Size: a a a

Промышленная Среда

2019 November 24
Промышленная Среда
Цифровизация в горной отрасли уже доступна.

При открытой добыче полезных ископаемых до 50% затрат связаны с транспортировкой. Первый и самый непростой этап - транспортировка породы из карьера. Обывателю может показаться, что карьерные дороги прокладываются, как сельские тропы - примерно из точки А в точку Б, как-то по наитию.

На самом деле все дороги в карьере, по которым потом курсируют самосвалы стоимость в несколько миллионов долларов, просчитываются вплоть до сантиметра ширина и радиуса поворота, и каждого градуса уклона. При 24-часовом цикле работы любое отклонение от оптимальной траектории даст перерасход в миллионы долларов в годовом измерении.

При этом достоверно следить за параметрами дорог  исключительно трудоемко и дорого - может вылиться в те же миллионы долларов по году. Тут на помощь как раз и приходит пресловутая цифровизация.

Решение крайне простое. Нужно сделать фотографии (например, с дрона), по которым затем можно рассчитать все необходимые параметры дороги. Звучит все крайне просто, но самое важное - это собственно алгоритм анализа полученных фото. В этом и есть реальная цифровизация, которая сулит снижение издержек, рост производительности труда и прочие драйверы экономического роста.

Кстати, для работы алгоритма используются примерно те же вычислительные мощности, что и для майнинга криптовалюты. И нам самим решать, как такие мощности использовать - баловаться криптой или потихоньку въезжать в реальную цифровую экономику.

#цифровизация
источник
2019 November 26
Промышленная Среда
Несколько читателей задали вопрос, а кто же будет ездить по цифровым дорогам карьеров? (о которых шла речь в предыдущем посте)

Ответ простой - автономные самосвалы, и такая техника уже доступна в виде переделок обычных самосвалов. Скандинавские страны (особенно Норвегия) и Австралия уже активно используют такую технику в штатном режиме.

Более того, уже проходят испытания специально разработанных под такие задачи машин. Они изначально не имеют кабины и оборудованы только тем, что необходимо для ориентации в карьере или в шахте. Как говорится, ничего лишнего.

Для таких машин цифровые дороги просто необходимы. Движение всегда будет проходить по оптимальной траектории и в оптимальном с точки зрения топливной экономичности режиме - с учётом параметров работы системы рекуперации энергии и рельефа местности.

О снижении себестоимости за счёт отказа от кабины пока говорить не приходится, так как первые образцы в любом случае стоят миллионы долларов. Но перспектива экономии на персонале может обосновать любые инвестиции в эту область. Ведь в случае отдаленных карьеров затраты компании на персонал это не только зарплата, но иногда и строительство (с нуля!) целых поселений с полной инфраструктурой, без чего квалифицированный персонал просто невозможно 'заманить' на дальние объекты.

А что у нас?
Мы пока отстаём на 5-7 лет от западных партнёров. Со стороны ИТ у нас уже есть состоявшиеся компании, готовые внедрить работающие решения. А вот со стороны промышленности пока готовность инвестировать в несуществующие пока ещё (в широком понимании) рынки почти нулевая.

Все говорят о неизбежности перехода на автономную технику, но при этом мало кто инвестирует в ее разработку, и тем более закупку.

#цифровизация

http://www.robogeek.ru/avtonomnyi-transport/scania-axl-buduschee-dlya-gornodobyvayuschei-i-stroitelnoi-otraslei
источник
2019 December 01
Промышленная Среда
Сколько лет нужно субсидировать новую отрасль, что она сформировалась?

Какие сигналы нужно давать рынку, чтобы он успел отреагировать?

Один из вариантов ответа на эти и другие важные вопросы  промышленной политики дает опыт Китая в 'выращивании' электромобилей.

10 лет назад началась массированная поддержка отрасли. По сути, производителям компенсировали цену одной Лады Калины за каждый проданный электромобиль (или гибрид). Также государство начало строить сеть зарядных станций.

5 лет спустя все производители вывели на рынок хотя бы по одной модели гибрида и электромобиля. Богатеющее городское население Китая быстро распробовало экономию дорожающего бензина. Паралельно шла замена общественного транспорта на гибридные и электро-модификации.

Ещё 2 годя спустя производители подготовили мощности для масштабного выпуска электромобилей. Появились частные сети зарядных станций.

В результате ещё через 2 года доля гибридов и электромобилей превысила 7%, обогнав и США (5%), где для значительно более богатого населения предлагались такие же, как в Китае субсидии, и Европу (4%), которая помимо субсидий ещё и  пропагандировала электротранспорт заботой об экологии и страхом зависимости от экспортеров нефти.

Тем временем частные сети зарядных станций догнали и обогнали государственные. Первичная инфраструктура была сформирована.

И только после этого (!) государство принялось сокращать субсидирование отрасли. Важнейший нюанс промышленной политика (!): о параметрах снижения субсилирования было объявлено 5 лет назад, что позволило всем участникам рынка спланировать шаги на 5-7 лет вперёд.

Конечно, сейчас снижение субсидирования совпало с торговыми войнами, замедлением роста экономики и доходов, что приводит к локальным провалам рынка. Добропорядочные производители будут активно спекулировать тем, что "именно сейчас важно продолжить субсидирование отрасли, иначе будет плохо/бедно/страшно (нужное подчеркнуть)". Но, как показывает практика, китайские власти на такие спекуляции реагируют 'крайне сдержанно', а главное придерживаются долгосрочной политики и гибкость демонстрируют только в небольших параметрах поддержки.

Это позволяет производителям планировать строительство новых заводов, добывающим отраслям планировать спрос на материалы для аккумуляторов,
операторам зарядных станций понимать будущий спрос, а банкам более адекватно оценивать риски
и финансировать под более низкие ставки всех вышеперечисленных участников рынка.

Казалось бы, все достаточно просто, но почему-то не везде используется такой подход к промышленной политике.

#госполитика
#актуально

https://3dnews.ru/998414
источник
2019 December 17
Промышленная Среда
Ключевая новость в машиностроении на прошлой неделе - визит Президента на КамАЗ.

За последние годы КамАЗ бесспорно и кардинально улучшил модельный ряд, провёл глубокий реинжиниринг, запустил СП с ведущими мировыми компаниями - Cummins, ZF, Daimler. Но при этом продажи падают. Довольно быстро прошел всплеск продаж на волне импортозамещения 2015-2017гг, когда основными заказчиками были силовые ведомства. Как говорят в Минобороне, "склады уже забиты камазами".

А рыночные продажи продолжают падать, несмотря на хорошо развитый сервис, отлаженную систему продаж и отличный маркетинг. Взять хотя бы ежегодные трофеи с ралли Париж-Дакар. Специалисты знают, что в гонках участвуют совсем не серийные машины, да и проходят гонки в странах, где Камазы почему-то не особо покупают, но маркетинг все равно крайне положительный. Безусловно, основная причина проблем с продажами - общее замедление экономики и падение спроса. Но при этом не стоит забывать, что продукция завода по-прежнему проигрывает конкурентам по основному параметру - стоимости владения машиной. Но если разобраться в макроситуации в компании, то на примере КамАЗа можно проследить общую ситуацию в машиностроении.

Экономика компании достаточно проста. При выручке в 190 млрд руб, кредитная нагрузка превышает 100 млрд руб. Чистая прибыль не превышает 1-2%. При этом без учета ежегодных субсидий на 4-5 млрд руб компания была бы убыточна.

При такой (вынужденной) экономической модели, руководители компании в очередной раз обращаются за финансовой помощью к главе государства... На это раз речь о 50 млрд руб. Под видом модернизации старых технологических переделов деньги по факту нужны на финансовое оздоровление. И в этом нет ничего ужасного.

Очевидно, что эти деньги будут выделены. При этом все понимают, что эти деньги не возвратные; получать их в виде кредита нет смысла - все равно не будет возможности его обслуживать. Но основная проблема в том, что практически любая машиностроительная компания крайне недокапитализирована, и при этом не имеет рыночного источника для докапитализации - только попросить у государства.

Привлечь деньги с реального рынка практически невозможно. Полузакрытые размещения акций экспортных компаний с валютной выручкой - не в счет. Народные IPO были дискредитированы еще Менатепом, а позже окончательно забыты после истории с ВТБ.

Финансовые власти трубят, что у населения хранятся триллионы рублей, которые просто лежат в банках или под подушкой. Но буйных руководителей, которые смогли бы убедить рядовых инвесторов в том, что их компания будет платить дивиденды и растить капитализацию, по сути, нигде не видно. А это, на мой взгляд, единственный путь к созданию конкурентных машиностроительных компаний, особенно в условиях нашей закрытой экономики.

Проблему недостаточной капитализации невозможно решить государственными дотациями. Нужны деньги в капитал.

#актуально
#господдержка
источник
2020 January 04
Промышленная Среда
Прежде всего хочу поздравить всех читателей с наступающим Новым Годом! Пусть он будет ещё интереснее, успешнее и более насыщен событиями, чем год уходящий!


Конец декабря и новогодние праздники - традиционное время для подведения итогов уходящего года. Вероятно, за просмотром ТВ, в интервью высших чиновников и телеграм-каналах многие россияне получили ответы на собственные вопросы по итогам года. Однако у меня, например, остались пробелы в ответах на банальные вопросы. Этим и хотелось бы поделиться на экваторе новогодних праздников.


Мы так и не узнали, ...

1️⃣ ... что происходит в Венесуэле, в которую Россия инвестировала много денег. Мы все дружно переживали за судьбу президента Мадуро (читай: за миллиарды долларов инвестиций Роснефти). В итоге тема аккуратно забыта. Видимо, все ждём выпуск венесуэльской криптовалюты. 

2️⃣ ... как в реальности идёт цифровизация в России, как государственные органы переходят на российское программное обеспечение, что с суверенным интернетом, как реализованы по этим темам майские указы. Все эти лозунги знают даже дети, но что в действительности происходит, помимо коррупционных скандалов, точно неизвестно. 

3️⃣ .... что все таки есть и будет с "Северным потоком"? Как пишут газеты, мы «чуть-чуть не успели» проложить километров эдак 100 подводных труб. Несмотря на 'бурное' импортозамещение, выяснилось, что Россия необходимыми технологиями не владеет. По моему мнению, дешевле было бы, пусть и за очень дорого, но купить целиком компанию подрядчика, которая, якобы испугавшись американских санкций, прекратила работы по прокладке трубопровода. Ресурсы на это есть, размашисто тратить деньги мы умеем. Но к сожалению, правда намного сложнее, и реальные ограничения в рамках санкций нам не известны. 

4️⃣ ... каковы реальные условия мирового соглашения между Газпромом и Нафтогазом. Российские сми пишут о компромиссе, украинские СМИ пишут о том, что [они] молодцы, но можно было Газпром и дожать побольше. Непонятно, отказалась ли в итоге Россия от возврата займа $3 млрд? Чем условия поставок газа 2020 года отличаются от условий 2017-19гг?. 

5️⃣ ... что на самом деле стоит за политической историей с поставкой (или непоставкой) нефти в Белоруссию?  


6️⃣ [ну и самый важный, и, вероятно, риторический вопрос]: 

... для чего нам профицитный бюджет при стагнирующей экономике? К чему мы готовимся? Неужели все деньги будут 'потрачены' на нацпроекты в погоне за квантовыми компьютерами? 

Безусловно, самое главное, что у государственных и квазигосударственных компаний все хорошо, и будет ещё лучше. Это главное, что мы должны знать. Ответы на остальные вопросы, в т.ч. перечисленные мной выше, мы, возможно, тоже когда-то получим. В конце концов новогоднее чудо ещё никто не отменял.

#актуально
источник
2020 January 20
Промышленная Среда
#актуально

Постновогоднее затишье неожиданно прервалось яркой политической новостью. Поскольку в теме изменения конституции большая часть населения не сильна, все - в буквальном смысле все - обсуждают возможный состав нового правительства.

Не могу остаться в стороне от этого обсуждения, и хочу поделиться довольно старым, но не теряющим свою актуальность анекдотом:
------------------

Когда Альберт Эйнштейн умер, он встретил трех новозеландцев в очереди перед вратами рая. Чтобы скоротать время, он поинтересовался какой у них IQ.

Первый ответил 190. "Замечательно," - воскликнул Эйнштейн. "Мы можем обсудить вклад Эрнеста Резерфорда в атомную физику и мою общую теории относительности".

Второй ответил 150. "Хорошо," - сказал Эйнштейн. "Я с нетерпением буду ждать обсуждения роли Новой Зеландии в международном регулировании распространения ядерного оружия для обеспечения мира во всем мире".

Третий новозеландец пробормотал 50. Эйнштейн сделал паузу, а затем спросил: "Итак, каков ваш прогноз дефицита бюджета в следующем году?"
источник
2020 February 09
Промышленная Среда
Снижение ставки ЦБ и 2-ой срок Трампа.

1️⃣ ЦБ РФ снизил ставку до 6%. Важное и вполне позитивное изменение. Однако эффективную ставку кредитования реального производственного бизнеса это скорее всего никак не изменит.  Ставка по ипотеке, за которой пристально следит президент, наверняка в очередной раз снизится. А вот закредитованным промышленным предприятиям снижение ставки никак не поможет преодолеть строгие риск-политики банков, и для них ставка при прочих равных останется неизменной. Да и сотрудники этих предприятий вряд ли смогут воспользоваться снижением ставок по ипотеке, потому что производительность почти не растет, и источников повышения зарплаты рабочих не видно.

2️⃣ Второе знаковое событие, это провал импичмента президента США Дональда Трампа. Для меня становится все более  очевидным, что Трампа выберут на второй срок, и он продолжит свою успешную политику по возврату промышленного производства в США.

Фактически новая индустриализация США была анонсирована ещё при Обаме, но именно Трамп перешёл от слов к делу. Он уже объявил о создании около 60 тысяч новых предприятий на территории США в ближайшие 3-4 года.
И трансформация в Индустрию 4.0 там будет проходить на фоне расширения промышленности.

Коронавирус покажется Китаю незначительной проблемой по сравнению с ситуацией, когда США будут сами себя обеспечивать товарами. Но Китай уже сейчас делает ставку на внутреннее потребление, и это позволит заместить западный спрос на их товары.

А вот объединенная нерешительностью Европа до сих пор не может сформировать позицию, что же им делать в этой ситуации. Европа уже не обладает какими-то уникальными технологиями, стареющее население будет все больше экономить.

При этом на фоне замедления Китая и Европы, значительно упадут цены на сырье, что сделает более выгодным их покупку у других стран....

И, о чудо,  Европа и Китай вспомнят о странах СНГ, а это рынок 300 млн человек и дешёвые ресурсы с подготовленной инфраструктурой для экспорта! Пока американцы будут разглядывать новый айфон и чествовать новую компанию единорога, европейцы будут отменять санкции против России, потребовав взамен скидку на газ и нефть.

Единственная отрасль, помимо сырьевой, которая будет развиваться у нас - сельское хозяйство и химическая переработка (плохая экология никому не нужна), потому что в Европе и Китае все привыкли хорошо и много кушать. Мы видим, что из соседней Украины уже пытаются сделать аграрный придаток европейских стран.

В общем, в ближайшее время нас ожидают интересные времена. Предлагаю читателям канала сохранить для себя этот пост и проверить мой прогноз года через два

#актуально
источник
2020 February 19
Промышленная Среда
О скорости инноваций или "пока Москва избавляется от троллейбусов, Caterpillar представляет троллейбус-самосвал".

Всего каких-то 10 лет назад Caterpillar ответственно заявлял, что 'электрические карьерные самосвалы' пока неконкурентоспособны. Они были тяжелее, сложнее и дороже, чем машины с классическими трансмиссиями.

Но Cat делал эти заявления не голословно.. уже тогда они спроектировали и активно тестировали  машины с электрическими трансмиссиями. И за 10 лет эти машины не только стали 'очевидным выбором' для клиентов, но и основой для дальнейших инноваций.

Спустя "всего" 10 лет Cat уже предлагает для коммерческой продажи новый продукт: самосвал-троллейбус, который питается от сети проводов на самых энергозатратных участках пути, например, на крутых подъемах.

Причем этот продукт уже тестировали на протяжении 2-х лет. Это означает, что задумали его года 4 назад, когда сами базовые электрические самосвали считались в линейке Cat 'новым продуктом'.

Т.е. скорость инноваций примерно следующая: пока маркетологи выводят на рынок один инновационный продукт, инженеры уже работают над следующим.

При этом важно понимать одну деталь. БелАЗ выпускает тяжелые электрические самосвалы, можно сказать, 'издревле'. Это один из немногих сегментов рынка, где пост-советские страны имеют вполне современный по своей концепции продукт. Только вот к сожалению, новых таких продуктов на пост-советском пространстве почти не появляется..

Еще из примеров наличия у нас базовых технологий мирового уровня можно привести, например, разработку электрического сельхоз. комбайна. Пока такой продукт в полноценную коммерческую продажу не выпустил ни один мировой производитель. Но испытания проводят все ключевые игроки. Есть подобная разработка и в РФ, но публичной информации о ней пока мало. Ждем, кто же будет первым на этом рынке...

https://www.oemoffhighway.com/trends/electrification/press-release/21115797/caterpillar-inc-caterpillar-introduces-trolley-assist-system-for-electric-mining-trucks
источник
2020 February 27
Промышленная Среда
К-вирус покажет все каналы поставок из Китая.

Уже второй месяц идут жаркие дебаты между теми, кто удивляется халатности китайских военных при разработке биологического оружия, и теми, кто утверждает, что 'кто-то съел летучую мышь и закусил змеёй' (раньше ведь все китайцы ели только деликатесы из вакуумированных упаковок).

Тем временем мы наблюдаем интереснейший поток сообщений о приостановке работы многих западных компаний по всему миру. Да и наша отечественная история с импортозамещением оказалась неспособна справиться с тем, что из Китая просто перестали приходить некоторые комплектующие и узлы.

Те, у кого с точки зрения эффективных менеджеров были избыточные производственные запасы, смогут дольше других продолжать производство. Но если в марте-апреле поставки не возобновятся, то мы ежедневно будем иметь информационные поводы обсудить вред от глобализации и закупки дешёвых комплектующих в Китае.

Несмотря на нервозный краткосрочный эффект от частичной приостановки поставок из Китая, долгосрочный эффект будет скорее положительным. Чуть больше компаний будут заниматься импортозамещением, искать комплектаторов в России.

Заодно мы воочию, а не на страницах аналитических изданий, увидим, насколько наша экономика зависит от экспорта ресурсов. Например, того же угля, который после демарша европейцев, в основном поставляется в Азию.

#госполитика
#импортозамещение
источник
2020 March 06
Промышленная Среда
Volkswagen отказывается от газомоторных авто в пользу электрических... Закат газомоторной технологии или политическое решение?

Мировых лидеров автомобилестроения, как правило, воспринимают как технологических визионеров.
Любые заявления о разработке технологий, даже если они не прописаны в стратегии компании, воспринимаются как уверенное описание картины будущего. В действительности иногда это просто тактические и политические маневры...

В случае с "отказом" VW от газомоторых авто компания просто решает свои многомиллиардные проблемы, связанные со штрафами за Дизельгейт, заявляя о 100% фокусе на электромобили. С технологической точки зрения, обладая технологией переоборудования дизельного двигателя под работу на газе, в любой момент жизненного цикла ДВС из него можно сделать газовый двигатель; и уж точно не нужно "с нуля" разрабатывать автомобили на газовом топливе.

В реальности на автомобильном рынке произойдет четкое географическое и технологическое разделение. Каждый будет стремиться к автомобилям, которые потребляют тот энергоноситель, который у него имеется.

1️⃣ В Европе в коммерческом магистральном транспорте скорее всего будет доминировать газ, в т.ч. и американский СПГ. В личных авто -  электричество - удобно, недорого и модно. В городах только электро.

2️⃣ В США  останутся и дизель, и бензин. Нефтяное лобби в прошлом веке успешно пресекало любые попытки организации пассажирских жд-перевозок; на корню зарубило тему трамваев и троллейбусов в городах; и параллельно пересадило полстраны на огромные пикапы и автобусы. И это лобби никуда не делось, а стало только сильнее.. Но электрические авто займут свою нишу для самых богатых слоев населения. Газ будет использоваться локально для коммерческого транспорта, только вблизи мест добычи.

3️⃣ Средняя Азия и Ближний Восток максимально перейдут на газ на фоне бурно растущего населения и потребности в транспорте.

При этом по всему миру на арену выйдет и водород, как наиболее экологичный вид энергоносителя. Еще лет 5-7 будут решаться вопросы его эффективного получения и хранения, после чего ДВС могут получить "второе дыхание", но уже на водороде.

#технологии
https://3dnews.ru/1005144
источник
2020 March 10
Промышленная Среда
Падение стоимости нефти и курса рубля существенно оживило внимание граждан к происходящему в экономике.

Пока на просторах телеграм-каналов назначают серых кардиналов нефтяного рынка и выясняют, кто на кого "как-то не так посмотрел" на переговорах ОПЕК, поделюсь своим субъективным мнением о происходящем.

1️⃣ О нефти.
Вероятно, к-вирус ослабляет и психическое здоровье мировой общественности, раз реакция на механическое снижение цен на нефть оказалось столь истеричной. Любопытно, что многие СМИ представляют Россию как могущественного игрока нефтяного рынка. В действительности мы просто отказалась снижать добычу, а в ответ на это саудиты начали давать скидку в $7-8 на свою нефть. Т.е. цены снизились не "на рынках". Цены просто были механически снижены одним из крупных игроков. При этом акции самой Saudi Aramco (госнефтяной компании) падали в пике только на 15%, а, например, акции Сбербанка на все 25-30%. Это лишний раз свидетельствует о политической подоплеке всего происходящего.

2️⃣ О рубле
Пока страна отмечала 8 марта, ЦБ просто физически не мог поддержать курс рубля. Да и вряд ли хотел быстро это делать.. Сейчас умы граждан будут отвлечены от малозначительной темы вроде изменения конституции. На поддержку рубля у ЦБ денег имеется "с запасом", и курс в течение нескольких недель вернется в "нужный" коридор. Вопрос лишь в том, этот коридор будет нужным для экспортеров и для бюджета, чтобы уравновесить падение долларовых цен.

3️⃣ О выгоде дешевой нефти.
Пока американские СМИ обвиняют Россию в попытках обанкротить их сланцевые компании, аналитики уже подсчитывают, насколько вырастет рейтинг Трампа. Кандидат в президенты без тени сомнения обменяет голоса миллионов автолюбителей, которые получат дешевый бензин, на несколько сланцевых компаний. При этом нужно понимать, что некоторые сланцевые месторождения имеют себестоимость и в $30-35. И, конечно, все сланцевики на несколько кварталов вперед захеджированы от падения цен. США в итоге главный бенефициар происходящего. Тем более дешевая нефть поможем создавать новые производства в США, чтобы заместить импорт промтоваров из Китая. Совпадение?  

Европа на фоне низких цен, сможет спокойно завершить переход на газ от любого поставщика, кроме России. Китай также будет рад низким ценам на энергоносители. Это позволит им более плавно перезапускать экономику.

4️⃣ О проблемах дешевой нефти.
В очевидном минусе от дешевой нефти останутся полностью зависимые от нефти экспортеры. Наконец удастся дожать режим нашего "товарища" Мадуро в Венесуэле. Саудиты, напоминая о том, что у них самая низкая себестоимость нефти в мире, будут ежедневно подсчитывать недополученную прибыль. Для РФ, видимо, будут плавно замораживаться темы добычи в Арктике (по причине огромной себестоимости) и разработки других труднодоступных месторождений.

5️⃣ Что дальше?
Вслед за ценами на нефть вниз отправятся и цены на газ, где их уже ожидают цены на уголь
. Надежда на экспорт в Китай будет сильно подорвана тем, что в Китай мы еще много лег будем поставлять нефть в счет погашения полученных ранее кредитов для Силы Сибири. Не думаю, что нефть опустится до $9-12, как это было 30 лет назад, когда по мнению "историков" ... "Ельцин раздавал нефтяные активы всем желающим". Но кстати тогда желающих было совсем не много.

6️⃣ Что делать?
Мы видим очень последовательную долгосрочную и эффективную экономическую политику со стороны США. Причем американцы в целом не скрывают свою политику. Еще Обама заявлял, что США будет делать все необходимое, чтобы вернуть производство к себе.

Хотелось бы и нам мельком взглянуть на планы наших правителей, как быть российским не сырьевым предприятиям, куда бежать малому и среднему бизнесу, и как жить рядовым российским гражданам, которые только в учебниках экономики читали, что при падении мировых цен на нефть должен дешеветь и бензин на заправках?

#нефть
#госполитика
источник
2020 March 16
Промышленная Среда
«О дивный новый мир»

Пока неведомый вирус гуляет по планете, москвичи и гости столицы могут увидеть, как могла бы выглядеть их жизнь при эффективности.

Почти свободные дороги и торговые центры, отсутствие привычной толкучки в метро, бесплатные видеосервисы, работа из дома (сейчас всем понравится, потом в офисы никого не вернёшь). Словом, все 'как обещали на западе'. Но это только обложка...

Что с промышленностью?

Правительство уже объявило миллиардные объемы поддержки для бизнеса. Нет сомнений, что поддержат сначала крупные государственные и приближенные к ним корпорации, потом деньги быстро начнут кончатся, и малому бизнесу подкинут с десяток небольших программ, в которых он с трудом разберётся до конца пандемии.

Это мог бы быть хороший момент для поддержки МСБ, который бы либо проявил гибкость и эффективность и начал расти, либо продолжил бы вложить свое жалкое состояние.

Ключевой вопрос - насколько все упадет? Пока никто из публичных аналитиков не решается вслух заявлять о падении пром.производства, инвестиций. Как будто ужас и паника отдельно, а промышленность отдельно.
Резкий всплеск покупок туалетной бумаги вряд ли приведет к росту ее использования. Просто запасы разово переместятся от производителей к потребителям.

Интересно, что наша 'вчера ещё плановая' промышленность сейчас по инерции продолжает колотить некую продукцию, но ни у кого нет уверенности, насколько она будет востребована в ближайшее время.

Если 'ужас' продлится дольше того времени, в течение которого люди смогут за счёт сбережений или кредитов поддерживать свой уровень потребления, то мы можем уйти в воронку схлопывания экономической активности.

На самом деле я не думаю, что все так панически страшно. В первую очередь паника подпитывается недостатком и противоречивостью информации... Но сценарий, который я описал, выше возможен. И каждому бизнесу нужно иметь план Б на случай реально жёсткого приземления. И такой план должен в обязательном порядке содержать пункты про Китаезамещение...

#актуально
#госполитика
источник
2020 March 24
Промышленная Среда
Момент истины для эффективных менеджеров.

Мы становимся свидетелями уникальных событий. Эта фраза актуальна практически в каждый каждый момент времени, но каждый раз по-своему. Сейчас, к примеру, когда жизнь внутри МКАДа построена на страхе, основанном на глубоких познаниях в вирусологии, мы, возможно, сможем получить ответ на очень важный вопрос: а так ли нужны для управления различными отраслями так называемые эффективные менеджеры? По сути, мы проводим широкомасштабный социальный эксперимент, который был бы невозможен ни в каких искусственных условиях.

Работа на удалёнке, про которую я ранее отдельно и достаточно подробно писал, становится сейчас максимально актуальной темой. Неожиданно все крупные компании, причем государственные в первую очередь, понеслись работать из дома. Правда, с переменным успехом. Крупные руководители в большинстве своем расположились на острие самоизоляции. Никаких очных встреч, только удалёнка. А управляют они, как правило, активами, которые находятся далеко за пределами садового кольца.

Так вот, совсем скоро мы узнаем, добавляют ли экономической ценности те самые эффективные менеджеры? Действительно ли они принимают правильные решение, которые нельзя было бы принять 'на местах', и перевешивает ли эффективность этих решений те административные затраты, которые приходится нести для сбора информации 'в Москву'.

Если быть чуть точнее, то, конечно же, широкая общественность не узнает ничего, кроме той отваги и
самоотверженности, с которыми менеджеры держат самоизоляцию.
Но внутри таких компаний наиболее адекватные люди, будем надеяться что это и будут руководители, безусловно смогут подметить множество интересных деталей касательно управленческой структуры.

#актуально
#эффективность
источник
2020 March 25
Промышленная Среда
Короновирусная трансформация промышленности.

На фоне беспрерывного ужаса хочу поделиться мыслями, как может выглядеть промышленность, когда вирус наконец будет побеждён. Из каких кирпичиков будет собираться 'дивный новый промышленный мир'?

1️⃣ Каждый сам за себя.
Забудутся лозунги, под которыми все страны (и мы, кстати, тоже, причем совсем недавно) стремились вступить в ВТО. 'Общие экономические интересы',  'международное разделение труда', 'свободная торговля' - все это останется в прошлом.

2️⃣ Виновником проблем в промышленности в разных странах будет назначен Китай.
Никто из промышленных держав не признает, что они сами себя поставили в зависимость от Китая, причем как в бытовых изделиях, так и промышленных комплектующих. Но именно эта зависимость ударит по промышленности больнее самого вируса.

3️⃣ Для РФ закрытие поставок из Китая, если они не возобновятся в ближайшие недели, может привести к веерной остановке машиностроения на ближайшие 2-3 месяца. Отдельные производители комплектующих будут в выигрыше, но только если смогут оперативно осваивать новую номенклатуру.

4️⃣ Слова 'промышленная и технологическая безопасность', наконец, начнут обретать реальный смысл.
Несмотря на формальные отчёты о выполнении объявленной отечественной программы импортозамещения, де-факто программа, к сожалению, провалилась, а точнее исполнена только на бумаге. Уже не важно, какая будет новая политическая риторика на эту тему, но чиновники, надеюсь, все таки задумаются, как развивать свое производство.

Как все будет в действительности, мы узнаем уже совсем скоро. Хорошо бы не пришлось обновлять прогнозы в негативную сторону...

#актуально
#промышленность
источник
2020 March 28
Промышленная Среда
На примере Китая мы видим, что в реальном секторе в первую очередь валятся (а по-другому и не скажешь) автопроизводители, общее и транспортное машиностроение. Следом лёгкая промышленность.
источник
Промышленная Среда
Варианты активных действий для промышленности.

В текущих условиях любые резкие непродуманные действия со стороны промышленных компаний могут стать контрпродуктивным. Но сидеть, сложа руки, тоже вариант не самый разумный.

1. Стратегия ‘попросить денег у государства’ - наиболее прямолинейная, но доступная лишь избранным крупнейшим компаниям, да и в итоге приведёт к потере ‘корпоративного суверенитета’.

2. Стратегия ‘объединиться внутри отрасли и попросить денег у государства’ - чуть более сложный подход. Но даже в случае успеха, скорее всего на всех денег не хватит.

3. А вот стратегия ‘объединиться и помочь соседям по отрасли чем-то, кроме денег’ - подход, которым может воспользоваться каждый, кто понимает, что выживать нужно здесь и сейчас, что именно сейчас самое время для построения взаимовыгодного сотрудничества, которое в том или ином виде будет помогать и после кризиса.

Повторюсь, эта стратегия доступна буквально каждому. Даже узким отраслевым аналитическим изданиям - и мы видим это на примере журнала Техника Железных Дорог.

https://t.me/tzdjournal/25

#антивирус
Telegram
Техника железных дорог
(Продолжение)

С учетом сложной экономической ситуации и ограничением коммуникационных возможностей, вызванными мерами противодействия пандемии коронавируса COVID-19, редакция «Техники железных дорог» приняла решение поддержать российское железнодорожное машиностроение и объявляет о возможностях бесплатного размещения рекламных модулей в еженедельных электронных обзорах до конца апреля 2020 года.

«Возникающие ограничения делового взаимодействия и тотальный перенос отраслевых мероприятий, наблюдаемые последние несколько недель, существенно снизили коммуникационные возможности участников рынка, - отметил управляющий редактор «Техники железных дорог» Сергей Белов. - Содействие развитию отрасли железнодорожного машиностроения и продвижение ее интересов – одна из ключевых целей нашей работы с момента выпуска первого номера журнала в 2008 году. В текущих условиях мы считаем себя обязанными проявить солидарность с участниками рынка и предоставляем возможность безвозмездного размещения рекламных материалов в наших еженедельных…
источник
2020 March 29
Промышленная Среда
Каким будет новый пост-коронавирусный мир?

Очевидно, что большая часть жизнедеятельности, которая нас окружает, будет пересмотрена, причем системно. Я бы выделил два основных канала влияния текущего кризиса: (1) резкое ускорение ранее зародившихся трендов и (2) появление действительно новых трендов. Обо всем по порядку.

1️⃣ Резкий импульс получат уже давно обсуждаемые, но пока ещё не сильно используемые безлюдные технологии. Во всем - от текущей офисной работы и образования до повсеместного использования беспилотников - от простой доставки 'чего угодно куда угодно' до дистанционного сбора информации (например, о стройках или любых удаленных объектах). Все, лишь бы не отправлять людей контактировать с другими людьми.

Отдельное развитие получат системы на стыке Интернета Вещей и здравоохранения. Облачные сервисы контроля состояния здоровья больших групп людей.

2️⃣ Новые запросы будут следствием эмоционального потрясения и кризиса доверия к общественным пространствам, к еде. Новые средства и технологии дезинфекции, новые технологии производства
продуктов питания с  исключением попадания любых инфекций. Системы хранения и транспортировки продуктов питания, опять же с дезинфекцией.

Скорее всего появятся новые понятия (наполненные смыслом): 'безопасная еда' и 'просто еда'. Вместе с этим появятся и новые виды искусственной еды (не просто соевой мясо, а что-то более революционное).

Отдельный импульс получат закрытые, особенно, частные, городские фермы - например, на основе вертикальных теплиц. Закрытие сообщества жильцов (например, коттеджные поселки) захотят иметь собственные продукты.

3️⃣ Отдельно стоит выделить и новый социальный запрос.
Люди будут тратить время и большие деньги на профилактику болезней и здоровье. И, главное, будут требовать и от государства кардинально увеличить финансирование на эти цели  Государства будут вынуждены переориентировать военные бюджеты на здравоохранение. Ведь зачем нужна армия, если она в панике разбежится от страха заразиться от гражданских?

Эти изменения мы увидим уже в текущем году. Осталось не так долго - всего лишь пережить панику и сам вирус. Мир станет другим.

#актуально
#антивирус
источник
2020 April 01
Промышленная Среда
Что происходит с промышленностью?

Отдельные смелые западные аналитики наконец начали заявлять о масштабной рецессии по всему миру. У нас пока никто из видных аналитиков не рискнул перешагнуть в своих прогнозах политически важную отметку в 0.1% формального роста.

Конечно, неделя выходных заберёт у промышленного производства порядка 2% в годовом исчислении (по сути, мы просто убираем 5 рабочих дней).

Но если мы посмотрим хотя бы на такой понятный опережающий показатель, как погрузка на ЖД, то масштаб снижения будет совсем другим. Если добывающие отрасли показывают снижение в пределах 10%, то погрузка промсырья снизилась на 13%. Предприятия просто не понимают, насколько упадут заказы и какие по факту, а не на словах, будут меры господдержки.

В данном случае неопределенность наносит значительно более серьезный урон, чем сама предполагаемая рецессия. Когда ясны параметры, можно как-то действовать. Когда непонятно ничего, любые действия могут пост-фактум оказаться неправильными.

#актуально
#госполитика
источник
2020 April 02
Промышленная Среда
Сокращение затрат

Любопытно, но пока практически ни одна российская сырьевая компания не сообщила широкой общественности о снижении своих плановых затрат. Вероятно, это объясняется масштабом бизнеса, значительной подушкой ликвидности...

Тем временем даже в российской прессе уже фигурируют рейтинги нефтяных компаний, которые оптимизируют свою деятельность. Среди них даже есть компания из России. Но только одна.

Стоит добавить к этому списку и BP. Более 70 тыс человек по всему миру, выручка $300 млрд, $30млрд свободной ликвидности. Казалось бы, вот они уже точно переживут не один год при текущих ценах на нефть. Но нет, BP уже внедряет план сокращения затрат на 20%. Причем нужно понимать, что в случае публичных компаний, эти 20% - вполне проверяемая цифра, которую реально придется выполнять.  

#актуально
#антивирус

reuters.com/article/amp/idUSKBN21J4WX

https://www.vesti.ru/doc.html?id=3249590
источник
2020 April 04
Промышленная Среда
Большой государственный флешмоб.

Все происходящее стало напоминать не что иное, как большой государственный флешмоб. Старт дали в Китае. Подхватили во всем мире. Суть госфлешмоба очень простая: пользуясь ситуацией, решить давно назревшие внутренние задачи. Причем задачи национального масштаба.

Китай перефокусировался на внутреннее потребление, укрепив позиции в торговой войне с американскими партнерами, перераспределил активы на финансовых рынках, отработал систему тотальной слежки за гражданами. США сдули пузырь на фондовом рынке, быстро напечатали $2трлн новых денег, 25% четверть которых пойдут крупным компаниям для скупки подешевевших активов по всему миру; при этом подготовили выигрышный плацдарм для переизбрания президента. Немного в стороне - статистами - остаются европейские страны: как это часто бывает в сложных ситуациях, они подпрыгивают на месте, решают, кто из стран ЕС пострадает сильнее всего, а потом когда пройдут все разумные сроки, бросятся повторять действия американских товарищей.

Одними из самых активных участников госфлешмоба стали мы. Сначала удачно проехали мимо конституции, девальвировали рубль на фоне падения нефтяных цен. Поставив в режим "паузы" половину отраслей, спасаем мы в первую очередь банки, накачивая их новыми долгами. Заодно накачиваем госдолгом (в виде налогов) и всю остальную экономику. И тогда сама собой материализуется ключевая задача, решаемая в текущей ситуации - реализовать концепцию государственного капитализма во главе с ......

Почва для этого готовится уже давно. Сначала был легкий тест на прочность в виде попытки заставить крупных сырьевиков спонсировать нацпроекты, но фон был неподходящий. Сейчас условия самые что ни есть благоприятные. И вот объединение профсоюзов уже вбросило (стандартное) предложение о мягкой национализации (см. ссылку).

Все примерно представляют, как в России будет происходить национализация «по-мягкому». Оставшиеся промышленные предприятия дружным строем войдут в Ростех (схема отработана до автоматизма). На базе крупных частных отраслевых холдингов будут созданы государственно-частные партнёрства, в которых государство получит блок.пакеты, например внеся в этих холдинги ранее национализированные предприятия, от которых отказался Ростех. Объекты коммерческой недвижимости без шума и пыли перейдут на балансы госбанков. Таким образом государство изнутри уже юридически, а не понятийно, будет контролировать различные олигархические группы.

Предположу, что реализация этой стратегии будет проходить достаточно просто. Спустя какое-то время, когда станет понятно, какие компании сильнее пострадали от "мер поддержки", собственникам будет предложено за один рубль продать свои акции. В случае "неправильного" ответа, будут блокироваться по любым формальным причинам все каналы новой "антикризисной" господдержки, а спустя полгода "неправильно ответившим" будут лично предъявлены все накопившиеся налоговые долги, по которым сейчас объявлена отсрочка. Кстати среди мер госсподдержки наверняка будет 30-летняя реструктуризация налоговых долгов за ближайшие полгода или что-то подобное.

У собственников будет выбор, либо из собственных средств (если они есть) докапитализировать компанию, чтобы она нормально работала, либо передать все в казну. Естественно, сразу после передачи предприятия в гос собственности, предприятие получит все мыслимые и немыслимые льготы, госпомощь, дотации на миллиарды миллиардов, которые сейчас обсуждают в правительстве. Как верно замечено в обращении профсоюзов, рабочие места будут сохранены, трубы будет дымить и т. д.

Как будут функционировать предприятия и экономика в целом в условиях всепоглащающего гос.капитализма предугадать несложно: при нефти по $80 все будет "условно хорошо", при нефти по $20 во всех бедах будут виноваты внешние враги.

Продолжение следует...

#госкапитализм
#национализация

https://www.rbc.ru/economics/02/04/2020/5e85be8e9a7947e437df85b5
источник