Расскажу о резне среди ваорани. Ведь мы тоже отчасти стали свидетелями этой истории.
Почти пять лет назад 5 марта 2013 года к общине индейцев ваорани под названием ярентаро вышла группа неконтактных племен тароменани. Они пришли в день свадьбы двух жителей общины по имени Омпуре и Буганеи. Обоих без разбора убили копьями. Когда их нашли, Омпуре был уже мертв, но Буганеи все еще жива, хотя и в предсмертном состоянии. В нашу цифровую эру индейцы ваорани увековечили этот момент, записав видео на камеру смартфона. Кажется, ничего неэтичного они в этом не видели. Видео я так и не нашел (нашел другое, но там все уже померли), но Newsweek сделал короткую расшифровку этого довольно тяжелого момента:
"Дайте мне воды, полейте голову водой! – молила Буганеи, – не вытаскивайте копье, а то я умру".
"Я убью их! Я убью всех тароменани!" – кричал на заднем плане сын умирающей.
Месть ваорани последовала достаточно скоро. Они за две недели накупили ружей, и уже к марту 24го за семь дней в джунглях Ясуни нашли первую общину тароменане и перебили около двадцати жителей. Мигель Кабовилья в книге "Скрытая трагедия" описал чуть больше фактов о том, что произошло в джунглях:
"Когда они повыходили из дома, мы начали стрелять. Мы убивали их, как жирных животных. Кровь. Много крови, она текла, как река. Я застрелил одного в живот. Я не знаю, он выжил или нет. У меня кончились пули. – передает Кабодевилья рассказ одного из участников бойни, – Один тароменани подошел к К. с двумя копьями. Он не мог его достать. Ты знаешь, какова пуля. Очень быстрая. При виде всех убитых нам стало плохо".
Этот ужасающий монолог в отрывистом телеграфном стиле – еще не конец. Ваорани вошли в хижину и увидели жещину с двумя маленькими девочками. Она умоляла взять ее с собой и сделать женой, это вообще в ходе вещей у амазонских индейцев. Но ее не пощадили и убили на глазах у детей. А вот детей забрали.
Девочек по имени Конта и Дабока увели в общину Бамено, где мы и гостили уже пять лет спустя. Вскоре за дело взялось правительство и начало решать этот вопрос. Несмотря на то, что расследовать убийство практически невозможно, учитывая что оно произошло в резервации, где уважают традиции ваорани и не препятствуют их образу жизни. Но проблему с девочками пришлось решать. Сейчас обе девочки под программой о защите свидетелей. Их нельзя фотографировать и раскрывать о них личную информацию. К сожалению, поделиться фотографиями не могу. Очень показательно, что государство взяло на себя обеспечение девочек. Несмотря на то, что одна из них все еще живет в общине с людьми, убившими ее родителей и не хочет оттуда никуда уезжать, правительство решило построить ей дом прямо там. И это хорошо не только для девочки, но и для нас. Ведь именно со строителями мы попали в деревню Бамено месяц назад. Я даже доски для пола им помогал таскать.
То, что произошло в джунглях в 2013году – абсолютно ненужная и бесчеловечная жестокость. К сожалению, этот образ жизни характеризует общину ваорани. Со слов этнографов они и правда одно из самых жестоких племен на свете. Однако, здесь возникает логичный вопрос, который вызывает этнографические споры по всему миру. А на кой хрен вообще поддерживать такую жестокую культуру? Зачем позволять людям существовать в таком жестоком мире, когда можно принести в общину свой закон, полицию и государственную структуру?