Мособлсуд обязал «Аэрофлот» восстановить в должности уволенную 1 октября 2019 года стюардессу и лидера Шереметьевского профсоюза бортпроводников (ШПБ) Борисову Илону. Нацпер должен также выплатить ей годовую зарплату за «вынужденный отгул» и компенсацию морального вреда (всего ₽881 тыс.).
Год назад у аэропорта Шереметьево полицейские дважды
задерживали Борисову за одиночные пикеты, в ходе которых она с плакатом требовала прекратить дискриминацию членов ШПБ. Ранее, с 24 по 29 сентября, она проводила голодовку против «дискриминации по профессиональному признаку».
«И. Борисова в настоящий момент не является сотрудником авиакомпании. С 1 октября она была уволена в полном соответствии с трудовым законодательством РФ. Ее увольнение никак не связано с деятельностью ШПБ. И. Борисова была уволена в связи с неоднократным неисполнением без уважительных причин трудовых обязанностей, кроме того, у нее было дисциплинарное взыскание», - заявил тогда представитель «Аэрофлота».
Спустя год Мособлсуд
отверг все вменяемые Борисовой выговоры, доказав их сфабрикованный характер, и признал увольнение Илоны «незаконным».
Обстоятельства трех выговоров, предшествовавших увольнению Борисовой:
1. В июне 2019 года ей был объявлен выговор за то, что 26 апреля она самовольно покинула место работы в день явки в отделение кабинных экипажей. Но, как выяснил суд, Борисовой никто не давал указаний по поводу посещения технических занятий 26 апреля ни в устной, ни письменной форме. «Аэрофлот» не смог предоставить доказательства ознакомления Илоны с планом ежедневных занятий на 26.04.2019. В этот день (с 10:00 до 10:01) она была вызвана лишь для ознакомления с графиком работы, на май 2019 года. Факт совершения Борисовой дисциплинарного проступка не нашел своего подтверждения, а суд установил, что ее привлечение к дисциплинарной ответственности является незаконным.
2. 20 августа ей был объявлен выговор за то, что 10 июня 2019 года Борисова явилась в офис «Аэрофлота» в Мелькисарово в коричневом платье, тем самым не выполнив требования приказа гендира «О деловом стиле одежды офисных работников ПАО «Аэрофлот». Но Борисова - стюардесса, которая не относится к категории офисных сотрудников, не имеет стационарного рабочего места в офисе компании и посещает офис лишь для выполнения определенных поручений. Суд снова не увидел оснований для привлечения ее к дисциплинарной ответственности.
3. 23 августа в 2019 году Борисовой обявили третий выговор. За то, что она 8 июня на оборотном рейсе Москва-Будапешт-Москва не пресекла факт размещения пассажиром ручной клади чемодана непосредственно возле люка аварийного выхода во время подготовки салона к посадке, тем самым нарушила рабочую инструкцию. Борисова проверила размещение пассажирами ручной клади при подготовке пассажирской кабины к посадке и не выявила каких-либо нарушений, однако, она предположила, что пассажир мог достать ручную кладь уже после того, как она проверила салон и дала сигнал о готовности к посадке. Старший бортпроводник, на сведениях которого был инициирован выговор, призналась, что не следила за действиями Борисовой при подготовке ✈️ к посадке. Из правил воздушных перевозок пассажиров и багажа «Аэрофлота» следует, что размещение ручной клади на специально отведенных для этого местах и в соответствии с правилами перевозки ручной клади является обязанностью пассажира. Суд пояснил, что при таких обстоятельствах приказ с выговором Борисовой нельзя считать законным.