Джимми Т. Мураками ‒ Когда дует ветер (1986) Даже не знаю, насколько в нынешней ситуации, когда всем и без того по понятным причинам тревожно, стоит рассказывать об этом произведении. Но, раз уж начала.
«Когда дует ветер» ‒ это история о пожилой паре, которая живёт в тихой отдалённой местности и с помощью правительственных методичек готовится к возможному ядерному удару. Озабоченность мировой обстановкой переплетается с хлопотами по дому ‒ пока муж Джим снимает двери комнат, чтобы построить из них убежище (ровно под углом в 60 градусов к полу), жена Хильда напоминает, чтобы он все их заново покрасил после сброса бомбы: им тут вообще-то ещё жить, и ей не хочется, чтобы всё было неаккуратно. Об этих странностях я напишу чуть позже. Саундтрек заслуживает отдельного внимания, потому как в его создании участвовал Роджер Уотерс, который может быть вам известен в качестве одного из лидеров и основателей Pink Floyd. И если вы слышали хотя бы пару-тройку их песен, то музыкальное сопровождение мультфильма вам определённо напомнит, откуда ноги растут. Помимо этого, одноимённую заглавную песню When the wind blows исполнил Дэвид Боуи (кстати, возможно, откуда-то с этой стороны я и набрела на сам мультфильм, сейчас уже не вспомню).
Стилистика изображения тоже запоминается. Наряду с рисованной анимации здесь задействована и покадровая. Весь интерьер квартиры ‒ это кукольный макет, который как раз и снят покадрово, а вот муж и жена в него уже «врисованы». Некоторые вещи оказываются в том или другом варианте в зависимости от взаимодействия персонажей с ними. В общем, смотрится великолепно.
Но вернусь к сюжету. Смотреть «Когда дует ветер» с багажом уже почти двухмесячного карантина оказалось несколько нервным занятием. В основном потому, что ты оказываешься лицом к лицу с людьми, которые не могут осознать угрозу ‒ «если что-то нельзя увидеть и почувствовать, то оно и навредить не может». Я же сидела и психовала. Какая чистота занавесок, какие заказы у молочника и чистые рубашки? Проснитесь, к вам тут атомная бомба! Знание про Чернобыль, случившийся в один год с выходом фильма, тоже накладывало свой отпечаток. Я откровенно злилась. Но стоило задуматься, что меня злит, как я оказалась буквально в одной лодке с героями.
Мы все просто пытались сохранить контроль над ситуацией. Я ‒ с багажом знаний о невидимом, которое с лёгкостью причиняет огромный ущерб и приводит к смерти, они ‒ с попытками не сойти с ума и продолжать жить обычной жизнью, с завтраками, ежедневной бутылкой свежего молока, уборкой в доме и чистыми занавесками. Положение, в котором оказывается пара, живущая в отдалении, в одиночестве (и из всей помощи у неё только буклеты с правительственными указания, противоречащие друг другу), прямо скажем, катастрофическое и безвыходное. Мне стало ужасно горько и больно за Джима и Хильду. В сущности, эта та самая ситуация, когда от собственной беспомощности и страха хочется обвинять жертв, которые якобы что-то сделали не так.
Нет, они сделали всё так, как им говорили. Но как защитит от радиации укрытие из прислонённых к стене дверей и слоя подушек на них? Как люди должны обеспечить себе запас воды и еды на две недели, когда во время взрыва всё это или испаряется, или попросту становится отравленным? Что делать людям, когда им неоткуда брать достоверную информацию? Да и не выпустишь методички «от этого не спастись, готовьтесь мучительно умереть».
Полтора часа мультфильма ты проводишь в одной квартире с людьми, которые пытаются сохранить остатки нормальной жизни, когда вокруг всё буквально выжжено. И безысходность, жуткая тоска и безысходность.
Тяжёлый и отвратительно актуальный мультфильм даже спустя почти 40 лет.
Текст прислала наша подписчица —
@calm_owl, специально для Well, Cinéma Times.