Не так давно я говорил о том, что корпоративное и личное банкротство, судя по всему, скоро станет самой распространенной темой для многих. По крайней мере, сегодня мы видим, что стремительно растет число плохих долгов в банках. Видим, как пошли неплатежи.
А на фоне ухудшения мировой конъюнктуры и падения курса рубля, я очень боюсь, что банкротства станут нашей ежедневной реальностью.
Одна грустная история...Часто спрашивают, почему я заинтересовался банкротством.
Почему стал часто писать на эту тему. А началось это с разговора с одним бизнесменом, назовем его мистер «К». Он прошел через банкротство и поделился опытом. Оказалось, что честный бизнесмен и добросовестный банкрот – это две большие разницы.
Ситуация. Начиналось все как в сказке. Бизнес-идея, поставка специализированого эксклюзивного оборудования из-за рубежа. Появился ключевой клиент – крупнейший надежный заказчик, платит исправно и много, контракты на много лет вперед. Стартап превращается сперва в крупный проект, а затем и в полноценный бизнес с множеством сотрудников и даже действующим заводом на балансе.
Проблемы пришли внезапно – обанкротился ключевой заказчик.
Начинаются просрочки и проблемы. Становится ясно, что платить кредиты в прежнем объеме не получится, деньги на зарплаты заканчиваются, расплачиваться с поставщиками нечем. Долгов – около миллиарда и большая часть под личное поручительство. Денег не хватает даже на собственные нужды, проблемы бизнеса перетекают в семью, следует развод.
Бизнес нужно сворачивать. Остаток на счете 100 миллионов.
Что бы сделали Вы?
К. поступил, казалось бы, правильно – вышел на переговоры, заплатил 100 миллионов банку в надежде реструктурировать кредит и продолжить бизнес. Второму банку К. дозаложил работающий завод, расплатился с поставщиками, выплатил зарплаты, провел оптимизацию и мог худо-бедно работать.
Но даже крупные государственные банки постоянством, увы, не отличаются, получив 100 миллионов и залог, они решили обанкротить компанию. Долг вместо миллиарда стал 900 миллионов, а у К. не осталось денег ни на представителей, ни даже на достойную жизнь. Последовало личное банкротство.
Обе процедуры пошли «под диктовку» банков и теперь уже бывший бизнесмен потерял все и покинул страну.
Сегодня дочь К. живет с бабушкой, у которой банк всеми силами старается отобрать единственную квартиру и выселить на дачу в Калуге (да-да, так тоже можно). А для суда К., конечно, злостный-презлостный неплательщик.
Получилось как в рекламе: а если нет разницы, зачем платить больше?
И если Вы думаете, что эта история выдуманная или уникальная, то подумайте еще раз, а лучше возьмите банкротное дело и попытайтесь разобраться в его «подоплеке», увидите много интересного.
Государство и СМИ пытаются убедить нас, что все банкроты – мошенники, которые вывели миллиарды из страны, «кинули» контрагентов и сотрудников и уехали в закат.
Так бывает, но, увы, далеко не всегда.
Подавляющее большинство ситуаций объективной неплатежеспособности возникают по причинам, от самого бизнесмена не зависящим.Помните, что мы живем в эпоху, когда бизнес, не допускающий простоев, может «встать» согласно указу сверху, когда отсрочка платежей по контракту – не добрая воля, а исполнение закона.
Даже работа «с государством» не спасает, ведь задержки оплат по госсзаказам стали, кажется, печальной нормой. А ведь можно и вовсе не платить, и поводов тому масса, начиная от надуманных претензий по качеству и заканчивая нарушениями закупочной процедуры.
А ведь есть еще налоги…
Правовая реальность меняется на глазах, и долгосрочное прогнозирование становится делом неблагодарным. Мистер К. не первый и далеко не последний, кто действовал честно и попал в беду. Это сподвигло меня разобраться в распространенных ошибках бизнесменов в банкротстве.
Начиная со следующей недели буду писать некие заметки-мысли практиков на тему того, что лучше делать в такой ситуации и как поступать.
Понятно, что универсальных решений не существует. Но рекомендации профессионалов в таком деле, как банкротство, могут быть весьма полезны.@bitkogan