Правовой анализ «истории одного дела»
Как известно, приговором Замоскворецкого районного суда г.Москвы Навальный был осужден к 3 годам 6 месяцам лишения свободы с испытательным сроком 5 лет. На него была возложена обязанность не менять постоянное место жительства без соответствующего уведомления и являться на регистрацию не реже 2 раз в месяц в орган, осуществляющий контроль за поведением условно осужденного (далее – ФСИН). В дальнейшем последняя обязанность была уточнена Люблинским районным судом г.Москвы.
В последующем «в связи с неисполнением возложенных обязанностей» испытательный срок Навальному был продлен судом на 1 год, то есть до 30 декабря 2020 года.
В своем представлении об отмене условного осуждения ФСИН указывает, что Навальный в течение 2020 года неоднократно уклонялся от исполнения возложенных на него судом обязанностей по регистрации, как до госпитализации, так и после нее.
Допустим
Представим, что факт уклонения установлен и Навальный действительно не исполнял обязанности. По мнению ФСИН, местонахождение Навального А.А. после его выписки из клиники «Шарите» и до 28 декабря 2020 года не было известно, в связи с чем он 29 декабря 2020 года был объявлен в розыск.
29 декабря 2020 г., то есть за день до истечения испытательного срока, ФСИН подает в суд представление о замене условного срока на реальный.
Как видно из публичных заявлений и из зала суда, у ФСИН и нет претензий по периоду нахождения на лечении в «Шарите», но есть претензии к периоду до отравления и после выписки из госпиталя.
И вот в чем тут проглядывается политическая мотивация: уголовно-исполнительная инспекция в случае уклонения условно осужденного от контроля за его поведением должна была провести первоначальные мероприятия по установлению его места нахождения и причин уклонения. До отравления такие мероприятия проведены не были. А доводы о том, что инспекции не было известно местонахождение после выписки из клиники и о том, что инспекция проводит розыскные мероприятия только на территории России, крайне сомнительны и противоречивы, поскольку сам ФСИН ссылается на документ из клиники «Шарите», да и установление местонахождения возможно путем опроса родственников, коллег по работе и т.п.
Но вот, что важно.
Как уже было отмечено срок отбытия наказания должен был истечь 30 декабря 2020 года, но Навальный был объявлен в розыск 29 декабря 2020 года.
Таким образом, Навальный находился в розыске в период с 29 декабря 2020 года до 17 января 2021 года (дата задержания в аэропорту), при этом неотбытый им срок условного наказания с учетом испытательного срока составил всего один день.
В связи с указанным возникает вопрос: вправе ли суд удовлетворять представление ФСИН с учетом данных сроков? Ни УК РФ, ни УИК РФ однозначного ответа на данный вопрос не дают.
Верховным судом в Пленуме от 20.12.2011 №21 «О практике применения судами законодательства об исполнении приговора» было дано разъяснение, что решение об отмене условного осуждения и исполнении наказания, назначенного по приговору суда, в отношении условно осужденного, скрывшегося от контроля в течение испытательного срока, может быть принято судом и тогда, когда рассмотрение данного вопроса осуществляется по истечении установленного ему испытательного срока.
Но это разъяснение касается лишь права суда за пределами испытательного срока рассматривать представления ФСИН и принимать решения об отмене условного осуждения, то есть суд за пределами срока мог рассмотреть представление и принять решение, но мог ли суд с учетом истекшего испытательного срока к моменту рассмотрения отменить условное наказание, которое к моменту объявления в розыск составило всего один день? По этому вопросу мнения адвокатов и юристов разошлись.
Аналогия
Коль скоро, при решении вопроса о продлении срока задержания в отношении Навального суд применил аналогию закона, то и я позволю применить тоже самое.