Сюжет или персонаж
Нашёл в Вандерлисте пометку, но не могу вспомнить, какая из книг натолкнула меня на этот пост.
Во главе художественной книги писатель ставит либо сюжет, либо персонажа. Их легко различить — в случае с сюжетом очевидно, чтобы сначала продумывались действия, а уже в них встраивали героев. Вокруг бродит множество второстепенных существ, которые нужны только для одной ключевой сцены и потому в остальное время кажутся лишними.
Если же во главе персонаж, то мы читаем обо всех его душевных терзаниях, о каждом малейшем его поступке. Чаще всего писатель даже не знает, что произойдёт дальше — он просто сначала ведёт героя, а потом и вовсе сам идёт за ним. Именно так я писал свой черновик (
http://pavelf.ru/nanowrimo-end/) — создал героя, заложил характер и посадил в уютный городок, а потом стал наблюдать. Например, на 26 день я сел и написал концовку, чтобы вести повествование именно к ней. Но мой персонаж решил, что я малость охренел, поэтому решил всё совсем иначе и сделал ровно противоположную вещь.
Самые гармоничные истории случаются, когда ни сюжет, ни персонаж не превалируют, а живут в гармонии. То есть у автора есть задумка по сюжету, но сильный герой меняет окружение, тем не менее подчиняясь общему смыслу. А сюжет подстраивается под персонажа. Вот именно к такому балансу и стоит стремиться, если только писатель не ставит себе целью выдать какой-то уникальный поворот сюжета или написать портрет мощного персонажа.