Size: a a a

Промышленная Среда

2019 August 14
Промышленная Среда
В продолжение предыдущего поста.. отдельный интересный вопрос - кто за все это будет платить? Как финансировать цифровизцию?

Думается, что если инвестировать будет государство, то эффективность будет 'как обычно'. Госкорпорации и приближенные частные компании быстро освоят бюджет. Все положительные результаты они себе и оставят. Механизма, как эти результаты распространить на всю экономику пока нет.

Разработка 'сквозной цифровизации' - непонятная история даже для тех, кто под этим подписался. Опять же непонятно, какая польза для экономики в целом.

Есть даже негативный момент: госкорпорации, имея госдотации на цифровизацию, начнут скупать ИТ-специалистов, завышая уровень зарплат для всего рынка.

Другой вариант, который уже частично применяется: давать льготные кредиты компаниям, которые делают цифровизацию сами - коррупционная, но все же 'более инклюзивная история'.

Вот и получается в итоге, что в действительности каждый сам за себя. Хотите развиваться, внедрять новые подходы и технологии, делайте это. Не ждите помощи от кого-то, тем более помощи сверху.
источник
2019 August 17
Промышленная Среда
В начале этого года вышел нашумевший американский сериал "Чернобыль". Ко мне, как к участнику этих событий обращались друзья и знакомые - спрашивали, а так ли все это было, насколько правдиво все показано?

Будучи аспирантом, в составе группы молодых ученых из Менделеевского института я принимал участие в  событиях на чернобыльской АЭС в июне 1986г, т.е. спустя несколько недель после катастрофы.

Хочу отметить, что авторы сериала очень точно воспроизвели антураж и декорации, атрибуты, видовые картинки быта, оборудования и обстановки на электростанции.

Касательно содержательной части, крайне важно, что впервые вслух было сказано, что никакого ядерного взрыва не было. А был тепловой взрыв, который привел к механическому разрушению материалов оборудования и сооружений.

В 1986г. мне было не так много лет, и в нашем маленьком студенческо-аспирантском коллективе не ощущалась вся атмосфера трагизма и героизма. Нам по молодости было просто интересно, причем как с человеческой, так и с научной точки зрения. Я, например, писал диссертацию на так называемую 'закрытую' (засекреченную) тему, тесно связанную с атомной энергетикой; кстати текста диссертации до сих пор нет в свободном доступе.

При этом мы, в отличие от многих других участников тех событий, прекрасно осознавали опасность радиации, и поэтому 'не геройствовали'.

❗️Я хочу отметить вредный скрытый посыл американских авторов, которые к концу фильма подводят к простому выводу: советская технология по изготовлению атомных энергоблоков неэффективна и небезопасна.❗️ Причем все это вкладывается в уста  академика Легасова.

Следуя американской версии, можно сделать простые выводы: российская техника и технологии плохие, Горбачев плохой, Легасов молодец, а руководители станции - жертвы плохой технологии.

Мне (как и многим участникам тех событий) известна другая, более банальная причина катастрофы. Руководству станции была поставлена задача вывести очередной энергоблок на проектную мощность (в фильме это называется 'эксперимент'), причем обязательно к 1 мая. Сроки, как это часто бывало при постановке задач, были 'не совсем регламентные'. Задачу принялись выполнять в ускоренном режиме, т.е. 'в нарушение всех регламентов'. Система безопасности, естественно, не позволяла отойти регламенты безопасности, поэтому и была отключена....

Руководители хотели к 1 маю стране дать дополнительные миллиарды кВт/ч, перевыполнить план, получить деревянные медали и денежные премии. Поэтому, все, что можно было нарушить, было нарушено.  Все торопились ударно встретить первомай!

После аварии ни у кого из работников станции не было рвения в расследовании причин; у всех возникло естественное желание переложить ответственность друг на друга: разработчики, профильные институты и т.п., короче, все на Москву.

Безусловно, чернобыльская катастрофа - это ужасная трагедия для всего мира, но с американскими выводами я, пожалуй, не соглашусь.

В настоящий момент Росатом имеет портфель заказов примерно на более чем 30 энергоболоков в течение 10 лет (в деньгах это более $350 млрд). Конечно, часть заказов 'политические', но мало кто будет намеренно рисковать атомной энергетикой. Такой портфель заказов и есть подтверждение надёжности и эффективности наших ядерных технологий. А от человеческого фактора не застрахован никто, главное его не усугублять.

#актуально
#Чернобыль
источник
2019 August 22
Промышленная Среда
Среди многомиллионных (в валюте) инвестиций различных компаний в беспилотные автомобили, наконец, можно вычленить какие-то понятные ценовые параметры.

Яндекс озвучил, что стоимость одного авто составляет около 6.5 млн.руб. Сейчас Яндекс строит беспилотники на основе Hyundai Sonata, которая стоит около 1.5 млн.руб. (без учёта спец.цен от производителя). Получается, что 'конвертация' обычного авто в беспилотник стоит 5 млн.руб. Большая, но, пожалуй, не космическая.

При зарплате таксиста или водителя в 50-60 тыс руб в месяц (в мегаполисах), автопилот мог бы окупиться за 5-6 лет. 'Мог бы', но пока рано об этом всерьез говорить. Безопасность, ориентирование в реальных городских условиях, в снегопад.. Пока все эти вопросы не решены. Но это всего лишь вопрос времени.

https://ru.reuters.com/article/businessNews/idRUKCN1V90GW-ORUBS
источник
2019 August 28
Промышленная Среда
Недавно Президент не разрешил передать радиочастоты, которыми пользуются силовики, мобильным операторам. Естественно, операторы в негодовании. Волна в прессе, в телеграм-каналах.

Запрет был наложен из соображений национальной безопасности, так как в этом диапазоне уже работает оборудование Минобороны и Роскосмоса. Не вдаваясь в технические подробности, я считаю, что это решение верное. Единственный аргумент операторов был в том, что Россия (а точнее, ее, пока что, частные, сотовые операторы) отстанут от мирового технического прогресса, и мы все не сможем запрыгнуть в поезд цифровизации. На самом деле, операторы просто не хотят инвестировать в создание отечественного оборудования, а как обычно  - купить дешевое китайское.

Эти стенания операторов подталкивают к вопросу: а какое технологическое будущее ожидает наших  федеральных операторов
(Билайн, МТС, Мегафон, Теле2)?

Россия по охвату и качеству сотовой связи занимает одно из ведущих мест в мире. Причем связь у нас ещё и одна из самых дешевых. За хорошую и недорогую связь мы должны благодарить капиталистическую конкуренцию. В пакеты трафика включается все больше гигабайт, скорость повышается. Все общение уходит в мессенджеры, трафик тратится на различный контент.

Я считаю, что в ближайшие 5 лет произойдёт обьединение между сотовыми операторами и «так называемыми» новыми технологическими лидерами (Яндекс, Mail.Ru).  Как это будет технически реализовано - создание СП, покупка - вопрос исключительно конъюнктурный и политический.

Забегая вперёд, предположу, что останутся два игрока: один государственный на базе Ростелекома и второй квазичастный. При этом для создания у потребителя ощущения конкурентной среды, у каждого из гигантов могут быть сохранены различные бренды. Реальная конкуренция останется в узкой нише В2В интеграторов.

Эти компании смогут  формировать 'действительно большие базы данных' о пользователях, что может лечь в основу реальной цифровизации... И государству будет проще контролировать всех и вся. И идея Большого брата наконец будет реализована.

Если пофантазировать дальше, интерес к таким компаниям начнут проявлять банки. В течение 10 лет произойдёт дальнейшая интеграция, скажем так,  сотово-медийных компаний с банками. Последние полностью перейдут в онлайн. Консультации будут проводить роботы София или Алиса, кредиты одобрять будут тоже они. Смогут ли они взыскивать просроченные кредиты, пока не понятно, но что-нибудь придумается. А МФЦ станет местом, где можно будет получить архивные справки. Такое будущее очень реально!
источник
2019 September 02
Промышленная Среда
"Этого рынка пока нет, поэтому нам нужно его создать самим" - говорит президент Volvo CE- одного из ведущим производителей строительной техники. Это крайне консервативный рынок, где и рабочая сила, и линейные руководители с трудом принимают серьезные изменения.

Несмотря на это, Volvo CE уже в 2020 прекратит разработку дизельных версий мини-экскаваторов и колесных погрузчиков. И в следующем жизненном цикле продукта будет производить только электрические машины.

Ключевым здесь является то, что сами руководители говорят об отсутствии спрока на такую технику. Такой взгляд меняет традиционный подход к созданию нового оборудования, когда финансовый результат прогнозируется на основе целевой доли рынка. Что делать, если на данный момент этого рынка просто не существует?

"Наша деятельность направлена на создание этого рынка", - ответ Volvo CE и многих других стратегически оринтированных компаний.

Все понимают сложности перехода на электрические машины - на строительных площадках должны быть соответствующие станции подзарядки, и пока даже не ясно, кто должен заниматься их установкой: производитель, подрядчик либо местное или национальное правительство.

«В любой отрасли быть компанией, которая действует первой,- это большое рыночное преимущество. В какой-то момент нужно перестать говорить, и начинать действовать" - продолжает Jernberg.

А что у Нас?
Ждать очередных майских указов, программ Минпромторга? Стоит ли ждать развития инфраструктуры? Ждать участия политиков?

Нетривиальная задача - самостоятельно инвестировать в будущее. Эти решения должен принимать конкретный человек в компании и брать на себя ответственность.

В российских компаниях эта функция размыта. Все это тесно связано с корпоративной культурной, общим уровнем образования и погружения в отрасль менеджеров и собственников.

Инноватором может быть собственник компании, который активно участвует в деятельности предприятия, или "буйный менеджер"
, который сможет убедить собственников необходимости предпринять такие шаги. Наличие такого человека в структуре может повлиять на будущее развитие компании на 10-15 лет.

А пока наши "инвесторы" стоят в очереди, чтобы им разрешили купить пару акций буржуазных инноваторов. Как поётся в песне В.Высоцкого "буйных мало, вот и нету вожаков"!

Для сомневающихся напомню, Стиву Джобсу никто не давал поручения придумать айфон. А аналогичную разработку Нокиа зарубил Совет Директоров - несколько наемных менеджеров, которые боялись совершить ошибку.

#актуально
#АЧтоУНас
https://www.khl.com/international-construction/interview-melker-jernberg-volvo-ce/139378.article
источник
2019 September 05
Промышленная Среда
Пузырь на рынке дронов сдувается.. но не лопается!

За последние 10 лет инвесторы по всему миру вложили почти $3млрд в различные стартапы, которые собирались 'сделать нашу жизнь лучше' с помощью дронов: доставлять посылки к двери дома, искать утечки тепла из любых строений, точечно опрыскивать сорняки на сх полях и многое другое.

О дронах говорили буквально все. Как и полагается в таких случаях, тема быстро сдулась. 'Не все дроны взлетели'.. Помимо стандартной в таких случаях проблемы агрессивного и неподкрепленного реальными разработками маркетинга, у рынка дронов ещё обнаружились следующие неприятные особенности:

1⃣ Дрон как селфи-палка. Этот сегмент ещё называют 'хобби'. Тех, кто покупает дронов ради развлекательной видеосъёмки оказалось не так много. Во-первых,  хорошую картинку может дать только дорогой дрон. А цены некоторых топовых могут сравниться с Ладой Веста. Во-вторых, вводится все больше запретов и регламентов на полеты. Остаётся все меньше мест, где можно было бы безнаказанно полетать и поснимать.

2⃣ Управлять функциональными дронами очень сложно. Когда ты управляешь 'игрушкой, обвешанной дорогущим оборудованием', цена ошибки пилотирования может измеряться миллионами рублей. КАСКО на дроны пока нет. Поэтому 'пилоты дронов' - отдельная достаточно хорошо оплачиваемая профессия в рамках новой цифровой экономики.

3⃣ Нехватка ИТ-платформ для обработки собранных данных. Собрав данные с разных датчиков, их нужно затем обработать, привязать к местности, проанализировать в динамике и т.д. Искусственный интеллект, конечно, нам поможет, но его сначала нужно разработать и обучить на огромном массиве прикладных задач.

Естественный капиталистический отбор оставляет в игре только те стартапы, которые не только разработали функциональный продукт, но и смогли начать его продавать реальным клиентам за живые деньги. Эти стартапы подтвердили способность к настоящим, а не маркетинговым инновациям, и именно они будут формировать новый рынок. Новый рынок, которого пока нет.

#актуально
#ЦифроваяЭкономика
https://incrussia.ru/news/rinok-dronov/
источник
2019 September 10
Промышленная Среда
Новая экономика - новые хитрости.
Сроки коммерческого запуска полностью автономных дронов могут быть сильно переоценены. Зато появится много новых рабочих мест в цифровой экономике.

1⃣ Автономный дрон не такой уж автономный.
На примере одного из многих стартапов в области доставки дронами из Силиконовой Долины вкрылась интересная особенность всей отрасли. Получая разрешение на эксплуатацию своих устройств на улицах Сан-Франциско, выяснилось, что на самом деле за каждым из дронов в режиме реального времени будет "следить" отдельный человек, причем с функцией управления. Получается, что все это будет напоминать игру в дистанционно управляемые машинки. Когда мы сможем получить посылку от полностью автономного дрона, не загадывают даже руководители стартапов. Интересно, что первая рабочая сила уже готова - это бывшие пилоты военных дронов.

2⃣ Работа будущего - оператор робота.
Очевидно, что в ближайшие годы число роботов-охранников, почтальонов, уборщиков и других будет быстро расти. Однако пока нет реальных подтверждений тому, что они будут полностью автономны. В итоге появится новый показатель для сравнения старпатов: сколькими роботами одновременно сможет управлять один ее сотрудник или соотношение «оператор/роботы».

Показатели могут быть совершенно разные в зависимости от назначения дрона — соотношение «оператор/роботы» может достигать 1/10 и даже 1/100 в случае с роботами-охранниками или кладовщиками, а может навсегда остаться 1/1, как в случае со сложными летающими дронами или, например, российским роботом Федором - ведь он тоже управляется оператором в специальном экзоскелете.

https://www.google.com/amp/s/www.wsj.com/amp/articles/the-next-hot-job-pretending-to-be-a-robot-11567224001
#актуально
источник
2019 September 18
Промышленная Среда
В последнее время я стал обращать внимание на множество рекламных объявлений о проведении лекций, мастер-классов, бизнес-тренингов известных и не очень спикеров на такие не банальные темы: как добиться успеха, как стать богатым, как подняться по карьерной лестнице и т.п.

Даже Шварцнеггер приезжает в Россию читать лекции «Как стать успешным». Безусловным лидером по проведению такой ерунды является Синергия. Частое мнение среди моих знакомых, которые эти мероприятия по разным причинам посетили, следующее: «прикольно, наверное, полезно, но 40 тысяч я отдал зря».

Я пытался для себя понять, почему такое большое количество людей смотрит, слушает эту ерунду, еще и за огромные деньги. Безусловно, я могу заблуждаться... возможно, это выглядит абсолютно бесполезной тратой времени только с моей точки зрения. Было бы хорошо, если это кому-то помогало.

Для себя я формулирую мнение о происходящем достаточно просто: большинство обывателей с интересом рассматривают глянцевые журналы с красивой жизнью - дорогой одеждой, шикарными моделями, роскошными домами, невероятными путешествиями и так далее. Нам навязывают буржуазный образ успешных людей. Я не буду ностальгировать по советской идеологии, не буду вспоминать моральный кодекс строителя коммунизма.

Вернёмся к успешной и гламурной картинке жизни, к которой нас приучают с 90-х годов. Красивый образ жизни, по моему мнению, похож на Франкенштейна, которого собрали из разных цветных картинок, склеили и оживили. При этом никто не утруждает себя рассказать об обратной стороне медали. Для спортсменов - это травмы, болезни, очень ранняя пенсия; для музыкантов-интеллектуалов - наркотики, психические расстройства, полное отсутствие стабильности, а для чудо-бизнесменов - это наследство, удачная женитьба, коррупция.

#актуально
источник
Промышленная Среда
Безусловно, среди успешных людей есть по-настоящему выдающиеся личности во всех областях. Но вряд ли их количество сопоставимо с армией выпускников курсов и тренингов по обретению успеха.

Опираясь на базовые принципы, мы усвоили, что каждый человек рождается свободным и все люди не равны. Большинство активных слушателей и посетителей этих курсов боятся себе признаться, что возможно, им не суждено быть выдающимися бизнесменами. Может, им стоит потратить время, силы и деньги на освоение какой-то ремесленной профессии?

Потребность в таких специалистах каждый год только увеличивается. Юристов и финансистов уже достаточно (читай - многовато). А искусственный интеллект и роботы никогда не заменят умного творческого специалиста, занятого реальным трудом.
источник
2019 September 21
Промышленная Среда
Переход на 4-дневную рабочую неделю. Казалось бы, это тема для передачи о полетах в дальние галактики, но нет, данная инициатива премьер-министра освещается в федеральных новостях, чуть ли не каждую неделю.  

В принципе, любой здравомыслящий человек с удовольствием будет меньше работать, а в свободное время будет заниматься саморазвитием и отдыхать. Но есть 2 крайне важных аспекта: для этого надо будет по-новому и работать, и отдыхать.

1️⃣ Чтобы не обрушить наш и без того кривонарисованный ВВП, нужно будет успевать за 4 дня сделать не меньше полезного на работе, сколько сейчас мы делаем за 5 дней. Т.е. производительность труда должна будет вырасти как минимум на 25%.

Причем эти 25% роста - "среднее по палате", которое включает и тех, кто ВВП не то, чтобы не создает, а часто и разрушает - 2 млн чиновников (и это без учета ФГУПов, МУПов и пр.) или 2,5 млн охранников. Т.е. работникам, которые действительно что-то производят или оказывают услуги, нужно будет работать на 30-35% интенсивнее, чтобы вытянуть общий показатель на +25%.

2️⃣ С отдыхом все еще сложнее.
Я, как и многие жители г.Москва, вижу, что за последние 5 лет Москва кардинально изменилась в лучшую сторону. Были реализованы многие проекты, которые утверждались и проектировались ещё при Лужкове. Автовладельцев приучили парковаться в один ряд, для пешходов расширили тротуары, закуплены новые автобусы. и вагоны метро. Городские власти почти каждые выходные дни тратят по 300-500 млн руб на праздичные мероприятия. То пробег городской коммунальной техники, то велопробег.

Еще до того, как лингвистически подкованные пропагандисты придумали термин "цифровизация", в Москве уже полным ходом шла цифровая трансформация служб такси, ритейла и доставки еды на дом. Торговые центры достигли таких масштабов, что там можно проводить целые выходные с утра до ночи.

Проблема только в том, что на все это праздное времяпрепровождение людям нужны деньги. Парковки платные, кафе вдоль широких тротуаров еду бесплатно не раздают, а ТЦ изначально задуманы так, что так невозможно не потратит деньги.

Так если выходных будет не 2, а 3, то и зарабатывать тоже надо будет, скажем, на 25% больше (из расчета, что половину дохода среднестатистические жители тратят на развлечения и шоппинг). Т.е. еще +25% к цели по росту производительности труда... итого уже набирается не меньше 50%.

▶️ Еще раз вернемся к общей картине. Наши китайские товарищи работают в среднем 6 дней в неделю с 9 до 21, хотя у них роботизация и цифровизация производства и других сфер идет полным ходом уже несколько лет. Производительность труда в развитых странах растёт на 1.0-1.5%. А нам нужно повысить производительност труда сразу вдвое.. или, может быть, лучше втрое.

Я искренне не понимаю, как мы этого сможем достичь. За счёт чего бюджетникам повысят зарплаты, и почему все остальные вдруг начнут работать по-другому. Но с другой стороны, можно дома лежать на диване, пить пиво с чипсами (все привезут по заказу в интернете), а тебе по ТВ (оно у нас уже цифровое!) покажут зрелища.  

Будем надеяться, что таким мрачных прогнозам не суждено сбыться. Но для нас, наверное, надо не фантазировать о сокращении рабочей недели, а ставить реальные цели и предпринимать шаги для их достижения.

#акутуально
#4ДневнаяНеделя
источник
2019 October 02
Промышленная Среда
И ещё немного об информационном пространстве отечественного ТВ.

Всем, кто смотрит федеральные каналы, уже очевидно, что кроме США и Украины в мире больше нигде ничего не происходит. Нас давно пугают угрозой войны с ними, и, конечно, угрозой со стороны Китая. И не каждый преданный зритель ТВ понимает, что нас просто держат за болванчиков.

Без углубленного полит.анализа вполне очевидно, что власти Украины борются за деньги. В стране нет достаточных ресурсов, чтобы, как Россия, жить от продажи сырья. И потому пытаются отщипнуть по максимуму. Раньше договаривались, делились и все было тихо. Российскую нефть как-то прокачивали через независимого белорусского оператора, перерабатывали на украинских НПЗ. Объёмы невеликие и поэтому, вероятно, для больших людей это не интересно.

А** угрозы со стороны США и Китая крайне важны для обоснования необходимости сокращения соц.расходов и наращивания государственной 'кубышки'** - мы ведь должны всегда быть готовы!

Тем временем, как я раньше писал и постоянно повторяюсь, #СанкцииНавсегда !

Мне не интересно, что происходит в странах, которые ввели против нас санкции. Мне интересно, каков политехнический климат и какие тенденции развития экономики в странах, с которыми мы все-таки можем взаимодействовать. Но пока есть информация только о том, что мы 'таким странам' периодически выдаём (невозвратные) кредиты.

Дополнительно хочется узнать, какие есть возможности для торговли с этими странами и компаниями. Это, безусловно  и все ещё Китай, страны Юго-Востока, Ближнего Востока и Африки. больше нам уже нигде не рады.

Мне все равно, будет президентом Трамп или  Байден и т.п. Это уже никак не повлияет на мою жизнь и работу.

Не менее интересный вопрос: что происходит в странах СНГ? Почему в Узбекистане с населением 34 млн человек темпы роста экономики  6-7% последние три года, а у нас 0-1%, да и то в зависимости от усердности Росстата?

А для изучения культурного наследия в странах, которые не любят Россию, есть много возможностей. Самый простой вариант - интернет. Интересуйтесь, пользуйтесь, пока не отключили.

#СанкцииНавсегда
источник
2019 October 07
Промышленная Среда
Борьба с пьянством и инвест.климат.

Вчера по радио услышал ободряющую новость о снижении употребления алкоголя в России. Главный вывод, что Президент добился успехов в борьбе с "зелёным змеем" в отличии, например, от запретительных мер Горбачева.

С особенным пиететом было отмечено, что значительно снизилось потребление пива. При этом многие помнят современную историю пивной отрасли. В 2005-2010 года шло бурное развитие пивного бизнеса: закупалось новейшее оборудование, внедрялись лучшие мировые технологии (без сарказма!), появлялись новые яркие бренды.. В отрасль рекой текли иностранные инвестиции.

Буржуазные компании с космическими мультипликаторами в несколько раз переплачивали, покупая российские предприятия и российские бренды в надежде на будущий кратный рост объемов и в борьбе за доли рынка.

Федеральные чиновники с восторгом отчитывались о привлечении инвестиций, резали ленточки при открытии новых производств.. тем временем по-тихому более 60% производства пива ушло под контроль голландских, бельгийских, турецких компаний. Всем этим инвесторам были даны гарантии о защите инвестиций и т.д. и т.п.

И правда, ни у кого никакие активы Госкомпании не отняли. Однако за это время акцизы на пиво выросли примерно в 7 раз. На фоне борьбы с алкоголизмом была запрещена реклама на TV, вводились новые требования  к упаковке и т.п. Стоимость качественного пива сравнялась с крепкими алкогольными напитками. Естественно, потребление и производство пива резко сократилось. Было закрыто много производств. Некоторые пытались перепрофилирование под другие нужды, но, как правило, безуспешно.

Я не защищаю производителей пива и не призываю к его употреблению, но впечатляет долгосрочная стратегия российских чиновников по 'не поддержке' иностранных инвестиций. Обвинить в этом зловредных 'западных партнёров'  никак не получится.

Сложно привлекать западные инвестиции, когда само государство красиво меняет правила игры по ходу действия. На этом фоне любопытно наблюдать за дискуссией между аппаратом  вице-премьера Д.Козака и Минфином касательно поддержки инвестиционной активности.

#госрегулирование
источник
2019 October 08
Промышленная Среда
Необъяснимо, но факт. Минэкономразвития предложило увеличить в 2020 году налоги для малого бизнеса на 4,9%

Несмотря на бессмысленно профицитный бюджет и декларируемую поддержку малого бизнеса, Минэкономразвития предлагает повысить налоги для малого бизнеса выше инфляции.

В абсолютных цифрах все это выльется в сущие копейки для госбюджета, особенно на фоне миллиардных льгот для нефтяных компаний при освоении так называемых 'трудных' месторождений.

На мой взгляд, можно было бы не тратить аппаратные ресурсы на разработку и администрирование какой-нибудь очередной местечковой программы поддержки малого бизнеса, а просто заморозить на 3-5 лет налоговые ставки. Чиновникам меньше бумаг готовить, малому бизнесу проще налоги считать. Но нет, госмашина работает по всем фронтам.

https://www.rbc.ru/economics/07/10/2019/5d9b0ba79a7947228f4ce0e6?from=from_main

#госрегулирование
источник
2019 October 15
Промышленная Среда
Мир сошел с ума. Но надежда пока есть.

Редко можно встретить статью мэйнстримовского СМИ, где  текущая ситуация с инвестициями в стартапы описывается с использованием слова 'пузырь'. Я бы назвал происходящее ловушкой, в которую инвесторы сами себя загнали.

По ссылке ниже - статья Forbes, которую всем рекомендую к прочтению, - в ней появляются очаги адекватного восприятия происходящего. Хочу прокомментировать некоторые тезисы.

1️⃣ Например, "... основные траты [стартапов]— на маркетинг. Новые компании гонятся не за прибылью, а за ростом".

К сожалению, так и есть. И часто компании просто масштабируют убытки, а инвесторы боятся разрушить свою же сказку.

Uber раньше утверждал, что надо просто подрасти (в разы), и тогда компания выйдет в плюс. Теперь новая легенда - переход к роботакси, и тогда будет счастье и прибыль. При этом в далёкой России существует Яндекс.Такси, которое при меньшем масштабе уже стабильно работает в прибыль. Возможно, проблема все таки в операционной модели Uber?  

Аналогичная история с Tesla. Подождем ещё несколько кварталов, но есть подозрение, что привычные автопроизводители (Audi, BMW) не будут по 5 лет продавать свои электромобили в убыток. Они не пытаются автоматизировать финишную сборку, а используют понятные и проверенные временем производственные цепочки. Добавлю, что признанный и построивший реально прибыльную компанию г-н Дайсон (да, он продает пылесосов на $5 млрд каждый год и рентабельность по чистой прибыли больше 20%) публично отказлся от анонсированного ранее проекта собственного электромобиля, признав, что не видит, как эта бизнес-модель выйдет в плюс и окупится.

2️⃣ Еще интеренсый тезис из статьи: "Цена компании определяется будущим, а не настоящим. Facebook ... долгое время не знал, как будет монетизировать [пользователей]".

Инвесторы Facebook и Amazon больше 10 лет ждали, когда компании выйдут в прибыль. И дождались. Но есть ещё сотни компаний, инвесторы которых не дождались прибыли. О них намного реже пишут в СМИ, но в них тоже вложены сотни миллионов вполне реальных долларов. Кому интересно, можно почитать про интересные кейсы - робот Baxter ("визионеры роботизации"), сервис доставки еды Munchery ("первооткрыватели индустрии").

В целом история с миллиардной оценкой хронически убыточных компаний, конечно, вызвана почти бесплатными деньгами от Федрезерва и отсутствием соизмеримого объема инвест.проектов у существующих компаний. Инвесторам куда-то нужно было вкладывать почти бесплатные заемные деньги, вот и придумали, куда вложить, перепродавая друг другу небольшие доли в убыточных компаниях.

И все инвесторы будущих единорогов (стартапов с оценкой в $1млрд) до последнего момента будут говорить себе и окружающим про масштабирование, экосистемы и визионерство. До последнего момента, пока в пузырь можно будет затянуть новых инвесторов с новым деньгами.

Однако есть лучи света и в этом царстве. Ситуация с отложенным IPO компании WeWork (крупнейшая в мире сеть коворкингов) подняла много вопросов (помимо обсуждения пристрастия основателя компании к текиле): работает ли бизнес-модель не только на экспансию, но и на рентабельность, превышает ли доход на клиента стоимость привлечения этого клиента? И т.д. Если каждый стартап начнет сам себе задавать эти вопросы, инвестиционный ландшафт может значительно оздоровиться. А инвесторы всегда найдутся.

#актуально
#стартапы

https://www.forbes.ru/finansy-i-investicii/383509-prizrak-novogo-puzyrya-pochemu-ubytochnye-kompanii-stali-stoit-milliardy?photo=2
источник
2019 October 22
Промышленная Среда
За последние десять лет урбанизация продолжалась по всей территории России. Люди покидали сельскую местность.

Это создает большие проблемы для сельхоз отрасли. Уезжают в города прежде всего молодые и  наиболее перспективные. Через 5-10-15 лет работать на селе будет практически некому. Точнее люди, конечно, найдутся, но они будут запрашивать зарплату и условия труда не хуже, чем в городском офисе.

СХ-производители будут просто вынуждены платить такие деньги и тратиться на обустройство быта рабочих. Но зато смогут требовать от них высокой квалификации, в т.ч. использования современных цифровых технологий в с\х. А их уже очень много. От ERP-систем до дронов и роботизированной техники. Правда, чтобы требовать их использования, нужно сначала эти технологии внедрить на своих предприятиях...

#актуально
#цифровизация
источник
2019 October 25
Промышленная Среда
Реальные денежные доходы россиян резко выросли на 3%. Об этом недавно отчитался Росстат.

Было много шума в прессе, но, на мой взгляд, за волной общественного возмущения невольно скрылась одна очень пикантная подробность: доля теневых заработков в структуре доходов (как ее оценивает Росстат) выросла за 2019г. 7,8% до 14,1%. Получается, выросла почти в 2 раза.

Конечно, зарплата в конверте - дело для многих вполне привичное. В кризисные времена бизнес старается снижать официальные зарплаты, доплачивая сотрудникам в конвертах. Однако согласно госстатистике получается, что и белые зарплаты подросли, и серые сильно выросли. Действительно неправдоподобно.

А в целом включение в расчет серых зарплат, которые невозможно измерить и проверить, это нормальный популистский шаг.

Напомню, что согласно международным стандартам системы национальных счетов при расчете ВВП рекомендуется учитывать даже запрещенные законом виды деятельности, например, торговлю оружием и наркотиками, что уж говорить о серых зарплатах. Вопрос только в том, что этими рекомендациями нужно пользоваться, а не злоупотреблять...

#госстатистика
#актуально

https://www.rbc.ru/economics/17/10/2019/5da867bd9a7947249cdcfe6b
источник
2019 November 01
Промышленная Среда
Каждой задаче свое решение. Швейцарцы ловко перевели 110-тонный самосвал на аккумуляторы, причем таким образом, что его, по сути, вообще не нужно заряжать.

Машина работает в карьере, где таскает груз сверху вниз. Такие особенности устройства карьера позволяют за счёт энергии торможения при спуске груженой машины заполнить аккумуляторы достаточным количеством энергии, чтобы самосвал без груза самостоятельно взобрался обратно. Таким образом замкнутый рабочий цикл полностью энергонезависим.

Конечно, это исключительно редкий случай, когда особенности ландшафта площадки позволяют так эффективно использовать электрические машины. Но чем чаще инженеры будут тренироваться в создании таких решений, тем ближе мы будем продвигаться к общей энергоэффективности.

#технологии
https://www.greencarreports.com/news/1124478_world-s-largest-ev-never-has-to-be-recharged
источник
2019 November 05
Промышленная Среда
Ещё немного об электрическом транспорте.

Очередная маркетинговая победа Илона Маска или оставшийся почти не замеченным большой шаг для электромобилей?

Тесла получила разрешение на использование в качестве такси 🚕, причем в Нью-Йорке.

3 важных момента:
1⃣ Тесла зарегистрирована в общей категории транспорта, а не в 'зеленой', которая дает определенные административные преимущества относительно 'обычных' авто. Т.е. Тесла готова конкурировать с обычными авто 'в честной бою', без господдержки.

2⃣ Тесла стала в этом списке  единственным премиальным легковым авто, оказавшись там среди тойот и ниссанов. Это серьезная проверка экономической модели использования электрических авто в целом, так как таксисты точно не будут переплачивать за престижность электромобиля, как это делают сотни тысяч жителей Калифорнии.

3⃣ Тесла - единственный полностью электро автомобиль в списке такси. Это, в свою очередь, серьезный вызов в части проверки долговечности аккумуляторов и авто в целом.

Посмотрим за развитием событий. Но в любом случае Тесла не перестает двигаться вперед, искать новые маркетинговые  решения. Пробы и ошибки - единственный вариант двигаться вперёд, заодно двигая вместе с собой и всю отрасль.

#технологии
#электромобили
https://electrek.co/2019/10/29/tesla-model-3-first-electric-car-approved-nyc-yellow-cab/
источник
2019 November 14
Промышленная Среда
'ДВС не сдается' или 'электричество везде'.

Продолжая серию постов про электроприводы, хочу обратить внимание на интересную разработку - турбина с электродвигаталем.

Краткий экскурс в историю. Когда стало понятно, что нефти по 10$ больше не будет, и западные страны начали бороться за экологию, производителям ДВС пришлось очень много инвестировать в системы снижения выбросов и экономии топлива.

Все больше клапанов на цилиндр, изменяемые фазы газораспределения, отключение части цилиндров на малых нагрузках, наконец системы старт-стоп. Но самым действенным было просто сокращение объема двигателя. А для сохранения мощности двигателя на него ставились турбины, которые добавляли мощности за счёт использования энергии отработанных газов.

Проблема была только в том, что турбина может работать в ограниченном диапазоне оборотов, и на ее запуск требовалось несколько секунд - отсюда известная автомобилистам 'турбояма'. Решение было, как всегда, довольно топорное: поставить 2 или даже 3 турбины, работающие в определеных диапазонах оборотов двигателя. В итоге стоимость одной только 'силовой установки' такого автомобиля была на уровне целой Лады Калины. Казалось бы, турбинам так и суждено кануть в лету вместе со своими ДВС. Но нет...

Производители турбин не сдаются: новая разработка - электротурбина - не только заряжает аккумулятор электромобиля, но и способна быстро запуститься при необходимости, тем самым устраняя турбояму.

Насколько это решение станет распространенным, покажет время. Не будем называть это предсмертными конвульсиями ДВС, но в Норвегии, где нефти хоть отбавляй, продажи двигателей с ДВС сотавляют уже меньше 50%. А мы все ждём Теслу в Яндекс.Такси...

#технологии
#электрификация

https://www.greencarreports.com/news/1125635_turbos-are-going-electric-and-becoming-part-of-hybrid-powertrains
источник
2019 November 24
Промышленная Среда
источник