Всю теоретическую драматургию хорошо постигать тогда, когда пару раз споткнулся на собственных ошибках. Иначе это как чтение Достоевского в восьмом классе. Человек обязательно споткнется об отсутствие личного опыта, ведь он не сможет примерить ситуацию на себя.
- Я не получаю положительных эмоций от процесса написания. Я получаю их, когда кому-то нравится, что я пишу.
- Совсем не важно, насколько известный и именитый продюсер или режиссер работает с тобой – важно, совпадает ваше внутреннее видение или нет.
- Написание сценария – во многом командная работа. Сценарий не пишется одним человеком «запойно». Каждый этап обсуждается с продюсером, над написанием трудится вся команда, мы постоянно о чем-то спорим и предлагаем новые варианты.
- К сожалению, в нашей индустрии встречаются критики, которые просто занимаются самовыражением. Безусловно не все, но некоторые вообще оторваны от реальности: они профессионально работают кинокритиками, не понимая элементарных вещей. Я сейчас даже не кино-вкусе говорю (это то, с чем невозможно спорить), а о простом знании того как работает «Фонд кино» или такое «жанровый фильм».
- Я никогда не ограничивал себя в плане рабочей атмосферы или ритуалов: я могу работать днем, ночью, в кафе, дома, на улице, в машине.
- Работа над сценарием не прекращается никогда. Даже если монтаж уже готов, все равно находится, чем заняться. Я ни разу не сталкивался с ситуацией, когда я бы просто написал сценарий и на этом закончил. Работа сценариста бесконечна
Источник:
www.cinemotionlab.com