Size: a a a

2018 December 29
Writer's Digest
​​Топ-20 авторов Департамента художественной литературы издательства АСТ по итогам 2018 года (продажи в экземплярах):

1.  Браун Дэн
2.  Яхина Гузель
3.  Оруэлл Джорж
4.  Олдос Хаксли
5.  Полярный Александр
6.  Ремарк Эрих Мария
7.  Ли Харпер
8.  Акунин Борис
9.  Булгаков Михаил
10.  Иванов Алексей
11.  Вильмонт Екатерина
12.  Сафарли Эльчин
13.  Кинг Стивен
14.  Грин Джон
15.  Михалкова Елена
16.  Лукьяненко Сергей
17.  Цыпкин Александр
18.  Авен Петр
19.  Мартин Джордж
20.  Тармашев Сергей

Новые авторы или молодые авторы художественной литературы АСТ, которые были успешны в этом году:

отечественные:

1.       Полярный Александр
2.       Цыпкин Александр
3.       Авен Петр
4.       Эли Фрей
5.       Рута Шейл
6.       Кристина Старк

зарубежные:

1.       Роберт Брындза
2.       Эрин Уатт
3.       Ли Бардуго
4.       Эрнест Клайн
5.       Карен Макманус
6.       Кара Делевинь
источник
Writer's Digest
В фейсбуке главного редактора толстого журнала «Знамя» Сергея Чупринина разворачивается непростая и местами бескомпромиссная дискуссия о литературных блогерах. Во многом, мнения и позиции, выраженные в ней, подчеркивают наличие пропасти между сосуществующими, но практически не соприкасающимися и ничего не знающими друг о друге литературными мирами: толстых журналов vs. блогеров (и добавлю - vs. ряда независимых онлайн-литературных площадок). Собственно, именно эту пропасть мы с журналом «Дружба народов» и решили преодолевать, открывая в толстом журнале нашу немного хулиганскую рубрику «Брейнингер на блог-посту». Кстати, январский номер «Дружбы народов», а с ним -
и моя первая колонка про блогеров - уже вышли из печати. Журнал можно, например, купить скачать на дружбанародов.com - у «Дружбы» в последнее время один номер интереснее другого. Мою колонку можно также дождаться через пару дней на Яндекс.Дзене. А дискуссию у Сергея Чупринина советую читать в пандан с обзорами итогов года от блогеров на «Прочтении» (на сайте две таких подборки) - для контраста и панорамного видения.
https://prochtenie.org/texts/29680
источник
Writer's Digest
Книжные итоги года

За год по объективным причинам успела прочесть не слишком много и на рецензии была не плодовита. Но всё же и я хочу подвести итоги, тем более, для меня это в новинку. Для удобства обозначила несколько номинаций. Итак:

Открытие года

Здесь у меня сразу 2 книги и обе, так уж вышло, остросюжетные.

1. "Майнеры" Вильяма Цветкова (https://t.me/litmentor/179) - яркий, динамичный, актуальный роман, выводящий российскую остросюжетную прозу на новый уровень. Читала в рукописи, сюжет успел измениться, очень жду выхода на бумаге в 2019 году.

2. "Ночное кино" Мариши Пессл (https://t.me/litmentor/484) - необычный, нуарный триллер с яркими живыми героями, очень атмосферный. Зайдет любителям мистики и тайн. Правда, концовка нескольно слита.

Лучшая книга для писателей

"Диалог. Искусство слова для писателей, сценаристов и драматургов" Роберта Макки. (https://t.me/litmentor/531). Тут прекрасно всё: доступно, полезно, наглядно. Эта книга перевернула моё представление об устройстве диалога, и реплики в моей рукописи наконец зазвучали как надо. Настоящий инсайт.

Книга года

"Цветы для Элджернона" Дэниела Киза (https://t.me/litmentor/123) - уже ставшая "попсовой" фантастика, в которой герой претерпевает головокружительные изменения. Время, проведенное с этой книгой, пролетело очень быстро. Роман уже классика, и это здорово.

Разочарование года

"Поправки" Джонатана Франзена (https://t.me/litmentor/617) - неожиданно, но в самой неприятной номинации "победил" Франзен, талантливый, к слову, писатель, но у нас с ним не сложилось. "Безгрешность" с горем пополам я осилила и к концу даже втянулась, но читать "Поправки" приходилось через силу. Не бросила только из уважения к автору и звания "одной из самых значимых книг Америки". Были, конечно, цепляющие моменты, но в целом сюжет склеился в какую-то бесформенную неудобоваримую массу. В общем, Франзена могу принимать лишь в небольших дозах - рассказах, но никак не романах.

Пост будет последним в 2018-м, так что пожелаю вам исполнения ваших творческих намерений. Мечтайте, планируйте, двигайтесь к цели, и пусть препятствий на пути будет как можно меньше. Увидимся в 2019 году!💫
источник
Writer's Digest
На Букмейте годовая подписка за полцены до 31 декабря. Вдруг вам надо: https://ru.bookmate.com/special-offers/half_price
источник
2018 December 31
Writer's Digest
​​За ночь прочитал "Текст" Дмитрия Глуховского.
Несколько мыслей.

1. Роман увлекательный, сюжет не избитый, хотя за всем этим незримой глыбой возвышается Достоевский с его "Преступлением и наказанием".

2. Излишняя метафоричность не слишком способствует чтению, и уж точно не соответствует жанру. Витиеватые изыски, не где-то, а всюду, наверное должны были намекать на филологическое прошлое ГГ, но после 7 лет его в тюрьме выглядят странно.

3. Вся эта метафоричность в результате выходит боком. Ни один (!) из героев не кажется живым и настоящим, кроме, пожалуй, Нины (второстепенная героиня, любовница антагониста, кстати из Беларуси (Настя-рыбка?).

4. И как нонсенс — я не видел роман, по мере чтения он почти не проявлялся в моем воображении. Лишь отдельные картины, и только изредка. Скорее всего, из-за обилия метафор, которые просто-напросто заменили мне киноэкран. На мой взгляд это плохо.

5. Длинные, иногда очень, философские мучения, которые к середине стали достигать от 3 до 10 страниц. Пролистывал.

6. Выводы автор сделал за меня.

7. Из хорошего отличные диалоги, недетские рассуждения (это редкость вообще-то), ладно скроенный сюжет, которому можно поверить. И, несмотря на все, что я написал, читать интересно. Это точно не чернуха, как многие представляют. Мат есть и хотя я мат терпеть не могу, здесь он органичен.

Итого моя оценка 8/10.
Увлекательно. Мощно. Современно.
источник
2019 January 01
Writer's Digest
С Новым годом! Желаю вам, друзья, творческих взлетов и покорения новых вершин. Нет ничего невозможного, стоит лишь поверить в себя.

И от меня очень короткий рассказ, написанный в первые утренние часы 2019 г.

«Мы — люди».

https://link.medium.com/VYBuJAo06S
источник
2019 January 02
Writer's Digest
В праздничные дни мы решили пройти путь автора от написания до издания книги в ЛитРес: Самиздат.
Путь этот проложим через статьи в нашем блоге и дополнительные полезные ссылки.

Итак, шаг первый - пишем книгу:

Советы писателям от классиков русской литературы:
http://blog.selfpub.ru/russian-classic-writers

Два бесплатных текстовых редактора для авторов электронных книг:
http://blog.selfpub.ru/editor-free

Как писать диалоги:
https://www.avtoram.com/kak_pisat_dialogi/

Способы взаимодействия с читателем:
https://www.avtoram.com/sposoby-vzaimodejstviya-s-chitatelyami/

Как придумать сюжет для книги:
http://lifeinbooks.net/nachinayushhim-pisatelyam/malenkie-sekrety-zaxvatyvayushhego-syuzheta/

Идеальный герой романа:
http://pishi.pro/kak-stat-pisatelem/kak-napisat-knigu/idealnyj-geroj-romana-3166.html

Как придумать всё:
https://blog.mann-ivanov-ferber.ru/2017/08/21/kak-pridumat-vsyo-7-uprazhnenij-dlya-voobrazheniya/  

Источник: https://www.facebook.com/164374754160117/posts/332730100657914/
источник
2019 January 03
Writer's Digest
Сегодня день рождения Айзека Азимова
А́йзек Ази́мов (Isaac Asimov, имя при рождении Исаáк Ю́дович Ази́мов; 2 января 1920 года, Петровичи, Климовичский уезд, Гомельская губерния, РСФСР — 6 апреля 1992 года, Нью-Йорк, США) — американский писатель-фантаст, популяризатор науки, биохимик.

Автор около 500 книг, в основном художественных (прежде всего в жанре научной фантастики, но также и в других жанрах: фэнтези, детектив, юмор) и научно-популярных (в самых разных областях — от астрономии и генетики до истории и литературоведения). Многократный лауреат премий Хьюго и Небьюла. Некоторые термины из его произведений — robotics (роботехника, роботика), positronic (позитронный), psychohistory (психоистория, наука о поведении больших групп людей) — прочно вошли в английский и другие языки. В англо-американской литературной традиции Азимова вместе с Артуром Кларком и Робертом Хайнлайном относят к «Большой тройке» писателей-фантастов.

https://eksmo.ru/interview/12-tsitat-iz-proizvedeniy-ayzeka-azimova-ID4269904/
источник
2019 January 06
Writer's Digest
Как следовать за своими мечтами? Интервью с Ю Несбе.

https://youtu.be/iHqyDyp1nos
источник
Writer's Digest
Писатель Лев Данилкин — о лучших русских книгах XXI века, встрече с Пелевиным и гениальности Лимонова

«Задним числом, уже перестав быть литературным критиком, я понимаю: то, что считается каноном, абсолютной классикой — по сути, условность: какие-то люди на каких-то загадочных основаниях решили, что эти книги более достойные, чем остальные. Но на самом деле не существует ни одной объективной причины, почему комбинация слов Набокова лучше комбинации слов Донцовой: лучше — для кого? В определенных исторических обстоятельствах легализуется тот или иной канон — вот и все «критерии».

https://esquire.ru/letters/77722-pisatel-lev-danilkin-o-luchshih-russkih-knigah-xxi-veka-vstreche-s-pelevinym-i-genialnosti-limonova/
источник
2019 January 07
Writer's Digest
12-я бета Scrivener для Windows. Бесплатно до 28 февраля 2019 г. http://www.literatureandlatte.com/forum/viewtopic.php?f=57&t=40621
источник
Writer's Digest
Чак Паланик рассказывает о том, как создаются истории, и как они меняют мир
https://youtu.be/E1_HCQ7OJGM
источник
2019 January 09
Writer's Digest
​​​​Итоги русскоязычной фантастики 2018

Часть 1. Рейтинг русскоязычных писателей-фантастов

Топ 50 русскоязычных писателей-фантастов.
Сперва рейтинг «по гамбургскому счёту», т. е. по показателям стартовых тиражей в 2017-18 годах:

• 1 место: Сергей Лукьяненко и Дмитрий Глуховский (Dmitry Glukhovsky)
• 2 место: Макс Фрай
• 3 место: Мария Семёнова
• 4 место: Alexey Pehov
• 5 место: Ольга Громыко
• 6 место: Виталий Зыков
• 7 место: Nik Perumov
• 8 место: Vadim Panov и Сергей Тармашев
• 9 место: Мазин, Александр Владимирович, Елена Звездная и Евгений Гаглоев
• 10 место: Андрей Белянин и Эли Фрей

По совокупности тиражей романов (с учетом переизданий) и авторских (сольных) сборников, опубликованных в 2018 году места в первой десятке распределились следующим образом:

• 1 место: Сергей Лукьяненко ^ 48
• 2 место: Вадим Панов ^ 6
• 3 место: Татьяна Корсакова ^ 7
• 4 место: Макс Фрай v 3
• 5 место: Евгений Гаглоев ^ 10
• 6 место: Елена Звездная v 1
• 7 место: Мария Семёнова return
• 8 место: Кир Булычев v 4
• 9 место: Владимир Поселягин v 6
• 10 место: Ник Перумов ^ 6

Как мы видим, несмотря на множество знакомых имен, в списке есть и новички. Примерно такая же ситуация и в оставшемся списке лидеров русскоязычной фантастики прошлого года:

11 Александр Мазин ^ 10
12 Аркадий и Борис Стругацкие ^ 2
13 Альбина Нурисламова (Albina Nurislamova) ^ 6
14 Сергей Тармашев v 3
15 Александр Бушков ^ 9
16 Роман Злотников v 9
17 Андрей Белянин ^ 9
18 Наталья Тимошенко, Лена Обухова new
19 Andrey Cruz v 13
20 Александр Беляев v 18
21 Франциска Вудворт new
22 Юрий Корчевский v 5
23 Иван Ефремов ^ 7
24 Евгений Щепетнов ^ 13
25 Константин Калбазов ^ 10
26 Эдуард Веркин new
27 Артём Каменистый v 5
28 Головачёв, Василий Васильевич ^ 1
29 Виталий Зыков return
30 Дмитрий Силлов (Dmitry Sillov) v 2
31 Эли Фрей new
32 Сергей Алексеев v 5
33 Галина Гончарова v 13
34 Алексей Пехов ^ 16
35 Юрий Никитин (Гай Юлий Орловский) v 26
36 Александра Лисина ^ 4
37 Вера Чиркова ^ 6
38 Kira Kuroi -
39 Александр Харников ^ 7
40 Милена Завойчинская v 8
41 Дмитрий Манасыпов new
42 Генри Лайон Олди (Henry Lion Oldie) return
43 Дмитрий Емец (Dmitry Emets) v 31
44 Марина Суржевская new
45 Константин Муравьев new
46 Павел Корнев (Pavel Kornev) v 4
47 Наталья Мазуркевич new
48 Mila Nox new
49 Денис Кащеев new
50 Владимир Сухинин new

Кому интересно, в данный список вошли авторы, кому удалось преодолеть планку чуть больше чем в пятнадцать тысяч экземпляров (что на три тысячи меньше прошлогоднего порога вхождения).

Условные обозначения:
(new) - впервые в топ 50;
(return) - возвращение в топ после перерыва;
(^ ...) - улучшение позиции в топе;
(v ...) - ухудшение в топе;
( - ) - позиция не изменилась.

ТОП за 2014 год » https://piterhandra.livejournal.com/771059.html
ТОП за 2015 год » https://piterhandra.livejournal.com/865673.html
ТОП за 2016 год » https://piterhandra.livejournal.com/916517.html
ТОП за 2017 год » https://piterhandra.livejournal.com/965001.html

Источник: https://www.facebook.com/1766274935/posts/10205663346020712/
источник
2019 January 10
Writer's Digest
«Я закрою тему с «дозорами» навсегда»
Писатель Сергей Лукьяненко — о завершении знаменитой саги, женской фантастике и зомби как метафоре

Фантастика у нас всегда, еще с советских времен, существовала в своего рода гетто. Авторы большой литературы смотрели на нас со снисхождением — взрослые люди пишут что-то там для детей. Разве что Стругацкие пользовались уважением в этой среде. Фантасты тоже поглядывали на них с иронией: «Ну да, ну да. Зато у нас читателей больше в 50 раз». Но сейчас, думаю, конфликт потихоньку сходит на нет в связи с общим кризисом всей литературы — и фантастики, и мейнстрима.

https://iz.ru/825757/nikolai-kornatckii/ia-zakroiu-temu-s-dozorami-navsegda
источник
Writer's Digest
Сценарист Елена Гершанова, чьи синопсисы были отобраны Первой Лабораторией от IWantFilm и легли в основу двух готовящихся сериальных премьер, рассказала, через что проходит начинающий автор для того, чтобы увидеть своё имя в титрах.

https://link.medium.com/ts7QVdHMmT
источник
2019 January 11
Writer's Digest
А воз и ныне там

Авторы делятся на две категории:

Одни только мечтают о том, что станут когда-нибудь писателями.
Другие не только мечтают, но и предпринимают определённые действия.

Но прежде чем продолжить, позвольте сделать маленькое отступление.

Ко мне на днях обратился один из подписчиков моего канала с вопросом:

А как мотивировать себя писать каждый день?
Я такой:
У каждого мотивация своя. Не думаю, что мой пример вам поможет.
А он такой:
Вы столько всего написали. Если вам помогло, то и другим поможет

Я попросил дать мне время, чтобы подумать. А потом решил ответить постом. Вдруг и правда мой пример поможет и другим.

Возвращаясь к нашему возу.

Итак, авторы делятся на две категории. Я когда-то тоже был в строю мечтателей. Скажу больше, я до сих пор мечтаю стать писателем. И буду мечтать об этом до самого последнего вздоха.
Мечтать полезно, но одной мечты мало.

Как же понять, что пришло время перейти Рубикон?
Как понять, что жребий брошен! Хватит мечтать! Надо садиться и писать!

У каждого автора должен быть свой мотиватор. Пропеллер, который будет двигать его вперёд.

Моим же пропеллером была внутренняя уверенность, что я, когда подрасту, обязательно стану писателем. Тогда я не думал буду ли я издаваемым писателем или нет. Буду ли зарабатывать писательством деньги. Будет ли слава. Я просто знал, что стану рассказчиком.
Мне тогда только исполнилось 15 лет. Но я понимал, что мне не хватает опыта, что придётся много (очень и очень много) читать. Вместо того, чтобы писать рассказы – я стал писать стихи.

В 20 лет я подумал, что пришло время начать писать прозу. Не только писать, но и зарабатывать на этом. Я даже написал 8 рассказов. Но пришёл к выводу, что это такой титанический труд, который по-видимому не всегда будет оплачиваться. Ну только если оооочень повезёт.
Поэтому на некоторое время я бросил это дело.

Шло время. Для того чтобы хотя бы немного приблизиться к заветной мечте, я читал не только художественную прозу, но и книги по литературоведению, а позже и книги по писательскому мастерству. Если я вдруг надумаю нарушать правила, мне же сначала нужно освоить их.

В 33 года я вдруг понял, что не могу больше игнорировать истории, которые долгое время пробивались к моему сердцу и в итоге пробились, вдохновив меня сесть за компьютер и записать каждую из них. Я перестал учиться делать, я начал учиться, делая.
Боялся, что напишу очередную историю и на этом всё кончится, но нет, на место каждой записанной истории, словно пчелы на мёд, каждый раз прилетали и прилетают новые.

Думаю, вот мой Рубикон. Я осознал, что должен начать писать, потому что это моё, потому что мне это нравится.
А всё остальное, если суждено, то приложится.

Под лежачий камень вода не течёт. Сдвинуть воз можно только действием. Загляните внутрь себя. Поймите, кто и почему внутри вас хочет стать писателем. Осознайте, что это большой труд и будет не так легко, как кажется на первый взгляд. Готовы ли вы жертвовать своим временем ради того, что, возможно, останется важным только для вас одного?

Как говорил Лафферти: Лучшее время для написания книги – вчера. Следующее лучшее время – сегодня.

Я же добавлю: Пока вы живы – завтра  единственное лучшее время начать писать.

✍ - начну писать
источник
2019 January 12
Writer's Digest
Литературный конкурс «Подземелья ужаса»

Конкурс организован Виктором Точиновым и проводится на площадке ВК-сообщества «Виктор Точинов. Книги».
Принять участие в конкурсе может любой зарегистрированный участник сообщества, кроме организатора и судей предварительного этапа.

Дедлайн: 11 февраля

Приз: публикация в сборнике ЭКСМО.

Подробнее: https://m.vk.com/@victortochinov-literaturnyi-konkurs-podzemelya-uzhasa
источник
Writer's Digest
Харуки Мураками 70 лет. С Днём рождения, маэстро!

https://news.ru/kultura/haruki-murakami-u-menya-v-dushe-zhivet-obraz-yajca/
источник
2019 January 13
Writer's Digest
#папаспрашивает

Меня всегда привлекала обратная сторона писательства, общаясь с писателями, я стараюсь разобраться в изнанке творчества. Это мой способ лучше понять, как устроено то или иное художественное произведение.

2018-й год был выдался крайне насыщенным и интересным. Я общался с внуком того самого Эрнеста Миллера Хемингуэя (интервью Джона Патрика выйдет в книге "Пиши рьяно, редактируй резво"), общался с выдающимися русскими авторами. Общался с Бернардом Вербером.

Общался с британцем Питером Джеймсом, автором 20 романов, чей совокупный тираж превысил 30 млн. экземпляров. Вот кусочек беседы с Джеймсом о том, как писать триллеры и почему они так популярны. Полное интервью опубликую совсем скоро.

— Почему триллеры так популярны?

— Мы генетически запрограммированы на выживание. Я думаю, одна из притягательных частей чтения о преступлениях — подсознательное обучение. Читая, вы задаете себе вопрос: чему я могу научиться, чтобы выжить, если кто-то однажды захочет меня убить? Читая о преступлении, вы получаете ответы. Жертва в книге поступила таким образом, окей, значит, я должен убедиться, что я так не поступлю, если окажусь в схожей ситуации.

Но это только первый уровень. Второй уровень — восхищение. Когда мы смотрим кино о Джеймсе Бонде, мы восхищаемся суперспособностями героя. Джеймс Бонд делает то, чего мы не можем. С убийствами похожая история.  Вы испытываете трепет перед человеком, условным Ганнибалом Лектором, ведь он делает что-то, чего мы сделать не сможем. Вы невольно восхищаетесь — такое вот болезненное, жутковатое очарование. Есть еще и третий уровень. Нам нравится бояться, нравится еще с детства, нравится выброс адреналина, испуг. Мы смотрим на младенца и говорим «Бу!».

По-моему, мир — довольно пугающее место, и всегда таким был. Когда вы читаете книгу о преступлении, вы получаете необходимые переживания, выброс адреналина, но находитесь в безопасной обстановке. Эдакие американские горки, которые можно в любой момент остановить. Ты знаешь, что когда-то наступит конец книги, и надеешься, что детектив в конце своего путешествия сделает мир немного лучше. Не всегда мои книги заканчиваются счастливо, но всегда в книгах (в хороших книга) дается разрешение какой-либо проблемы.

Когда пишете, вы ощущаете стресс?

Да. Пока я пишу, меня преследуют кошмары.

— Собирая материал для романов, вы посещаете тюрьмы и общаетесь с настоящими убийцами. Эти люди знают, что вы писатель?

Да. Всегда сообщаю им об этом. Недавно у меня брал интервью серийный убийца — для тюремного журнала.

— Интересно! И как прошло?

Нормально! Он сказал: да, знаете, мне пришлось убить человека, так было нужно.

Полный текст эсклюзивного интервью Питера Джеймса — автора более 20 романов, совокупный тираж которых превысил 30 млн. хкземляров — совсем скоро на канале «Хемингуэй позвонит». Не переключайтесь.
источник
Writer's Digest
В дополнение к статье молодого питерского писателя Александра Пелевина приведу пост из его же ВК, про пеар и вот это вот всё. Пост правильный по сути, но эмоциональный и с матом (если не любите мат, то пропускайте, оставил всё как есть, ибо цитата):

«Я, конечно, не то чтобы дохрена опытный писатель, я совсем-совсем начинающий, только учусь. Но кое-что за это время просек.

Граждане иногда возмущаются, что люди себя пиарят. Ну, авторы там, музыканты-писатели и т.д. Вообще, "это пиар" - обвинение, на мой взгляд, во многих случаях (не во всех, ок) довольно бессмысленное. Потому что, по сути своей, все, что мы делаем и что вызывает хоть какой-то отклик в пространстве, будет в том числе выполнять и задачи пиара.

Спрашивают иногда: Александр, как пробиться в литературу? Отвечаю: а я и не пробился никуда. Правда в том, что "пробиваться" никуда не надо, надо делать свое собственное пространство и в нем работать. Набирать аудиторию, общаться с ней напрямую, предлагать людям интересный опыт через собственное творчество.

И еще правда в том, что иные граждане будут называть пиаром все, что ты делаешь.

Когда ты добиваешься хоть какой-то, пусть небольшой, популярности, цитируемости, узнаваемости и всего такого, тебе обязательно кто-нибудь скажет, что ты выскочка и куда вообще полез.

Если есть т.н. "синдром самозванца", это может сильно мешать в работе.

Так вот.

Не бойтесь быть выскочками.

Если выскочкой не будешь ты, им будет кто-то другой.
Никто не вытащит тебя, кроме самого тебя, быть "выскочкой" - в твоих интересах, если ты хочешь распространять свое дело и доносить его до других.

Тебя сочтут выскочкой в любом случае, даже если ты будешь делать это с максимально скромным ебалом, типа эй привет я тут постою. Просто это так работает, это нормально.

Это ни в коем случае не избавляет от необходимости периодически задаваться вопросом "а не говно ли я делаю", но это должно быть не рефлексией, а мозговым штурмом. Это дохуя сложно, и да, здесь поможет адекватная критика и взгляд со стороны.

И да, никто не обязан беречь вашу психику от злой критики.

Не бояться быть выскочкой - значит и не бояться последствий. А последствия будут.

Как вариант, для простоты можно воспринимать это как игру. Мол, живём один раз, ну-ка, А ЧТО ЕСЛИ ВОТ ТАК
(в разумных пределах конечно).

В общем, если вы делаете что-то с расчетом на отклик в окружающем мире, очень важно помнить, что действие всегда порождает противодействие, и к этому стоит быть готовым.

Если ты хочешь стать частью чего-то большего, чем ты сам, то и спрос с тебя будет больше».
Vk
Alexander Pelevin
Про пиар и самопиар. Немножко вброшу. Писал это давно в твиттер, а сейчас решил развернуть.  Я, конечно, не то чтобы дохрена опытный писатель, я совсем-совсем начинающий, только учусь. Но кое-что за это время просек.  Граждане иногда возмущаются, что люди себя пиарят. Ну, авторы там, музыканты-писатели и т.д. Вообще, "это пиар" - обвинение, на мой взгляд, во многих случаях (не во всех, ок) довольно бессмысленное. Потому что, по сути своей, все, что мы делаем и что вызывает хоть какой-то отклик в пространстве, будет в том числе выполнять и задачи пиара.  Спрашивают иногда: Александр, как пробиться в литературу? Отвечаю: а я и не пробился никуда. Правда в том, что "пробиваться" никуда не надо, надо делать свое собственное пространство и в нем работать. Набирать аудиторию, общаться с ней напрямую, предлагать людям интересный опыт через собственное творчество.  И еще правда в том, что иные граждане будут называть пиаром все, что ты делаешь.  Когда ты добиваешься хоть какой-то, пусть небольшой, популярности, цитируемости…
источник