Цены на авиабилеты уже
взлетели, и похоже на то, что их общий рост может продолжиться.
Что происходит? Нас вынуждают сидеть дома и не дергаться?
Мы подготовили достаточно серьезный прогноз происходящих событий и попытались оценить риски для гражданской авиации России на ближайшие два года.
Из-за воздействия пандемии Covid-19 авиационная отрасль наряду с туризмом оказались в числе наиболее сильно пострадавших секторов мировой экономики. За 9 мес. прошлого года российские авиакомпании оказались в убытке на 102 млрд руб., а убыток за полный год может достичь 200 млрд руб. Из них 123 млрд руб. будут принадлежать крупнейшему российскому авиаперевозчику — «Аэрофлоту».
Убытки всей мировой отрасли авиаперевозок на фоне вызванного пандемией кризиса составили $118 млрд. Лишь двум российским авиаперевозчикам удалось закончить прошлый год без убытков. Ими оказались лоукостер «Победа» и региональная авиакомпания «Азимут», базирующаяся в Ростове-на-Дону.
Каковы риски, с которыми могут столкнуться российские авиакомпании в ближайшем будущем?
Рассмотрим структуру расходов авиакомпаний. Она складывается из нескольких составляющих, ключевыми из которых являются:
1. Расходы на авиатопливо, их доля составляет от 30 до 35% в зависимости от мировых цен на авиатопливо, типов используемых воздушных судов (ВС) и географии полетов перевозчика.
2. Расходы на фонд заработной платы персонала – около 15%.
3. Расходы на аэропортовое и наземное обслуживание – примерно 14%.
4. Расходы на техническое обслуживание ВС – 13%.
5. Расходы на лизинг ВС и авиадвигателей – порядка 9%.
Пассажиры, купившие в марте билеты на рейсы российских авиакомпаний, в полной мере ощутили рост цен. Это стало закономерным итогом резкого повышения цен на авиатопливо практически во всех российских аэропортах.
В марте российские перевозчики столкнулись с подорожанием авиационного керосина.столкнулись с подорожанием авиационного керосина. Это следует из прейскурантов двух топливозаправочных операторов – "Лукойл-Аэро" и "Базового авиатопливного оператора" ("дочка" "Роснефти").
"Лукойл-Аэро" в период с 5 по 16 марта повысила стоимость авиатоплива в 20 российских аэропортах. Например, в Тюмени, Самаре и Екатеринбурге она выросла на 7%. С января у "Лукойла" подорожал авиакеросин также в Сыктывкаре на 9%, в Архангельске – на 8%, а в Нижнем Новгороде, Перми, Ростове и Нижневартовске – на 6%, следует из прейскуранта компании в сравнении с данными Росавиации.
"Базовый авиатопливный оператор" с 11 марта повысил стоимость авиакеросина в аэропортах Краснодара, Сочи, Анапы и Геленджика более чем на 9% относительно января, следует из документов компании.
Вслед за этим и авиакомпании были вынуждены повысить “топливный сбор”, который входит в стоимость авиабилета. Одними из первых это сделали “Аэрофлот” и его дочерняя авиакомпания “Россия”, увеличив с 10 марта размер топливного сбора на 10%.
Если нефть марки Brent будет долгое время удерживаться на отметке $70 за баррель и выше, это негативно скажется на экономическом состоянии многих российских авиакомпаний, и без помощи государства большинству из них будет крайне тяжело.
В 2018 г. цены на авиатопливо уже подрастали примерно на 35%. Правительство тогда планировало направить авиакомпаниям в качестве компенсации порядка 23 млрд руб.
Однако случился коронакризис. В итоге к 1 января 2021 г. порядка 15 млрд руб. были направлены для субсидирования авиаперевозок из-за пандемии коронавируса.
Это, конечно, немалые деньги. Но готово ли правительство сегодня выделять дополнительные серьезные ресурсы именно для субсидирования авиаперевозок? Очевидно, уже нет. Но ведь деньги-то первоначально выделялись как компенсация компаниям для сдерживания цен на авиабилеты.
Что получилось? Авиакомпании сдерживали рост на билеты после резкого рост цен на авиакеросин в 2018 г., ожидая компенсаций. Теперь, когда становится понятно, что компенсаций, по всей видимости, не предвидится, а деньги пошли на борьбу с пандемией, они опять же будут вынуждены поднять цены на авиабилеты, чтобы компенсировать потери за 2018 г.
@bitkogan