#постижение_ВДО
К вопросу о росте рынка и вообще перспективах российских ВДО. Безусловно навеяно
заявлением коллег о том, что нас ждет к концу года едва ли не удвоение объемов размещенных ВДО.
С одной стороны, я с этим совершенно солидарен: политически правильная цель, как сказал бы В.И, Ленин.
И дай бог чтобы именно так всё и получилось.
За предложение можно быть спокойным – эмитентов много, и они умудряются даже просачиваться через прямо скажем не особо рациональные новые фильтры биржи и ЦБ.
Проблема в спросе. Он безусловно наблюдается и даже понемногу растет, но как говорится, есть нюансы. Вот о спросе и поговорим, вернее о том, какой спрос на первичных размещениях ВДО сегодня есть у частных инвесторов, а какой организаторы создают искусственно или «дорисовывают».
————————————
Да, тут надо предупредить: все последующие выводы построены исключительно на моих личных наблюдениях. Если какие-то догадки вдруг окажутся правдой, просьба представителей организаторов не обижаться и не искать утечек и инсайда и происков конкурентов. Так уж это выглядит со стороны, не более того.
————————————--
Часть 1: "Благородные пираты"
На рынке сейчас есть три типа организаторов:
Первый тип – «благородные пираты», которые именно на ВДО и специализируются и на это, собственно, и живут.
Это (1) Септем, (2) старик Хохрин в любом обличье (теперь это называется Иволга), (3) Бондибокс и (4) Юнисервис. Они продают бумаги розничному потребителю и на самом деле с инвесторами работают лучше всего.
Септем продает весело с огоньком за несколько дней, но при этом бумаги с большим купоном и объемом не более 100 млн. руб. в месяц. Одним словом, гусары. Причем коллеги признались мне что один из выпусков они продали исключительно через наш чат и таким образом ответили на вопрос, давно волнующий все прогрессивное человечество – сколько сможет освоить за раз секта Angry Bonds. Ответ – 30-40 млн., если поднапряжется, то возможно 50. Но пока что не более.
Иволга продает иначе – за сроками не гонится, ставки у эмитентов обычно пониже чем у Септема, но объемы более серьезные. 200-250 млн. в месяц, при этом старик Хохрин тайно признался, что мечтает о выходе на рубеж в 400 млн. в месяц. Но больше говорит рынка пока просто нет.
Бондибокс – это эстеты. У меня иногда складывается впечатление, что для важен не объем, а фишка. У них даже лизинг не такой как все (правда почти все лизинги говорят, что они не такие как все, но не все делают это так убедительно), не говоря уже об остальных эмитентах. Но в целом я думаю 50-100 млн. Бондибокс в рынок раздать вполне в состоянии. ДЭНИ КОЛЛ я не считаю – это эмитент с рейтингом и вообще другая лига.
Юнисервис … тут сложно сказать. Они не особо охотно идут на контакт, но думаю, что примерно 70 млн. в месяц точно уходит в розницу. На себя они позиции тоже формируют, но сравнительно небольшие. Причем их розница будет на 2/3 не та, что у остальных (хлыщей и снобов обеих столиц).
Итого, «благородные пираты» продают, осторожно оценивая: 100+200+50+70 = 420 млн. руб.
Это как раз и будет спрос профильных инвесторов в ВДО.
Причем, по моим ощущениям около четверти этих средств представляют собой спекулятивные вложения, когда люди покупают на размещении, а потом довольно быстро продают, высвобождая деньги для участия в новой первичке. То есть миллионов 100-120 в месяц дают спекулянты, а миллионов 300 – все же боле или менее долгосрочные инвесторы.
Таким образом, если принять средний срок инвестиций в ВДО равным одному году, то из 8 млрд. рынка частные инвесторы постоянно держат там 300 * 10 (два месяца все же вычитаем) ~ 3,0 млрд.
Прибавим к этому КО-шки, которыми активно торговать проблематично и которых по нашей
волшебной таблице 615 млн., а в целом наверное около 1 млрд. то получается, что «инвесторы флибустьеры» на рынке составляют примерно 4 млрд. Но всего объем эмиссий ВДО составляет 8 млрд. У кого остальные четыре? И тут мы переходим ко второй категории организаторов.
(продолжение следует)